Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:07, контрольная работа
Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.
Особенности международной торговли услугами…….……………………….3
1. Предпосылки и условия формирования…………………………………..3
2. Динамика, структура…….……………….………………………………...4
3. Тенденции и перспективы участия России…………………………….....7
Литература……………….………………………………………………10
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Казанский национально
исследовательский
(ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)
Контрольная работа
по
Мировой экономике
Выполнила студентка гр. 3203-81
Хайрутдинова Эльвира Александровна
Шифр: 309525
2014г.
Содержание
Особенности международной торговли услугами…….……………………….3
Литература……………….…………………………………
Особенности международной торговли услугами.
Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.
Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — наиболее динамичная статья внешней торговли.
Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.
В рамках Всемирной торговой организации
основным документом, регулирующим торговлю
услугами, является ГАТС - Генеральное
соглашение о торговле услугами. Соглашение
создает правовую основу для устранения
препятствий в данной торговле, предусматривая
конкретные обязательства стран - участниц
ВТО по снижению таможенных и других барьеров
и развитию переговоров с целью открытия
национальных рынков услуг.
На мировом рынке реализуется
большое количество услуг. Для наглядности
проиллюстрируем данные виды услуг на
рис.1.
Рис.1. Виды услуг, реализуемые на мировом
рынке
Согласно классификатору Секретариата
ВТО, существует более 160 видов услуг, разделенных
на 12 основных частей. Проиллюстрируем
их на рисунке 2.
Рис. 2. Классификация услуг
Приведем расшифровку указанных выше
позиций, которые объединяют наибольшее
число видов услуг.
К деловым услугам относятся:
профессиональные (правовые, бухгалтерские,
архитектурные и др., всего 11 видов); компьютерные
(консультации) применение программ, ведение
банка данных и др., всего 4 вида);научно-исследовательские
(всего 3 вида); услуги, связанные с арендой
недвижимости (без обслуживающего персонала
связанные с судами, самолетами и др. -
4 вида); другие деловые услуги (реклама,
исследования рынков, консалтинговые
и др., всего - 19 видов).
Коммуникационные услуги объединяют
почтовые услуги, курьерскую службу, телекоммуникационные
(всего 15 видов); аудиовизуальные услуги
(производство видеокассет и кинофильмов,
радио и телевидение и др., всего 10 видов).
Финансовые услуги объединяют
- 4 вида страхования и 13 видов банковских
услуг.
Транспортные услуги включают
в себя морские транспортные услуги (пассажирские
и грузовые перевозки, ремонт судов и т.д.,
всего - 6 видов); услуги внутреннего водного
транспорта - 5 видов, воздушного транспорта
- 5 видов; услуги, связанные с запуском
и эксплуатацией спутников, с эксплуатацией
железнодорожного транспорта - 5 видов,
автомобильного транспорта – 5 видов,
трубопроводного транспорта - 3 вида; другие
транспортные услуги - 3 вида. Как видим,
12 секторов объединяют обширный, почти
весь сектор услуг. Однако отметим, что
статистика, особенно международная, учитывает
не все виды услуг.
В статистике, публикуемой в изданиях
ООН, Евростата, ВТО, крупных банков и др.,
используется термин «коммерческие услуги».
Они, как правило, подразделяются на три
крупные группы: транспортные, связанные
с путешествиями, и так называемые другие
услуги.
В статистике более или менее точно
отслеживаются транспортные услуги и
услуги, связанные с путешествиями, их
доли в мировой торговле услугами являются
наиболее высокими. Под транспортными
услугами понимаются услуги, оказываемые
наземным, водным и воздушным транспортом.
Трубопроводный транспорт не учитывается,
поскольку практически во всех странах
трубопроводный транспорт проходит по
отчетности энергетических (нефтяных,
газовых) компаний.
Под путешествиями понимаются
туристические поездки. Здесь также имеются
свои особенности. Воздушный транспорт
ведет свою отчетность по пассажироперевозкам
независимо от того, кто пользуется транспортом
туристы, обычные пассажиры, бизнесмены,
экипажи морских судов и т.д. Туристические
компании, поставляющие свою информацию
в статистические органы, сообщают о туристических
поездках, гостиничных услугах и др. для
анализа транспортных пассажирских потоков
интерес представляют данные о путешествиях.
К «другим услугам» относятся услуги
связи, строительные, страховые, финансовые,
компьютерные, информационные, роялти,
лицензионные платежи, операционный лизинг
и некоторые другие.
В наиболее общем виде оценить
участие страны в мировой торговле услугами
можно с помощью показателя ее доли в мировой
торговле, которая, как правило, имеет
максимальное значение у ведущих промышленно
развитых стран.
В связи со спецификой международной
торговли услугами, а именно в силу неосязаемости
и невидимости большинства услуг, такую
торговлю иногда называют невидимым экспортом
или импортом.
3. Тенденции
и перспективы участия России
в международной торговле
Позиции России в международной
торговле услугами в целом в настоящее
время, в силу ряда объективных причин
и ее исторического прошлого, относительно
слабые (уступают позициям в международном
товарообороте) и не позволяют в полной
мере реализовать экономические преимущества
этой торговли. Вместе с тем, потенциал
сферы услуг в нашей стране, базирующийся
прежде всего на высококвалифицированных
кадрах, представляется существенным.
Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду.
Общую линию российской политики в регулировании международной невидимой торговли следует строить исходя из того, что темпы и степень перехода отечественного хозяйства на постиндустриальную ступень развития во многом зависят от расширения масштабов потребления субъектами экономики конкурентоспособных по качеству и цене услуг – как отечественных, так и импортных. В этой связи в большинстве случаев экономически неоправданны попытки безоговорочной протекционистской защиты позиций недостаточно конкуренто-способных отечественных продуцентов сервиса на внутреннем рынке страны.
Конкретное определение тех сегментов российской сферы услуг, в которых на протяжении указанных переходных периодов имеет смысл ограничивать невидимый импорт, естественно, требует всесторонней, предельно тщательной проработки. Она должна охватить сопоставление параметров конкурентоспособности отечественных и импортных услуг, а также разбор сказывающихся на них факторов, включая влияние особенностей российского налогового режима, цены кредита на российском рынке, возможности выигрыша за счет более низких ставок оплаты труда и т. п., и наконец, реалистичную оценку возможностей укрепления конкурентоспособности отечественных услуг, необходимых для этого условий и сроков.
Отобранным на этой основе перспективным «селективным», «инфантным» сегментам отечественного выпуска услуг необходима, как правило, определенная поддержка со стороны государства на протяжении установленных для них переходных периодов, не превышающих 3-5 лет. Ее содержанием могут быть, главным образом, меры, позволяющие нейтрализовать или минимизировать влияние упоминавшихся выше отрицательных особенностей инвестиционного и экономического климата в стране на конкурентоспособность выпускаемых услуг. При этом целесообразно заранее определить и вслед за тем выдерживать графики постепенного, ступенчатого свертывания такой поддержки, а также наладить серьезный контроль за ее целевым использованием и результативностью. Заметим, что с учетом положений инвестиционного законодательства России поддержка такого рода, видимо, может быть предоставлена и иностранным продуцентам, вложившим капитал в те или иные секторы российской третичной сферы.
Экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.
Важное значение имеет
дальнейшее совершенствование
Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.
В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.
При успешном преодолении кризиса в экономике России должны коренным образом измениться и действующие на общенациональном уровне условия воспроизводства, включая устранение дефицита платежеспособного спроса и нехватки инвестиционных ресурсов, снижение тяжелых ставок налогообложения и уровня заемного процента, стабилизацию валютного курса. Тогда отпадет необходимость в селективной поддержке государством отдельных перспективных сегментов отечественной сферы услуг, потеряют остроту и проблемы экономической безопасности страны. Россия получит возможность устойчивого расширения выпуска и реализации сервиса. Она может рассчитывать на существенный рост поставок зарубежным потребителям ряда конкурентоспособных на международных рынках видов отечественных услуг при одновременном экономически оправданном расширении сбыта таких в широком смысле слова «импортозамещающих» услуг отечественным потребителям. В то же время будет расти и российский импорт услуг. Все это сформировало бы предпосылки продвижения к тем целям, которые, на наш взгляд, стоят перед Россией в области международной торговли услугами и охватывают: укрепление конкурентоспособности выпускаемых в стране импортозамещающих и экспортных услуг, ее подтягивание к международному уровню; модернизацию на этой основе видовой структуры российского экспорта и импорта услуг; рост масштабов невидимого экспорта, а также импорта высококлассных услуг; существенное сокращение либо устранение формирующегося в невидимой торговле страны пассивного сальдо платежей.
Список литературы
Информация о работе Особенности международной торговли услугами