Особенности кризиса 2008-2009

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:04, доклад

Описание работы

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".
Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.

Файлы: 1 файл

Сухарева Яна3.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

                                  , магистр 1 курс, направление «Экономика».

Эссе  на тему: Особенности Российской экономики  кризиса 2008-2009гг

     По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".

    Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.

    Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

     Помимо общих факторов кризиса, существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешне все выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране, отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой -- быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005--2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд (см. рис. 5). Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

      Анализируя разворачивающийся на наших глазах кризис, целесообразно отдельно рассматривать три группы его причин:

  1. специфические проблемы американской экономики; 2) системные, фундаментальные проблемы современного экономического развития; 3) специфические российские обстоятельства.

   Также можно выделить три его важные особенности:

     1. Начавшийся в условиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивающиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто наиболее успешен в последнее десятилетие; напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени. Сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных странах, включая Россию, - самые серьезные проблемы наблюдаются там, где был экономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений. Это резко усложняет процесс выхода из кризиса: неясно, кто сможет стать «локомотивом» восстановления роста.

     2. Современный кризис носит структурный характер, т.е. предполагает обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения произойдут, однако их результатом будет перераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.

     3. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации - новые инструменты финансового рынка, которые, как тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста. Но, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели о них весьма смутное представление, что привело к двоякого рода последствиям.

     В кризисных условиях исключительно важна федеральная поддержка «ключевых» отраслей экономики - как показано выше, большинству отраслей не обойтись без государственной помощи. Но государство дает деньги избирательно. Принцип здесь такой: поддерживается нефтегазовый сектор - он дает большую часть ВВП, отрасли с большим числом занятых (автомобилестроение, строительство) и высокотехнологичный сектор.

      Конкретные государственные приоритеты поддержки таковы:

     1. Строительство жилья (приобретение государством жилья для льготников и военнослужащих). В частности, Новосибирская область для государственных закупок жилья готова предложить полторы тысячи квартир.

      2. Малое предпринимательство (расширение кредитования, в том числе льготного (до 30 млрд руб.), через Сбербанк, Внешэкономбанк и региональные программы).

     3. Торговля (кредитование крупных сетевых компаний).

     4. Сельское хозяйство (субординированные кредиты Россельхозбанку).

     5. Нефтедобыча (уменьшение налоговой нагрузки на отрасль, так, экспортная пошлина с 1 ноября 2008 г. снижена на 85 дол. с тонны нефти).

    6. Высокотехнологичный сектор и оборонно-промышленный комплекс (субсидирование кредитов для закупки высокотехнологичного оборудования, поддержка льготными средствами).

    Обсуждается вопрос о замораживании на период кризиса тарифов на услуги госмонополий: электричество, газ, железнодорожные перевозки и т. д., а также об отмене платы за подключение новых мощностей.

Решается вопрос о расширении рынка государственных закупок - от высокотехнологичной продукции до продукции фермерских хозяйств. Реальному сектору экономики требуется снижение налогового бремени. И шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в ноябре 2008 г. внесены поправки в Налоговый кодекс: налог на прибыль предприятий снижен на 4% (до 20%). Выигрыш предприятий за год - до 400 тыс. руб. Сокращение произойдет за счет федеральной части этого налога. Сейчас ставка налога делится на две части: 6,5% идет в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджеты регионов. Последним также не возбраняется помочь производству. Но главная антикризисная задача - повышать эффективность хозяйствования. Устойчивость компании на рынке определяется в первую очередь спросом на её продукцию, а также долговой нагрузкой.


Информация о работе Особенности кризиса 2008-2009