Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
В связи с вышесказанным, нами была поставлена цель – выяснить экспортный потенциал России. Для достижения своей цели нами были разработаны следующие задачи:
1. дать характеристику экспортного потенциала России;
2. выяснить, как осуществляется нормативно-правовое регулирование экспорта в нашей стране;
3. изучить основные особенности формирования и развития экспортного потенциала России.
Введение…………………..…………………………………………………………. 3
Глава I. Экономическая характеристика экспортного потенциала России
1.1. Содержание и сущность экспортного потенциала России……………………..
1.2. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала………
1.3. Нормативно-правовое регулирование экспорта………………………...............
Глава II. Особенности формирования и развития
экспортного потенциала России………………………………………………….
2.1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала...
2.2. Несырьевой комплекс и его участие в экспортном потенциале………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В законе впервые
более четко определены компетенции
Правительства РФ и ЦБ России в
области валютного
В декабре 1995 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей.
В соответствии со ст. 5 данного Соглашения стороны приняли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акции и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации.
Развитию взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением от 20 ноября 2009 года «О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ». Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.
Подтверждением
подлинности сертификата о
письменная
декларация экспортера о том, что
товар удовлетворяет соответств
письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, подтверждающее подлинность представленных экспортером сведений.
Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.
Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.
Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.
Основополагающими законодательными актами, регулирующими экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).
Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.
Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.
На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы, а также других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулировования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.
Особо следует отметить, что принятием постановления правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 « О министерстве экономического развития РФ». Министерство экономического развития получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.
Учет участников
внешнеторговой деятельности в системе
таможенного регулирования
Кроме того, из программных документов, отдельной программы развития экспорта в РФ на данный момент не принято. Но вопросы развития экспорта рассматриваются в рамках других программ. Например, в программе « Развитие экспорта транспортных услуг» (2010-2015 годы), разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Целями данной подпрограммы являются:
повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Задачами подпрограммы являются:
обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;
повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;
формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства.
Также разрабатываются программы развития экспорта в рамках развития отдельных областей. Например, программы развития Калининградской, Нижегородской областей.
В Нижегородской
области – это «Концепция развития
малого и среднего предпринимательства
на территории Нижегородской области
до 2020 года», утвержденная Губернатором
Нижегородской области В.П.
Либо же направления развития экспортного потенциала предусмотрены в программах развития отдельных отраслей. Примером такой программы может служить Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 « Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 « О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» устанавливает единые правила страхования экспортных кредитов.
Отдельные аспекты
повышения экспортного
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
2.1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России.
Топливно-сырьевой
комплекс составляет основу российского
экспорта, что свидетельствует о
его высокой
постепенное истощение старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);
необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);
высокие транспортные
издержки (для большинства экспортоориен
Таким образом, ТЭР - это богатство России. Топливно-энергетическая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на ТЭР всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей топливно-энергетической промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира. Природа щедро наделила нашу страну энергетическим сырьем. Она располагает примерно четвертью всех энергоресурсов планеты: 27% мировых запасов газа, 13% нефти, 30% угля, 14% урана. Для российской территории характерна невысокая степень разведанности ресурсов, то есть изученности недр на базе новейших геологоразведочных технологий. Например, степень разведанности ресурсов нефти составляет 34%, газа - лишь 25%[1].
О товарной структуре экспорта можно судить по таблице №1.
Таблица 1
Товарная структура экспорта Российской Федерации
(в фактически действовавших ценах, по данным www.gks.ru)
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Миллиардов долларов США | ||||||||
Экспорт – всего |
78,2 |
103 |
182 |
241 |
301 |
352 |
468 |
302 |
в том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1,4 |
1,6 |
3,3 |
4,5 |
5,5 |
9,1 |
9,3 |
10,0 |
минеральные продукты |
33,3 |
55,5 |
105 |
156 |
199 |
228 |
326 |
203 |
продукция химической промышленности, каучук |
7,8 |
7,4 |
12,0 |
14,4 |
16,7 |
20,8 |
30,2 |
18,7 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4,4 |
4,5 |
7,0 |
8,3 |
9,5 |
12,3 |
11,6 |
8,4 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,1 |
0,8 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
20,9 |
22,4 |
36,7 |
40,6 |
48,9 |
56,0 |
61,8 |
38,7 |
машины, оборудование и транспортные средства |
8,0 |
9,1 |
14,1 |
13,5 |
17,4 |
19,7 |
22,8 |
17,9 |
прочие |
1,0 |
1,6 |
2,1 |
2,5 |
3,1 |
4,4 |
4,5 |
3,8 |
В процентах к итогу | ||||||||
Экспорт — всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1,8 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
2,6 |
2,0 |
3,3 |
минеральные продукты |
42,5 |
53,8 |
57,8 |
64,8 |
65,9 |
64,9 |
69,8 |
67,4 |
продукция химической промышленности, каучук |
10,0 |
7,2 |
6,6 |
6,0 |
5,6 |
5,9 |
6,4 |
6,2 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
5,6 |
4,3 |
3,9 |
3,4 |
3,2 |
3,5 |
2,5 |
2,8 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,5 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
26,7 |
21,7 |
20,2 |
16,8 |
16,3 |
15,9 |
13,2 |
12,9 |
машины, оборудование и транспортные средства |
10,2 |
8,8 |
7,8 |
5,6 |
5,8 |
5,6 |
4,9 |
5,9 |
прочие |
1,3 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
0,9 |
1,2 |
Структуру экспорта важнейших видов товаров можно проследить по таблице №2.
Таблица 2
Экспорт важнейших товаров Российской Федерации
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Экспорт – всего, млн. долл. США |
78217 |
103093 |
181600 |
241473 |
301244 |
351930 |
467581 |
301745 |
Рыба свежая и мороженая*, тыс. т |
105 |
1060 |
1136 |
1265 |
1264 |
1223 |
1274 |
1294 |
Пшеница и меслин, тыс. т |
144 |
594 |
4716 |
10348 |
9724 |
14513 |
11764 |
16827 |
Руды и концентраты железные, млн. т |
13,9 |
19,2 |
17,0 |
18,2 |
22,9 |
25,6 |
22,6 |
20,5 |
Уголь каменный, млн. т |
29,5 |
44,1 |
72,0 |
79,8 |
91,4 |
98,0 |
97,5 |
105 |
Нефть сырая, млн. т |
116 |
145 |
258 |
253 |
248 |
258 |
243 |
247 |
Нефтепродукты, млн. т |
46,5 |
62,7 |
82,04 |
97,1 |
104 |
112 |
118 |
124 |
Газ природный, млрд. м3 |
180 |
194 |
200 |
207 |
203 |
192 |
195 |
168 |
Газ природный, млрд. м3 |
16684 |
15132 |
19201 |
22568 |
20927 |
18464 |
20738 |
17923 |
Удобрения минеральные азотные, тыс. т: |
||||||||
в физическом весе |
8143 |
9323 |
9342 |
10181 |
10583 |
10147 |
9777 |
11374 |
в пересчете на 100% питательных веществ |
… |
2841 |
4585 |
5281 |
4852 |
6068 |
5916 |
2149 |
Удобрения минеральные смешанные, тыс.т |
3845 |
6312 |
7970 |
7373 |
7325 |
7273 |
6003 |
6748 |
Лесоматериалы необработанные, млн. м3 |
18,4 |
30,9 |
41,6 |
48,0 |
51,1 |
49,4 |
36,8 |
21,7 |
Черные металлы, млн. долл. США |
7156 |
6733 |
16965 |
18698 |
18904 |
22435 |
28648 |
15553 |
Медь, тыс. т |
741 |
649 |
340 |
311 |
271 |
286 |
206 |
510 |
Информация о работе Особенности формирования и развития экспортного потенциала России