Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:53, доклад
Масштабные исторические события, произошедшие в России в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века, стали своеобразной «точкой отсчета» для новой российской государственности. Именно тогда на территории нашей страны началось становление современных политических феноменов, одним из которых является институт многопартийности.
С точки зрения политической науки, многопартийность является институтом политического пространства, с помощью которого осуществляется трансляция интересов гражданского общества в органы государственной власти. В связи с этим, состояние многопартийности является одним из важнейших индикаторов соответствия политического устройства той или иной страны современным демократическим стандартам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Доклад по предмету:
политология
На тему:
«Особенности многопартийной системы в современной России.
Политические
блоки и движения в
Группа: 22 МС 101
Проверил: Евсеев И.В.
Челябинск
2012
1. Особенности многопартийной системы в современной России.
Масштабные исторические события, произошедшие в России в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века, стали своеобразной «точкой отсчета» для новой российской государственности. Именно тогда на территории нашей страны началось становление современных политических феноменов, одним из которых является институт многопартийности.
С точки зрения политической науки, многопартийность является институтом политического пространства, с помощью которого осуществляется трансляция интересов гражданского общества в органы государственной власти. В связи с этим, состояние многопартийности является одним из важнейших индикаторов соответствия политического устройства той или иной страны современным демократическим стандартам.
В настоящее время на уровне государственной власти постоянно подчеркивается важность роли политических партий в общественно-политической жизни страны. Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической основе. К первой половине 90-х годов количество партий и политических движений достигло более полутора сотен.
Отличительной особенностью российской многопартийной системы стало ее формирование в русле противоречивых, во многом деструктивных изменений в системе социальных отношений и в государственном устройстве. В этом плане многопартийность в России не создавалась целенаправленно, а складывалась спонтанно как результат деятельности социально активного элемента из представителей различных социальных, национальных и профессиональных групп.
Многопартийность в современной России – это состоявшийся факт. Однако особенность её заключается в том, что партии в нашей стране пока не смогли стать полноценными субъектами политики, а результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о девальвации института политических партий в сознании россиян.
Необходимо отметить также, что особенностью современной российской власти является объединение двух конкурирующих элитных групп: «корпоративного капитала» («олигархов») и «институтов власти» (чиновников). «Партия власти» объединила эти конкурирующие группы политической элиты и тем сняла остроту противоречия между Властью и Собственностью.
Таким образом, построение в России многопартийной модели выявило устойчивое воспроизводство «партии власти». В настоящее время «Единая Россия» располагает в Думе квалифицированным большинством и патронирует все 29 парламентских комитетов.
В анализе современного этапа развития политических партий России можно отметить следующие особенности:
Механизм создания политических партий «сверху» и ограниченность их влияния на исполнительную власть затрудняют развитие в нашей стране демократической оппозиции. Кроме того, серьезным препятствием для становления конкурентной многопартийности в нашей стране является и медленное развитие гражданского общества.
2. Политические блоки и движения в современной России.
На базе радикально настроенных к новой власти либеральных партий и движений в июне 1992 г. сформировалось два блока.
Среди партий, оппонирующих официальному монетаристскому курсу правительства, были еще две группы партий и движений центристского толка.
Первая объединяла политические силы, ориентированные на «критическую поддержку правительства», объединенные в блок «Новая Россия».
Другая группа объединилась
в левоцентристский блок Содруж
В ноябре 1994 года был создан организационный комитет блока «Российский гражданский союз (Третья сила)», который создатели рассматривали как преемника «старого» «Гражданского союза».
Среди известных российских социально-политических движений следует выделить такие, как: «За права человека» и «Другая Россия». Современная российская политическая жизнь также представлена молодёжными политическими организациями различных направлений: проправительственными «Идущие вместе» и «Наши»; молодёжными отделениями оппозиционных политических партий: «Лига справедливости» (Партия «Справедливая Россия»), «Молодёжное Яблоко» (Партия «Яблоко»), «Соколы Жириновского» (ЛДПР), «Преемники» (ДПР); «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации» (КПРФ); внепартийными демократическими молодёжными движениями и организациями: «Демократическая альтернатива» («ДА!»), «Молодёжная общественная палата».
3. Сущность и функции политического лидерства.
В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Приведем некоторые из них:
Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;
Политическое лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;
Политическое лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;
Политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
Таким образом, учитывая
эти определения, мы видим, что лидерство
– сложный механизм взаимодействия
ведущих и ведомых. Главными составляющими
частями данного понятия
Особенности политического лидерства:
Современные концепции лидерства
Качества политического лидера
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:
1. Между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ;
2. Лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;
3. Политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;
4. Политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.
4. Типология политического лидерства.
Политический лидер - это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
В современной науке существует множество попыток выделить типы и построить какие-либо типологии лидерства.
Одним из первых Е.С. Богардус выделил типы:
* автократический (в сильной организации),
* демократический (
* исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу),
* рефлексивно-интеллектуальный
(неспособный руководить большо
Ф.С. Бартлетт классифицировал лидеров иначе:
* институциональный тип
(лидер вследствие престижа
* доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния),
* убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).
Также существуют следующие типологии:
Власть - не только определенный
способ и тип социального
Эгоцентрический тип лидера ориентирует власть на себя. Власть может иметь различную ценность для того или иного политика. Она может рассматриваться как инструмент компенсации неполноценности, из- начальных физических или психических недостатков личности, которые мобилизовали ее на большие достижения
Социоцентрический подтип властвующего лидера главный смысл деятельности видит в служении Отчизне, выполнении общественного долга. Социоцентрическую ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера.
По своей сущности, и по форме политическое лидерство есть проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица - политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях. Политическое лидерство в развернутой форме раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.
Список литературы: