Особенности формирования и развития экспортного потенциала России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

В связи с вышесказанным, нами была поставлена цель – выяснить экспортный потенциал России. Для достижения своей цели нами были разработаны следующие задачи:
1. дать характеристику экспортного потенциала России;
2. выяснить, как осуществляется нормативно-правовое регулирование экспорта в нашей стране;
3. изучить основные особенности формирования и развития экспортного потенциала России.

Содержание работы

Введение…………………..…………………………………………………………. 3
Глава I. Экономическая характеристика экспортного потенциала России
1.1. Содержание и сущность экспортного потенциала России……………………..
1.2. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала………
1.3. Нормативно-правовое регулирование экспорта………………………...............
Глава II. Особенности формирования и развития
экспортного потенциала России………………………………………………….
2.1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала...
2.2. Несырьевой комплекс и его участие в экспортном потенциале………………….
Заключение……………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Экспортный потенциал России.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В законе впервые  более четко определены компетенции  Правительства РФ и ЦБ России в  области валютного регулирования.

В декабре 1995 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей.

 

В соответствии со ст. 5 данного Соглашения стороны  приняли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акции и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации.

Развитию взаимовыгодного  внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением от 20 ноября 2009 года «О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ». Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.

Подтверждением  подлинности сертификата о происхождении  товара из данного государства являются:

письменная  декларация экспортера о том, что  товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

письменное  удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, подтверждающее подлинность представленных экспортером сведений.

Отсутствие  надлежаще оформленного сертификата  или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.

Товары, происхождение  которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Указанные режимы восстанавливаются для таких  товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.

Основополагающими законодательными актами, регулирующими  экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).

Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

Таможенный  кодекс РФ впервые четко регламентировал  правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.

На базе вышеназванных  законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы, а также других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулировования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

Особо следует  отметить, что принятием постановления  правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 « О министерстве экономического развития РФ». Министерство экономического развития получило статус уполномоченного  федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.

Учет участников внешнеторговой деятельности в системе  таможенного регулирования ведется  в целях идентификации юридических  лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в части принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

Кроме того, из программных документов, отдельной  программы развития экспорта в РФ на данный момент не принято. Но вопросы развития экспорта рассматриваются в рамках других программ. Например, в программе « Развитие экспорта транспортных услуг» (2010-2015 годы), разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Целями данной подпрограммы являются:

повышение конкурентоспособности  транспортной системы Российской Федерации  и реализация транзитного потенциала страны;

улучшение инвестиционного  климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение сбалансированного  и эффективного развития транспортно-технологической  инфраструктуры;

повышение конкурентоспособности  международных транспортных коридоров;

формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства.

Также разрабатываются  программы развития экспорта в рамках развития отдельных областей. Например, программы развития Калининградской, Нижегородской областей.

В Нижегородской  области – это «Концепция развития малого и среднего предпринимательства  на территории Нижегородской области  до 2020 года», утвержденная Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым 25 ноября 2008 года, в которой предусмотрен раздел «Развитие экспортного потенциала».

Либо же направления  развития экспортного потенциала предусмотрены  в программах развития отдельных  отраслей. Примером такой программы  может служить Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 « Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».

Постановлением  Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 « О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» устанавливает единые правила страхования экспортных кредитов.

Отдельные аспекты  повышения экспортного потенциала освещены в «Концепции внешней политики РФ», утверждена 12.07.2008 № ПР-1440 и « Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» от 17.11.2008 года № 1662-р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

 

2.1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России.

Топливно-сырьевой комплекс составляет основу российского  экспорта, что свидетельствует о  его высокой конкурентоспособности  на мировом рынке. В настоящее время состояние ведущих экспортоориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.) характеризуется следующими показателями:

постепенное истощение  старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);

необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);

высокие транспортные издержки (для большинства экспортоориентированных отраслей).

Таким образом, ТЭР - это богатство России. Топливно-энергетическая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на ТЭР всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей топливно-энергетической промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира. Природа щедро наделила нашу страну энергетическим сырьем. Она располагает примерно четвертью всех энергоресурсов планеты: 27% мировых запасов газа, 13% нефти, 30% угля, 14% урана. Для российской территории характерна невысокая степень разведанности ресурсов, то есть изученности недр на базе новейших геологоразведочных технологий. Например, степень разведанности ресурсов нефти составляет 34%, газа - лишь 25%[1].

О товарной структуре  экспорта можно судить по таблице  №1.

 

Таблица 1

Товарная  структура экспорта Российской Федерации

(в фактически  действовавших ценах, по данным www.gks.ru)

 

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Миллиардов  долларов США

Экспорт –  всего

78,2

103

182

241

301

352

468

302

в том числе:

               

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,4

1,6

3,3

4,5

5,5

9,1

9,3

10,0

минеральные продукты

33,3

55,5

105

156

199

228

326

203

продукция химической промышленности, каучук

7,8

7,4

12,0

14,4

16,7

20,8

30,2

18,7

кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них

0,3

0,3

0,4

0,3

0,4

0,3

0,4

0,2

древесина и  целлюлозно-бумажные изделия

4,4

4,5

7,0

8,3

9,5

12,3

11,6

8,4

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,1

0,8

1,1

1,0

1,0

1,0

0,9

0,7

металлы, драгоценные  камни и изделия из них

20,9

22,4

36,7

40,6

48,9

56,0

61,8

38,7

машины, оборудование и транспортные средства

8,0

9,1

14,1

13,5

17,4

19,7

22,8

17,9

прочие

1,0

1,6

2,1

2,5

3,1

4,4

4,5

3,8

 

В процентах  к итогу

Экспорт — всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,8

1,6

1,8

1,9

1,8

2,6

2,0

3,3

минеральные продукты

42,5

53,8

57,8

64,8

65,9

64,9

69,8

67,4

продукция химической промышленности, каучук

10,0

7,2

6,6

6,0

5,6

5,9

6,4

6,2

кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них

0,4

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

древесина и  целлюлозно-бумажные изделия

5,6

4,3

3,9

3,4

3,2

3,5

2,5

2,8

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,5

0,8

0,6

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

металлы, драгоценные  камни и изделия из них

26,7

21,7

20,2

16,8

16,3

15,9

13,2

12,9

машины, оборудование и транспортные средства

10,2

8,8

7,8

5,6

5,8

5,6

4,9

5,9

прочие

1,3

1,5

1,1

1,0

1,0

1,2

0,9

1,2


 

Структуру экспорта важнейших видов товаров можно  проследить по таблице №2.

 

Таблица 2

Экспорт важнейших товаров Российской Федерации

 

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Экспорт – всего, млн. долл. США

78217

103093

181600

241473

301244

351930

467581

301745

Рыба свежая и мороженая*, тыс. т

105

1060

1136

1265

1264

1223

1274

1294

Пшеница и меслин, тыс. т

144

594

4716

10348

9724

14513

11764

16827

Руды и концентраты железные, млн. т

13,9

19,2

17,0

18,2

22,9

25,6

22,6

20,5

Уголь каменный, млн. т

29,5

44,1

72,0

79,8

91,4

98,0

97,5

105

Нефть сырая, млн. т

116

145

258

253

248

258

243

247

Нефтепродукты, млн. т

46,5

62,7

82,04

97,1

104

112

118

124

Газ природный, млрд. м3

180

194

200

207

203

192

195

168

Газ природный, млрд. м3

16684

15132

19201

22568

20927

18464

20738

17923

Удобрения минеральные азотные, тыс. т:

               

в физическом весе

8143

9323

9342

10181

10583

10147

9777

11374

в пересчете  на 100% питательных веществ

2841

4585

5281

4852

6068

5916

2149

Удобрения минеральные смешанные, тыс.т

3845

6312

7970

7373

7325

7273

6003

6748

Лесоматериалы необработанные, млн. м3

18,4

30,9

41,6

48,0

51,1

49,4

36,8

21,7

Черные металлы, млн. долл. США

7156

6733

16965

18698

18904

22435

28648

15553

Медь, тыс. т

741

649

340

311

271

286

206

510

Информация о работе Особенности формирования и развития экспортного потенциала России