Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

На первом этапе исследователи пытаются представить на теоретическом уровне процесс принятия решений отдельными фирмами и домашними хозяйствами, исходя при этом из упрощающей анализ предпосылки о существовании «усредненной» фирмы или домашнего хозяйства. Затем, используя микроэкономический инструментарий, исследователи изучают поведение такой фирмы (домашнего хозяйства) в разных экономических условиях.

Файлы: 1 файл

Variant_28.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 28.

 

Теоретические вопросы

 

1 Особенности макроэкономического  анализа. Агрегирование. Макроэкономические  модели

 

Макроэкономический анализ базируется на микроэкономических основаниях, т.е. на законах спроса и предложения и теории равновесия. Экономисты признают, что макроэкономические теории должны согласовываться с принципами поведения миллионов домашних хозяйств и фирм, которые в совокупности и образуют национальную экономику.

В соответствии с этим положением современная макроэкономика проводит анализ, состоящий из трех этапов.

На первом этапе исследователи пытаются представить на теоретическом уровне процесс принятия решений отдельными фирмами и домашними хозяйствами, исходя при этом из упрощающей анализ предпосылки о существовании «усредненной» фирмы или домашнего хозяйства. Затем, используя микроэкономический инструментарий, исследователи изучают поведение такой фирмы (домашнего хозяйства) в разных экономических условиях.

На втором этапе посредством сложения всей совокупности решений, принимаемых индивидуальными домашними хозяйствами и фирмами, анализируются общеэкономические тенденции. Для того чтобы предсказать поведение экономики в целом, поведение типичной фирмы или типичного домашнего хозяйства каким-либо способом «мультиплицируется».

На третьем этапе, собирая и анализируя фактическую макроэкономическую информацию, исследователи проверяют с помощью фактических данных, имеет ли теория реальный смысл. Эти данные могут быть использованы для проверки существования гипотетических зависимостей между отдельными сегментами национальной экономики, соответствующих количественных изменений, объяснения развития экономики в прошлом, а также для аргументирования того или иного прогноза.

Макроэкономический анализ можно подразделить на позитивный и нормативный. В соответствии с позитивным анализом экономической жизни общества последняя рассматривается в том виде, в каком она реально функционирует в настоящее время. Нормативный анализ представляет собой оценочные суждения о возможностях экономического развития, предполагая при этом выработку определенных практических рекомендаций.

Макроэкономика применяет также некоторые специфические методы познания экономической действительности, в числе которых следует выделить агрегирование и построение макроэкономических моделей.

Агрегированный показатель – это своего рода абстракция, позволяющая мысленно объединить в некое целое совокупность явлений, имеющих родственные индивидуальные характеристики (валовой внутренний продукт, рыночная ставка процента, темп роста цен, совокупный спрос, рыночное предложение и др.). Согласно словарю Макмиллана, макроэкономику можно определить как науку о совокупном поведении экономических агентов, которое отражается в системе агрегированных показателей.

С макроэкономической точки зрения в национальном хозяйстве выделяют четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и внешний мир (сектор заграницы).

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные единицы внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства поставляют на рынок факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага; часть полученного дохода сберегают.

Предпринимательский сектор – это совокупность всех фирм страны, предъявляющих спрос на факторы производства, создающих предложение произведенной продукции, инвестирующих средства в производственную базу.

Государственный сектор представлен совокупностью всех государственных институтов и учреждений. Государство занимается производством общественных благ (национальная безопасность, наука, инфраструктура, природоохранные мероприятия и т.п.), способствует оптимальному функционированию народного хозяйства. Как макроэкономический субъект, государство закупает средства производства, созданные в предпринимательском секторе, оплачивает труд государственных служащих. Понесенные при этом затраты называются государственными расходами, основным источником покрытия которых являются налоги. Государство осуществляет также выплаты домашним хозяйствам в виде государственных пенсий, пособий и предпринимателям в виде дотаций. Важной функцией государства является также создание (предложение) денег.

Сектор заграницы включает в себя совокупность всех экономических агентов за границей, осуществляющих операции с субъектами данной страны. Воздействие заграницы на национальную экономику происходит через международную торговлю, миграцию производственных факторов, национальных валют.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Рыночная экономика представляет собой систему, состоящую из четырех составляющих – рынка благ, рынка труда, рынка денег, рынка ценных бумаг. Все они агрегируются в понятие «макрорынок», на котором складывается определенный уровень цен. Абстрагирование от различий между отдельными рынками позволяет рассматривать экономическую систему общества как целое, равновесие которого (внутреннее и внешнее) поддерживается посредством экономической политики государства. В макроэкономическом анализе агрегируются не только физические и юридические лица, но и их поведение в хозяйственной жизни.

Макроэкономическая модель есть формализованное описание экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных связей между ними.

Существует множество видов  макроэкономических моделей. Приведем пять из них.

1. Абстрактно-теоретические и конкретно-экономические.

2. Статические и динамические. Статические модели характеризуются  заданностью и фиксированностью  общего запаса экономических ресурсов, что может служить для анализа эффективности их распределения. Динамические — учитывают распределенное по времени решение таких проблем, как вовлечение ресурсов в производство, накопление сбережений, внедрение достижений НТП, альтернативность издержек, и некоторых других.

3. Динамические модели подразделяются  на краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные, т.е. зависят от  временных периодов, в которых  осуществляется анализ. Так, в  моделях Дж.М. Кейнса экономические  процессы рассматриваются в краткосрочном периоде; классические модели являются долгосрочными.

4. Равновесные и неравновесные.  Равновесные модели описывают  ситуацию, когда при неизменности  внешних условий и параметров  ни у одного из участников  хозяйственного процесса нет  стимула менять свое экономическое поведение. Планы экономических субъектов и их реализация совпадают. При усложнении ряда экономических процессов возникает ситуация, описываемая неравновесными моделями, например, моменты неопределенности при отсутствии полной информации, когда различные экономические субъекты стремятся себя застраховать от возможных рисков или сделки осуществляются по неравновесным ценам, до того как было установлено равновесие. Равновесные и неравновесные модели тесно взаимосвязаны.

5. Открытые и закрытые модели соответствуют открытому или закрытому типам экономики, описанным в параграфе 1.2. Открытые модели предполагают участие национальной экономики в международной торговле, учитывают основные макроэкономические показатели, определяющие взаимодействие разных стран. Закрытые модели предполагают абстрагирование национальной экономики от участия в международных экономических отношениях.

2 Экономическая теория предложения (теория экономики предложения). Кривая Лаффера

Особенность экономики предложения  состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а, главным образом, совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить рекомендации в области налоговой политики; политику приватизации государственных предприятий; оздоровление бюджета; сокращение расходов на социальные нужды.

Экономическая теория предложения  разрабатывалась в основном американскими  экономистами: А. Лаффером , М. Фелдстайном , Р. Риганом .

По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они  выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование – зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения  состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.

Основными   рекомендациями   экономической   теории   предложения  являются:

1. Сокращение налогов с целью  стимулирования инвестиций. Снижение  налогов для предпринимателей  увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков. В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции – теория предложения.

Биржа Forex позволяет каждому желающему  получать доход на колебаниях курсов валют всевозможных мировых валют  официально, в любое время дня и ночи, не выходя из дома и даже не имея образования!

2.   Приватизация государственных  предприятий. Она позволит получить  дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного  долга. 

3.   Бюджетное оздоровление. Теоретики  предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики.

4.   Замораживание социальных  программ. Существующая на Западе  система социального обеспечения имеет два отрицательных момента: 1) вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит; 2) сдерживает трудовую активность населения.

 Налоговая политика должна  опираться на эффект Лаффера  . Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения рис.1.

Рисунок 1

 

 

Кривая показывает, что при повышении  ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Денежно-кредитная политика оказывает  самое непосредственное влияние  на такие важные макроэкономи­ческие  показатели, как ВВП. занятость, уровень  цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить  политику по увеличению денежного предложения  посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

 

3 Политика дорогих  и дешевых денег

Для реализации такой политики Центральный  банк осуществляет комплекс следующих  мер:

Во-первых, он начинает покупать государственные  ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.

Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому  переводу необходимых резервов в  избыточные и увеличению размера  денежного мультипликатора.

В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать  коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования  средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер  называется политикой дешевых денег. Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется  наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Информация о работе Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели