Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 01:59, реферат

Описание работы

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за годы адаптации к рыночным условиям повышение уровня технической оснащенности и развитие производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий превратились в острую технико-экономическую проблему в аграрно-промышленном комплексе (АПК)

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе

 

.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за годы адаптации к рыночным условиям повышение уровня технической оснащенности и развитие производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий превратились в острую технико-экономическую проблему в аграрно-промышленном комплексе (АПК). Дело в том, что физический износ сельскохозяйственной техники в настоящее время превышает критический уровень и в целом по России составляет от 65 до 80%. Руководители многих сельхозпредприятий стоят перед выбором: приобрести одну новую машину или за те же деньги отремонтировать 4—5 старых. В этих условиях весьма актуальное значение приобретает решение проблем по развитию производственного обслуживания сельхозпредприятий на основе использования методов маркетинга.

В условиях перехода и адаптации к рыночной экономике сервисные и сельскохозяйственные предприятия крайне нуждаются в компетентном и оперативном управлении на основе маркетинга. Следует подчеркнуть, что в аграрном маркетинге проявление его общих черт происходит через особенное, специфическое отрасли, связанное с природной средой, внешними воздействиями на процесс производства и его сезонностью, сложившимся характером и структурой производственного обслуживания хозяйств в зависимости от земельных и аграрных отношений, местоположением земельных участков. Например, в аграрном секторе экономики объективно отсутствует та относительно быстрая сменяемость производственно-хозяйственной деятельности, которая имеет место на промышленных и других предприятиях. Такое положение объясняется тем, что аграрный сектор в совокупности с развивающейся сельской индустрией является наиболее важной отраслью жизнеобеспечения, то есть призван на постоянной основе производить продовольствие и другие виды продукции первой необходимости. К тому же требования рынка постоянны на определенные виды и ассортимент сельскохозяйственной продукции.

Говоря о специфике маркетинговой деятельности в системе агропромсервиса, следует учесть и такой экономический процесс: по мере развертывания новых МТС(машинно-технологические станции) и усиления конкуренции между сервисными предприятиями договорные цены на основные виды производственных услуг растут вместо ожидаемого их снижения, как это происходит в условиях усиления конкуренции при реализации товаров в соответствии с требованиями закона спроса и предложения. Причиной этого, как нам представляется, является превышение платежеспособного спроса на производственные услуги над их предложением, вызванное чрезмерным удорожанием новой сельскохозяйственной техники. В данной ситуации сельхозпредприятия из-за ограниченности своих финансовых ресурсов не в состоянии приобрести необходимое количество новых сельхозмашин, поэтому они вынужденно направляют эти средства на продление срока службы эксплуатируемых путем проведения различных видов ремонтных работ, а также своевременного и качественного техобслуживания. Таким образом, в данном случае имеет место перекрестная эластичность спроса на средства производства для села и производственные услуги по поддержанию техники в надлежащем рабочем состоянии сверх ее нормативного амортизационного срока службы и даже после физического износа. Это не всегда экономически оправданно, так как в конечном итоге стоимость повторного капитального ремонта трактора или комбайна вместе с издержками на их эксплуатацию до вышеуказанного ремонта нередко превышает цену на аналогичную новую технику.

В этих условиях при организации маркетинговой деятельности в системе агропромсервиса следует учитывать следующие обстоятельства:

  1. Существующую тесную связь между объемом предоставляемых хозяйствам производственных услуг и природно-климатическими условиями производства. В связи с этим сервисные предприятия должны располагать такими производственными мощностями, которые соответствуют возможностям получения наиболее высоких урожаев сельхозпродукции. Это позволит им оказывать услуги с высоким качеством, в строго установленные сроки, с минимальными потерями и издержками. Вместе с тем следует отметить, что наличие излишних производственных мощностей в сервисных предприятиях по сравнению с уровнем спроса на них нередко приводит к дополнительным издержкам и убыточности отдельных видов производственных услуг, неполной загрузке агрегатов.
  2. Специфику и особые условия оказываемых производственных услуг. Имеются в виду выполнение полевых работ на рассредоточенных небольших земельных участках с различной длиной гона и крутизной, пересеченность местности, удельное сопротивление почвы при обработке, ее каменистость, угол склона и другие характеристики, обусловливающие рост удельных затрат на услуги.
  3. Географическое расположение потребителей услуг и характер местных природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на результаты совместной хозяйственной деятельности. Дело в том, что потребители услуг заметно отличаются друг от друга удаленностью от сервисного предприятия, автодорогами различной категории, отсутствием или наличием железнодорожных путей, степенью обеспеченности ГСМ и т.д. Учет этих моментов, а также природно-климатических факторов, оказывающих влияние на сроки посева, уборки и других видов работ, позволит сервисному предприятию более рационально планировать очередность и сроки оказания услуг в обслуживаемой зоне, сократить затраты времени и средств на перегон техники — например, перемещать механизированные уборочные отряды из одной природно-климатической зоны в другую в зависимости от сроков созревания сельскохозяйственных культур и с учетом ожидаемых и складывающихся погодных условий.
  4. Особенностью производственной деятельности современных сервисных предприятий является постоянная и оперативная востребованность их услуг в период выполнения срочных посевных, уборочных и других полевых работ. Это обусловлено тем, что в агропромышленном производстве создается и перерабатывается жизненно важная для общества продукция, имеющая стабильный и гарантированный сбыт на внутреннем и внешнем рынках. Такое экономическое положение позволяет в процессе маркетинговых исследований прогнозировать спрос на производственные услуги как в краткосрочном периоде, так и на долгосрочную перспективу.
  5. Формирование нормальной конкурентной среды. Для успешной деятельности сервисному предприятию следует систематически собирать и анализировать информацию о конкурентах, основных видах оказываемых ими услуг, их клиентах, уровне и качестве обслуживания. Такая информация полезна тем, что она помогает выявить собственные сильные и слабые стороны, учитывать и избегать чужих промахов и ошибок, определять свои конкурентные преимущества по сравнению с другими обслуживающими предприятиями.                                                  

 

Таким образом, можно констатировать, что в условиях перехода к рыночным отношениям развитие эффективного производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий на основе принципов маркетинга выступает важным фактором стабилизации и устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, перевода аграрного сектора на современную индустриальную основу.


 


Информация о работе Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе