Особенности инфляции в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 04:02, реферат

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Особенности инфляции в Республике Беларусь…………………………3
Причины инфляции в современной Беларуси…………………………....5
Антиинфляционная политика государсва………………………………..7
Заключение………………………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.

Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд.

Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике.

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. В курсовой работе было рассмотрено особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

Также более подробно были рассмотрены основные причины инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране. Все вышеперечисленные мною ранее причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени.

Избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур.

 

6.  ЛИТЕРАТУРА.

1.         Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.

2.         Бондарь [и др.] / Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.

3.         Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация "Дамков и Ко", 2007 – 504с.

4.         Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.

5.         Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с

6.         Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77

 

                                                                                                                                                                              

 


Информация о работе Особенности инфляции в Республике Беларусь