Особенности экономического кризиса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики, что определяет актуальность исследования темы на современном этапе.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание работы

Введение
Экономический цикл
Теоретические основы экономического кризиса
Экономический кризис 90-х гг. ХХ века
Кризис 2008 года
Россия 2012-2013 г
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

123.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

В результате рыночной реформы функция производственных капиталовложений была передана прежним  хозяином (государством) новому  классу буржуазии. Государственные инвестиции резко сократились. Однако и частные  инвестиции в российскую экономику  также резко сократились.

Разумеется, какие-то средства вкладывают и в  отечественную экономику. Это прежде всего отрасли, спрос на продукцию  которых растет. Сюда относятся, в  первую очередь, те из них, которые удовлетворяют  растущие запросы и прихоти самой  буржуазии, а также отрасли, ориентированные  на экспорт. Происходит изменение структуры  отечественной экономики, которое, однако, не означает ее подъема, поскольку  общий спад перекрывает повышение  объемов производства в отдельных  отраслях.

Кризис 2008 года

Капитализация российских компаний снизилась за два-три  месяца на три четверти, золотовалютные резервы сократились почти на 60 миллиардов долларов или почти  на 10 %, в том числе на 25 миллиардов долларов только за первую декаду октября, банковские вклады населения сократились  примерно на 10 %, уже обанкротились  несколько крупных инвестиционных и коммерческих банков, сокращается  продукция таких отраслей промышленности, как металлургия, гражданское машиностроение, строительство и девелоперская деятельность. В предбанкротном состоянии находятся многие компании. Начались крупные увольнения работников. Об огромном масштабе кризиса говорит размер уже выделенных ресурсов на спасение экономики — около 6 триллионов рублей или примерно 14 % ВВП. Россия оказалась слабым звеном мировой экономики.

Предпосылки циклического кризиса назрели к 2008 году. Речь идет о «перегретости  рынка», что наиболее ярко было видно  в огромном росте заработной платы  и цен в 2008 году, связанном с  завершением восстановительного периода  и почти полном прекращении экономического роста. Влияние внешнего фактора  проявилось в значительном снижении цен на нефть и уменьшении внешнего финансирования осенью 2008 года. Влияние  этого внешнего фактора объяснялось  критической зависимостью от него вследствие внутренней слабости российской экономики. Следовательно, кризис выявил эту внутреннюю слабость, о которой много говорили, но почти ничего не сделали для  ее ослабления. Если бы речь шла только о циклическом кризисе или  импортированном кризисе, его воздействие  на экономику России ограничилось бы 1-2 годами. Между тем, на циклический  кризис наложился системный кризис, и это придает нынешнему кризису  и более глубокий, и более длительный характер.

Российская  экономика по уровню ВВП до сих  пор не достигла уровня 1987 года (85 % к  уровню 1987 года), что уже само по себе является свидетельством банкротства  сложившейся в эти годы экономической  и общественной модели. Еще более  поразительно для современной экономической  истории сокращение производительности труда более чем на 30 % при ее значительном росте в подавляющем  числе стран мира. Столь значительное сокращение производительности труда  объясняется огромным (большим, чем  за время Великой Отечественной  войны) сокращением основных фондов (более чем на 40 %) при неизменности их уровня по официальным оценкам. Причина  такого беспрецедентного сокращения вскрывается нашими оценками уровня рентабельности экономики. Для получения реальной величины рентабельности потребовалось определить восстановительную (в текущих ценах) стоимость основных фондов, которая оказалась больше балансовой на огромную величину в 5 и более раз, что приводило к такой же недооценке величины амортизации. Расчет показал, что основные отрасли реальной экономики (кроме ТЭК) оказались после выплаты отчислений в бюджет убыточными. Если добавить огромный вывоз капиталов из России, то станет ясным, почему происходило столь гигантское сокращение основных фондов.

Наибольшего внимания заслуживает период после  кризиса 1998 года. Действительные экономические  успехи в этот период, во-первых, значительно (примерно в 2 раза) преувеличивались, а, во-вторых, серьезно не анализировались  источники этих успехов. Между тем, анализ реальных данных показывает, что  экономический рост в этот период носил восстановительный характер, т.к. опирался на созданный в советский  период производственный потенциал. Даже на пике подъема не происходило наращивания  основных фондов, а в отраслях реальной экономики продолжалось их «проедание». Произошло лишь лучшее, чем в предыдущий период, использование старого производственного  потенциала. Не произошел и рост производительности труда в экономике: экономический рост обеспечивался  наращиванием трудовых ресурсов, преимущественно  за счет привлечения труда иностранных  рабочих. Заметный рост уровня жизни  населения по сравнению с предыдущим постсоветским периодом происходил за счет временного фактора — роста  цен на нефть. Огромное увеличение иностранной  задолженности компенсировалось примерно таким же ростом золотовалютных резервов.

Между тем, на базе ошибочной экономической  информации в нулевые годы составлялись на общероссийском и региональном уровнях  фантастические по несоответствию с  необходимыми для их достижения усилиями «стратегии» экономического развития России и регионов, которые дезориентировали и руководство страны и регионов, и общественность в отношении перспектив экономического развития и изменения уровня жизни населения. При этом понять ошибочность официальной экономической статистики при минимальной экономической грамотности не представляло труда: не мог происходить рост ВВП на 8 % при росте потребления топлива и электроэнергии и транспортных перевозок на 2-3 %, равно как и при среднем возрасте оборудования в промышленности, превышающем 20 лет. Для достижения намечавшихся темпов роста по опыту многих стран требовалась доля фонда накопления в ВВП в размере 35-40 % вместо реальных 15 % и огромные вложения в человеческий капитал.[9]

То обстоятельство, что такие «стратегии» разрабатывались  и одобрялись, говорит не только о плачевном состоянии нашей  официальной экономической науки, но и о столь же плачевном интеллектуальном уровне исполнительной и законодательной  власти, подавляющего числа средств  массовой информации. Как и в советский  период, желая обмануть других в  отношении состояния экономики, прежде всего, обманули сами себя.

Разворачивающийся сейчас экономический кризис, который  уже на начальной стадии захватил реальный сектор экономики и в  лучшем случае продлится год-два, еще  больше осложнит будущее российской экономики. В связи с особенностями  циклических кризисов он, прежде всего, затронет самый уязвимый сектор российской экономики — инвестиции, еще больше снизив объем основных фондов. Приведет он также к сокращению занятости  и реальных доходов населения. В  отличие от кризиса 1998 года, когда  были в наличии огромные неиспользованные резервы производственных мощностей  и рабочей силы, выход из этого  кризиса в силу его сочетания  с системным кризисом затянется  на многие годы. И если в 2009 году от более  серьезных тягот население и  экономику могут спасти накопленные  ранее золотовалютные и бюджетные  резервы, то уже в 2010 и 2011 это будет  значительно тяжелее, не говоря о  последующем периоде.

Окончательно  обанкротилась сложившаяся в  последние 20 лет экономическая модель. К ее губительным для будущего станы порокам относится не только сокращение основных фондов, но и фактическое  разрушение инвестиционной системы, образования, науки, геологоразведки, вооруженных  сил, т.е. секторов экономики, которые  определяют будущее страны и ее безопасность. Произошло чудовищное социальное расслоение, которое напрямую сказалось и  на экономических показателях, т.к. чудовищные личные доходы российской «буржуазии» изымались из внутреннего  воспроизводственного оборота (по достаточно правдоподобным данным, только экспорт  капитала из страны в постсоветский  период составил около триллиона  долларов).

Обанкротилась и общественная система, которая  оказалась неспособной ни выработать работоспособную общественно-политическую модель, ни определить направление  общественного развития, ни выдвинуть  талантливых политических лидеров.

Выход из нынешнего кризиса окажется долгим и потребует больших жертв  от населения, прежде всего, от наиболее состоятельных слоев. Ряд экономистов  наиболее вероятным путем выхода из сложившийся ситуации считает  необходимость перехода к мобилизационной  модели экономики. Это будет означать и значительное усиление роли государства, которое в связи со слабостью  частного сектора всегда было в России основным субъектом модернизации экономики. Но не только сильного, но и умного государства, для чего потребуется решение, пожалуй, самой сложной задачи — обновление правящего слоя (ввиду огромного  сопротивления этому обновлению и малости ресурсов для обновления при упадке образования в стране и утечке мозгов в постсоветский  период, деградации нравственных основ  общества). И, конечно, воспитание в  мировоззрении общества не только понятия  о своих правах, но и обязанностях перед обществом, которое почти  исчезло в постсоветский период.

Если  говорить о реакции российского  руководства на экономический кризис, то пока она носит ситуативный  характер и ограничивается спасением  финансового рынка. Неясно, насколько  удачны эти меры. Но нет попытки  взглянуть шире на этот кризис с  точки зрения его системного характера. Поэтому принимаемые меры, в лучшем случае, могут спасти некоторые коммерческие институты от краха, нередко закономерного  и справедливого в связи с  их плохим управлением, перейти к  созданию работоспособной экономической  системы.

Россия 2012-2013 г.

Экономический кризис! Сегодня об этом говорят  все. На сегодняшний день это самая  удачная отговорка. Это причина  увольнений, снижения зарплат, да чего угодно. Хотя кризис по праву можно  назвать моментом истины. Не только потому, что оголяются самые уязвимые места общественно-политической и  экономической жизни, о существовании  которых мало кто догадывался  в спокойное время, но и оттого, что на небосклоне обозначаются «звезды» первой величины, еще вчера не различимые даже через мощный телескоп.

Итак, то, о чем предупреждал бывший вице-премьер  России Алексей Кудрин, начинает сбываться, причем самые пессимистические прогнозы: в России во второй половине 2012 года наблюдаются все признаки рецессии, острый дефицит бюджета и девальвация  рубля. Таким образом, можно утверждать, что к концу 2012 года и на начало 2013 в стране начнется полномасштабный  экономический кризис, усугубляемый резким ухудшением социального положения  населения и системным кризисом государственной модели в целом.

          Каковы причины кризиса 2012 года в России?

Изложим вкратце положение вещей, которое  было характерно для российского  государства на протяжении последних 12 лет, и с чем вступил на свою должность в третий раз Владимир Путин.

Экономика России полностью ориентирована  на добычу и реализацию природных  ресурсов. Нефть - не просто основа российской экономики. Это ее суть. Более того, за последние 5 лет, поступления от нефти - газового комплекса в Государственном  Бюджете составляли более 50%, что  не характерно ни для одной развитой страны мира. В результате, из-за того, что львиная доля доходов оседает  в Москве, разница в средней  зарплате между столицей и регионами  достигает 3- 4 раза (Cредняя зарплата по регионам России в 2012 году), что характерно только для отсталых африканских  стран, эксплуатирующих свои природные  ресурсы. Реальный рост доходов населения  в 2000-годах в России был связан с беспрецедентным ростом цен  на нефть и газ (на протяжении 2000-годов, цена на нефть выросла более чем  в 4 раза, на газ – более чем  в 5 раз), что позволило регулярно  поднимать зарплаты и пенсии, и  запустить предприятия военно-промышленного  комплекса.

Сейчас  же ситуация в мире кардинально изменилась. Накоплены огромные стратегические запасы основными поставщиками нефти. В Европе началась рецессия. И самое  главное – в большинстве развитых стран, начали широко использовать альтернативные источники энергии и топлива (для  сравнения, в Бразилии на биотопливе сейчас уже ездит 50% всего автотранспорта, в России – меньше 1%). Все меньше газа стали потреблять страны Европы (даже Украина в ближайшее время  планирует уменьшить потребление  российского газа вдвое). Все эти  причины привели к падению  цен на нефть, а главное уменьшению объемов реализации российской нефти  и газа, что неминуемо привело  к огромной дыре в бюджете страны.

Что же предпринял президент Владимир Путин вместе с правительством Дмитрия Медведева, чтобы избежать кризиса в России в 2012 году? С начала 2012 года были предприняты  шаги, которые только усугубили и  до того шаткое положение экономики  страны. Владимир Путин основной своей  задачей огласил усиление влияния  России на постсоветском пространстве, создание ЕЭП (единого экономического пространства), что означает его желание возвратить статус России, как сверхдержавы. Бюджет страны на нужды военно – промышленного комплекса, увеличен в 2012 году на 25%.

Таким образом, единственным выходом, которое смогло найти правительство Медведева  в сложившейся ситуации, это резкая девальвация российского рубля, которая свела на нет все обещанное  повышение зарплат и пенсий в 2012 году. Впрочем, это вряд ли спасет экономику России от неминуемого  кризиса, и если не изменить саму модель экономики с сырьевой на высокотехнологическую, это приведет только к дальнейшей стагнации России и ее отставанию от развитых стран мира.[15]

 

Заключение

Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых решена, большинство  сохранились, возникли новые. Все эти  проблемы придется решать новой волне  реформаторов.

1. Российские  власти пытаются действовать  по рецептам, применяемых в развитых  странах: выделяя средства на  рекапитализацию банковской системы,  объявляя о снижении налоговой  нагрузки на предприятия, приобретая  проблемные активы и оказывая  избирательную поддержку отдельным  отраслям народного хозяйства.

Но все  эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются  малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства  граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности  узкого круга влиятельных бизнесменов.

2. Единственной  эффективной мерой является антициклическое  управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных  кредитов во время экономического  подъема и предотвратит бегство  капитала во время спадов. Вместо  того чтобы выражать недовольство  ограничениями, МВФ следует активно  помогать развивающимся странам  (в том числе и России) их  внедрять.

3. Общей  целью реализуемой Правительством  России и Центральным банком  системы антикризисных мер является  минимизация масштабов экономического  кризиса и смягчение его последствий  для населения и экономики.

4. В настоящее  время Правительство РФ выдвинуло  ряд программ, которые помогут  в борьбе с последствиями мирового  финансового кризиса (курсовая  политика; поддержка банковской  системы; поддержка финансового  рынка и защита российских  предприятий от недружественных  поглощений; налоговая и бюджетная  политика; тарифная политика; содействие  занятости населения; жилищное  строительство и содействие гражданам на рынке жилья; поддержка деловой активности в реальном секторе экономики; нефтяная промышленность; автомобилестроение и т.д.).

Информация о работе Особенности экономического кризиса в России