Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 14:14, контрольная работа
Со времени петровских реформ в России начинается колоссальный по тем временам рост промышленности, многие ее отрасли приобретают мировое значение. Во второй половине XVIII в. внешнеторговый оборот России увеличивается впятеро. Еще быстрее растет внутренняя торговля - общий объем ярмарочной торговли в 1818 г. впятеро превосходит объем внешней торговли. С расширением границ России на Востоке, Кавказе, в Причерноморье, с включением в ее состав Польши и Финляндии московская торговля по новым дальним трактам (улучшенным грунтовым дорогам, соединяющим важные населенные пункты) достигает Охотного и Черного морей, проникает в глубинные горные долины Кавказа и оазисы Средней Азии.
Введение……………………………………………………………………1
1.Экономико-географическое положение и границы России…………...2
2.Геополитическое положение России……………………………………4
3.Транспортно-географическое положение России…………………….10
4.Оценка РФ на макро уровне……………………………………………14
5.Геополитические приоритеты на современном этапе………………..15
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………….19
Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами.
8
По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.
В последнее время
поднимаются на официальном и
неофициальном уровнях претензи
Представляется очевидным ухудшение политики ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.
Нынешняя ситуация порождает множество проблем. "Географическое отдаление России" сократило ее участие в европейских делах". Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.
9
3.Транспортно-географическое
положение России
Геополитическое положение
России взаимосвязано с экономико-
В свою очередь возможности (ЭГП) во многом определяются транспортно-географическим положением страны. Российская империя и Советский Союз имели четыре основных выхода в Мировой океан: во-первых, Балтийский, "прорубленный" Петром I в XVIII в. (Петербург, порты Прибалтики); во-вторых, Черноморский; в-третьих, Северный; в-четвертых, Тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возможности России для самостоятельного выхода к морским торговым путям резко сужаются на первых двух выходах - Балтийскому и Черноморскому.
У России на Балтике из крупных портов остались Санкт-Петербургский (Ленинградский) порт с грузооборотом в 11 млн. тонн и небольшие по мощности Выборгский и Калининградский порты, причем Выборгский порт отчасти используется Финляндией, в то время как Таллин, Вентспилс, Рига, Клайпеда стали портами новых независимых государств с грузооборотом около 75 млн. тонн.
Аналогичное положение
сложилось в Черноморско-
Порты Балтии и Украины, предназначенные для внешней торговли, в настоящее время используются слабо. Поэтому должны быть достигнуты взаимовыгодные экономические соглашения для использования этих портов
10
Россией, а также расширены существующие порты России, особенно на Севере и Дальнем Востоке. Несмотря на сложности транспортно-географического положения, новая Россия активно проводит свою новую экономическую политику. Понятие "экономико-географическое положение" (ЭГП) ввел в географическую науку Н.Н. Баранский. ЭГП широко используется в географии не только для оценки места стран на мировой карте, но и для определения отношения любого географического объекта (город, район и т.д.) к другим объектам расположения вне его. Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).
11
Сложившееся положение
ограничивает морские связи со
странами Запада через
12
Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей. На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.
Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии. При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.
13
Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.
Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.
ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.
ЭГП определяется транспортно-географическим положением.
В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):
14
5. Геополитические
приоритеты на современном
Если раньше СССР существовал в биполярном мире (США - НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:
В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.
15
Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).
16
Заключение
Проблемы:
-РФ вернулась к границам 17-18 вв., от нее откололась ј часть почти с половиной населения;
-Россия лишилась значительной части портов (ограничен выход в Черное и Балтийское моря);
-Россия лишилась ряда сельскохозяйственных регионов, т.е это был удар по продовольственной безопасности;
-Россия удалилась
от мировых транспортных путей
(морских, железнодорожных), значительная
часть транспортной сети
-Россия потеряла зоны геополитического влияния;
Необустроенность границ (наркоторговля, терроризм, преступность);
-эсклав (анклав)
– территория, находящаяся вне
основной территории