Особенности географического положения России и их влияние на экономическое и социальное развитие страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Со времени петровских реформ в России начинается колоссальный по тем временам рост промышленности, многие ее отрасли приобретают мировое значение. Во второй половине XVIII в. внешнеторговый оборот России увеличивается впятеро. Еще быстрее растет внутренняя торговля - общий объем ярмарочной торговли в 1818 г. впятеро превосходит объем внешней торговли. С расширением границ России на Востоке, Кавказе, в Причерноморье, с включением в ее состав Польши и Финляндии московская торговля по новым дальним трактам (улучшенным грунтовым дорогам, соединяющим важные населенные пункты) достигает Охотного и Черного морей, проникает в глубинные горные долины Кавказа и оазисы Средней Азии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………1
1.Экономико-географическое положение и границы России…………...2
2.Геополитическое положение России……………………………………4
3.Транспортно-географическое положение России…………………….10
4.Оценка РФ на макро уровне……………………………………………14
5.Геополитические приоритеты на современном этапе………………..15
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………….19

Файлы: 1 файл

ekonom_potentsial.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами  СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами.

 

8

По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки  границ бывшего СССР.

В последнее время  поднимаются на официальном и  неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
  • В Латвии – Пыталовский район.
  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным  ухудшение политики ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. "Географическое отдаление России" сократило ее участие в европейских делах". Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

 

 

 

 

 


3.Транспортно-географическое положение России

Геополитическое положение  России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономической карте мира, отражающим положение по отношению к основным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики.

В свою очередь возможности (ЭГП) во многом определяются транспортно-географическим положением страны. Российская империя  и Советский Союз имели четыре основных выхода в Мировой океан: во-первых, Балтийский, "прорубленный" Петром I в XVIII в. (Петербург, порты Прибалтики); во-вторых, Черноморский; в-третьих, Северный; в-четвертых, Тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возможности России для самостоятельного выхода к морским торговым путям резко сужаются на первых двух выходах - Балтийскому и Черноморскому.

У России на Балтике из крупных портов остались Санкт-Петербургский (Ленинградский) порт с грузооборотом  в 11 млн. тонн и небольшие по мощности Выборгский и Калининградский порты, причем Выборгский порт отчасти используется Финляндией, в то время как Таллин, Вентспилс, Рига, Клайпеда стали портами новых независимых государств с грузооборотом около 75 млн. тонн.

Аналогичное положение  сложилось в Черноморско-Азовском бассейне, где Россия имеет всего два порта: Новороссийск и Туапсе (60 млн. тонн). В то же время порты Украины (Одесса, Ильичевск, Херсон, Измаил, Мариуполь), а также порты Грузии (имея грузооборот в 100 млн. тонн) рассчитаны на многочисленные грузы других стран СНГ, прежде всего России.

Порты Балтии и Украины, предназначенные для внешней  торговли, в настоящее время используются слабо. Поэтому должны быть достигнуты взаимовыгодные экономические соглашения для использования этих портов

10

Россией, а также расширены  существующие порты России, особенно на Севере и Дальнем Востоке. Несмотря на сложности транспортно-географического положения, новая Россия активно проводит свою новую экономическую политику. Понятие "экономико-географическое положение" (ЭГП) ввел в географическую науку Н.Н. Баранский. ЭГП широко используется в географии не только для оценки места стран на мировой карте, но и для определения отношения любого географического объекта (город, район и т.д.) к другим объектам расположения вне его. Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

11

 Сложившееся положение  ограничивает морские связи со  странами Запада через Балтийское  и Черное моря. Но, вместе с  тем, увеличивается значение северных  портов. Северный выход связан  с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере. Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол "Сибиряков" прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома]. На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

 

12

 Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей. На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии. При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

 

 

 

 

 

 

13

4. Оценка  РФ на макроуровне

 

Для определения положения  России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается  ее положение относительно центров  экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение  – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить  положение страны на экономической  карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания  особенностей положения стран, районов  и городов используют разные уровни (масштабы):

  • "Макро уровень" - должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.
  • "Мезо уровень" - оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).
  • "Микро уровень" - положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

 

 

 

 

 

 

 

14

5. Геополитические  приоритеты на современном этапе 

 

Если раньше СССР существовал  в биполярном мире (США - НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

  • Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
  • Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
  • Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).
  • Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
  • Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится  к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень  важен для нашей страны.

 

15

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Заключение

 

Проблемы:

  1. Приоритет прав бюрократии над правами человека;
  2. РФ не сформировала геополитических кодов;
  3. Российский исследователь Треймин попытался проанализировать последствия распада СССР:

-РФ вернулась к границам 17-18 вв., от нее откололась ј часть почти с половиной населения;

-Россия лишилась  значительной части портов (ограничен  выход в Черное и Балтийское  моря);

-Россия лишилась ряда сельскохозяйственных регионов, т.е это был удар по продовольственной безопасности;

-Россия удалилась  от мировых транспортных путей  (морских, железнодорожных), значительная  часть транспортной сети оказалась  разрезанной;

-Россия потеряла  зоны геополитического влияния;

Необустроенность границ (наркоторговля, терроризм, преступность);

-эсклав (анклав) – территория, находящаяся вне  основной территории государства  (Калининградская область);

Информация о работе Особенности географического положения России и их влияние на экономическое и социальное развитие страны