Особенности формирования и функционирования рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок

Содержание работы

Введение 3
1.Рынок труда: его структура и сущность. 4 1.1 Основные подходы к исследованию рынка труда 4

1.2 Структура рынка труда 6

2. Рынок труда в России 10

2.1 Составляющие российского рынка труда 10

2.2 Особенности российского рынка труда. 13

2.3 Состояние современного отечественного рынка труда 15

3. Будущее рынка рабочей силы в России. 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

    Наряду  с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

 

    

    2. Рынок  труда  в России

    Рынок труда в России еще не сформировался, характеризуется значительными диспропорциями в структуре занятости, ставок заработной платы, наличием административных, правовых и экономических ограничений, но все таки все его основные компоненты имеются. И поэтому можно сказать, что рынок труда, хотя и несовершенный, в России есть.

2.1 Составляющие российского рынка труда

    Исходя  из минимума компонентов, необходимых  для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле, можно выделить следующие компоненты: 1) субъекты рынка труда; 2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами; 3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция); 4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней; 5) рыночная инфраструктура.

    Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок  труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов. Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

    Наемные работники – это участники  общественного производства, продающие  свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например в акционерном обществе).

    Для защиты интересов работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов. Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

    – социально-экономическая, связанная  с обеспечением полной занятости;

    – законодательная, связанная с разработкой  основных юридических норм и правил;

    –регулирование  рынка труда косвенными методами; –защита прав всех субъектов рынка  труда;

    –многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

    Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

    Второй  компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.), других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года.

    Успешное  функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной  и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

    Законодательные нормы и экономические программы  создают основу для более полого и цивилизованного действия рыночного  механизма, т.е. взаимосвязи в взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.

    Рыночная  инфраструктура представляет собой  совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки, и  переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

    Основным  элементом инфраструктуры рынка  труда является государственная  служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.

    Фонд  занятости, так же как и государственная служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции, вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан.

    Центры  подготовки и переподготовки рабочей  силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться  в состав занятого населения.

    Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный  выбор вида деятельности, а также  определенную социальную защиту. В  итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

2.2 Особенности российского  рынка труда.

    Отечественный рынок труда в значительной степени  разбалансирован. Причем это относится  ко всем его срезам - региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою ”разветвленность”, не образует целостной системы.

    Во-первых, это низкое качество рабочей силы.

    Крайне негативно на качестве рабочей силы сказалось разрушение системы начального профессионального образования (школа, ПТУ).

    Выраженная  тенденция увеличения количества лиц  с высшим профессиональным образованием (число граждан, имеющих высшее образование, в экономически активном населении за 2005-2010 гг. повысилось с 1008 тыс. чел. до 7309,8 тыс. чел.) не связана с экономическим ростом на основе технологической модернизации. Профессиональный уровень значительной части российских работников не отвечает международным стандартам, что делает их неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

    Во-вторых, слабая мобильность рабочей силы. Учитывая масштабы территории, она  порождает существенные различия — избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку в других.

    В-третьих, неэффективная занятость населения. Показателем неэффективной занятости  является неполная занятость (работающие в течение года неполное рабочее  время по инициативе администрации  или находившиеся в вынужденных отпусках).

    В-четвертых, существование значительного неформального  сектора экономики. Речь идет о людях, занятых мелкорозничной торговлей, сотрудниках незарегистрированных охранных структур, людях, вовлеченных  в нелегальный бизнес. Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и т.п.), которые нередко осуществляются без какой-либо регистрации и уплаты налогов.

    В-пятых, незначительной долей занятых в малом бизнесе. Мировой опыт свидетельствует, что именно он является главным резервом создания новых рабочих мест и важным источником повышения жизненного уровня населения.

    В-шестых, это финансово-банковская, торгово-посредническая, а также сферы государственного управления имеют же сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционно бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

    Многие  специалисты считают, что Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем  заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих  мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

    При этом важно, чтобы государственное  вмешательство осуществлялось в  основном с помощью экономических  правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а  не административных мер.

    Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать как минимум пять основных подпрограмм:

  • стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
  • создание общественных работ для безработных;
  • содействие найму;
  • социальная поддержка безработных;
  • регулирование международной миграции кадров.

    При этом важно, чтобы государственное  вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

    2.3 Состояние современного  отечественного рынка  труда

    По  данным РОССТАТ общая безработица  в России в феврале 2011 года снизилась по сравнению с предыдущим месяцем до 5,6 миллиона человек.

    "В  феврале 2011 года, по предварительным  итогам обследования населения  по проблемам занятости, 5,6 миллиона  человек, или 7,4% экономически  активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда)", - говорится в сообщении.

    В январе 2011 года безработными РФ были 5,7 миллиона человек, или 7,6% экономически активного населения. В государственных  учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,7 миллиона человек, в том числе 1,4 миллиона человек получали пособие по безработице, сообщает ведомство.

      Численность экономически активного  населения в феврале 2011 года  составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,6 миллиона человек, или более 53% от общей численности населения страны. Половина занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В январе 2011 года в них работало 34,5 миллиона человек, или 49,5% общей численности занятых.

    Рынок труда в России неотделим от макроэкономических показателей. Тенденции развития кадровой индустрии во многом диктуются потребностями  производства и определяются законом спроса и предложения. На рынке рабочей силы условия все больше диктуют работники (соискатели).

    Стабилизация  политической ситуации и структурная  перестройка экономики привели  к устойчивому росту и развитию производства. Это обусловило увеличение количества рабочих мест и рост спроса на труд (за последние 3 года численность специалистов, занятых в экономике, возросла на 3,3%). Также модернизация производства и переход к новым технологиям привели к возрастанию требований работодателей к качеству рабочей силы. Но система образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих не может быть полностью удовлетворен. Возникает рассогласованность между спросом и предложением.  

Информация о работе Особенности формирования и функционирования рынка труда в России