Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 08:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть «теневую экономику», ее причины возникновения и особенности функционирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать предпосылки становление теневой экономики;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об особенностях функционирования теневой экономики;
Введение
Глава 1 Особенности функционирования теневой экономики
теневая экономика: причины, масштабы, виды, механизм функционирования
глава 2 Формы и методы борьбы с теневой экономикой
Заключение
только преступника, но и само себя, поскольку заключенный находится на государственном обеспечении, ничего не производя. «Преступник, находящийся в тюрьме, не способен быть производительным, - пишет по этому поводу П. Рубин, - и он производит некоторые издержки, в то время как никто не получает в результате выгоды». Подобные ситуации, когда происходит не перераспределение благ, а абсолютное их сокращение, экономистам хорошо известны, их называют возникновением «омертвленных издержек» .
Г. Беккер полагает, что штрафы эффективнее тюремного заключения, поскольку при применении штрафов не возникает омертвленных издержек.
Помимо замены тюремных сроков заключения денежными штрафами для экономии издержек правоохранительной деятельности часто используется практика «согласованного признания вины». Подобные компромиссы, указывает американский экономист-криминолог У. Ландс, часто вызывают осуждение, но с экономической точки зрения они вполне оправданны, так как судебный процесс несет значительные издержки обоим сторонам . Если они могут уладить дело «полюбовно», то в выигрыше будет и обвиняемый, и обвинитель.
Не вызывает сомнений тезис, что борьба с теневой экономикой - это прежде всего борьба с коррупцией, сложность борьбы с которой состоит в том, что коррупция - не только криминальная проблема, но и политическое, экономическое, социальное явление.
Борьба с коррупцией. Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться начиная примерно с 1980-х гг. как одна из главных забот международной политики.
Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность.
В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства - не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением.
Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с ней на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе на международном уровне.
В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность.
Борьба с уклонением от налогов. Классическую модель рационального выбора налогоплательщика разработали М. Аллингам и А. Сандмо. Согласно их допущениям, решение об уклонении или уплате налога налогоплательщик принимает под влиянием таких факторов, как ставка налога, вероятность обнаружения факта уклонения и размер штрафных санкций.
Украинские ученые В. Вишневский и А. Веткин, используя модель М, Аллингама и А. Сандмо, предложили модель рационального выбора налогоплательщика в условиях трансформационной экономики постсоветского периода . В своей модели В. Вишневский и А. Веткин учитывают трансакционные издержки уклонения от уплаты налогов. Это комиссионные вознаграждения посредникам за оказание услуг по уклонению от уплаты налогов, издержки ведения двойной бухгалтерии.
Для уменьшения масштабов уклонения от уплаты налогов, по мнению В. Вишневского и А. Веткина, требуется совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ. Необходима реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями общественной властью в корыстных интересах.
Уклонение от налогов породило создание множества концепций борьбы с этим поистине всеобщим явлением. Условно подходы к борьбе с уклонением от налогов можно разделить на пять видов.
1.
Юридический подход
предполагает совершенствование
законодательной базы. Однако существуют
расхождения по поводу того, как
это делать - например, импортировать
институты или пытаться
2.
Утилитаристский подход
подкрепляется совершенствованием
формальных правил, пытаясь апеллировать
к экономическим интересам
рационально действующих
3.
Силовой подход связан
с ужесточением санкций
против нарушителей. Реализовываться
такой подход может по-разному.
Можно пойти по легкому пути
- нарастающего фронтального
4.
Конвенциональный подход
5. Культурно-нормативный
подход нацелен на изменение
социальных норм: выработку лояльности
по отношению к государству, достижение
уважения к формальным
Перечисленные подходы являются дополняющими друг друга. Никакой панацеи - одного удачного решения - в борьбе с уклонением от налогов быть не может.
Борьба
с организованной
Американский экономист-криминолог Т. Шеллинг отмечал, что некоторые цели организованной преступности совпадают с целями общества - минимизация междоусобных банд и всех насильственных побочных последствий преступлений. С тех пор в работах неоинституционалистов постоянно звучит призыв к разумному компромиссу с организованной преступностью.
Что касается «преступлений без жертв», типа деятельности сутенеров или наркоторговцев, то здесь применимо сравнение моделей конкурентного и монополизированного рынков: монополизация ведет к росту цен при сокращении объема продаж криминальных товаров, что является позитивным для общества результатом.
Экономическая теория убедительно доказывает, что для общества организованная преступность предпочтительнее преступности дезорганизованной. Экономисты авторитетно предостерегают против популистских «крестовых походов» на организованную преступность, результатом которых станет не снижение, а увеличение социальных издержек.
Воистину, прав был О. Уайльд, когда говорил, что лучший способ борьбы с пороком - это примириться с ним.
Заключение
На основе данной работы сформулируем общий вывод о роли теневых экономических отношений в хозяйственной жизни общества и о том, каков должен быть стратегический курс в отношении теневой экономики.
Теневая экономика является системным явлением, обладающим свойствами повсеместности и универсальности. Она имеет сложную структуру и неразрывно связана с официальной экономикой.
Существует мнение, что теневая экономика — это вредоносный микроб, паразитирующий на здоровом теле общества. Однако последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать строго однозначно. Многие виды теневой экономики скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики сильно изменяется в зависимости от того, о каких видах идет речь и в рамках какой экономической системы она развивается.
В последние десятилетия в хозяйстве практически всех групп стран наблюдается устойчивая тенденция относительного роста теневой экономики. Согласно оценкам экономистов Кельнского института международных исследований, к началу 1990-х гг. негативные эффекты теневой экономики развитых стран заметно превышали ее положительные результаты. Развитие теневой экономики приводит к расширению криминальности в экономике страны и регионов.
В ближайшем будущем незаметны факторы, которые ликвидировали бы спрос на мафиозные товары и услуги. Общая тенденция к активизации роли государственного регулирования четко прослеживаемая на протяжении всего XX в., вызывает развитие «неформальности». Однако же нет и причин, которые способствовали бы безграничному разрастанию «черной» теневой экономики.
Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.
Задача правоохранительных органов — сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Если использовать метафору Е. Шварца, преступная тень общества должна знать свое место.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит, что угрозы в сфере экономики обусловлены «существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы». Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход будущих выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.
Так, в ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. Все зависит только от нас.
Информация о работе Особенности функционирования теневой экономики