Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 23:48, курсовая работа
Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений связана с формированием рынка труда в экономической системе страны. Механизм формирования и функционирования рынка труда в различных странах имеет как ряд общих черт, так и множество отличий, обусловленных спецификой развития. Формирование рынка труда в России имеет определенные преимущества и недостатки по сравнению с эволюционным ходом развития рынка труда, характерного. Для большинства развитых стран. В целом формирование рынка труда протекает под влиянием различных факторов: одни являются предпосылками успешного решения проблем занятости в стране, другие, наоборот, будут провоцировать обострение этих проблем. Несмотря на то, что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Именно этим объясняется актуальность данной темы.
Введение 2
Глава 1. Сущность, структура и функционирование рынка труда в России
1.1 Сущность рынка труда 4
1.2 Структура рынка труда 6
1.3 Особенности функционирования рынка труда 8
Глава 2. Правовое регулирования рынка труда в России
2.1 Перспективы рынка труда в России 19
2.2 Развитие рынка труда Российской Федерации 23
Заключение 25
Список используемой литературы
Для обеспечения конкурентоспособности российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, что повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.
2.1 Перспективы рынка труда в России
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
развитие кадрового потенциала;
оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
стимулирование экономической активности населения;
повышение качества рабочих мест.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами;
совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;
совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;
реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.
С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.
2.2 Развитие
рынка труда Российской
В целях развития рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:
- формирование
механизмов, мотивирующих органы
государственной власти
- осуществление
комплекса мер по
- осуществление
дополнительных мероприятий по
содействию занятости
- осуществление комплекса мер по устранению экономических ограничений, сдерживающих перемещение российских граждан по территории страны (иногородних работников) в целях осуществления трудовой деятельности;
- использование
информационных
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В целях решения проблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.
Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.
Заключение
В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
В первой главе мы дали целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.
Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда. В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.
Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.
Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Ст. 37, п. 1. Новосибирск: изд-во Сиб. унив., 2005. С.64.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2006. С. 5, 32.
Конвенция МОТ от 15 июня 1960 г. N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" // Дискриминация вне закона. М.: Юристъ, 2003. С. 256 - 258.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901);
Учебная литература:
Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;
Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991—2000 гг.). — М.:ГЕИС, 2002, С.14;
Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4—5;
Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 254;
Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. — М., 2000, С.111;
Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.146.
Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;
Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;
Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе-декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4
Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4—5.
Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 254;
Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. — М., 2000, С.111;
Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 256;
Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.146.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901);
28
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях