Особенности многопартийной системы в современной России. Политические блоки и движения в современной России. Сущность и функции полит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Масштабные исторические события, произошедшие в России в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века, стали своеобразной «точкой отсчета» для новой российской государственности. Именно тогда на территории нашей страны началось становление современных политических феноменов, одним из которых является институт многопартийности.
С точки зрения политической науки, многопартийность является институтом политического пространства, с помощью которого осуществляется трансляция интересов гражданского общества в органы государственной власти. В связи с этим, состояние многопартийности является одним из важнейших индикаторов соответствия политического устройства той или иной страны современным демократическим стандартам.

Файлы: 1 файл

Марушкина Т., 22 Мс 101,политология Евсеев И.В..doc

— 976.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего  профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

 

 

 

 

 

Доклад по предмету:

политология

На тему:

«Особенности  многопартийной системы в современной  России.

 Политические  блоки и движения в современной  России. Сущность и функции политического  лидерства. Типология политического  лидерства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил: Марушкина Т.Ф.

Группа: 22 МС 101

Проверил: Евсеев И.В.

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

 

1. Особенности многопартийной системы в современной России.

Масштабные исторические события, произошедшие в России в  конце 80-х - начале 90-х гг. XX века, стали своеобразной «точкой отсчета» для новой российской государственности. Именно тогда на территории нашей страны началось становление современных политических феноменов, одним из которых является институт многопартийности.

С точки зрения политической науки, многопартийность является институтом политического пространства, с помощью которого осуществляется трансляция интересов гражданского общества в органы государственной власти. В связи с этим, состояние многопартийности является одним из важнейших индикаторов соответствия политического устройства той или иной страны современным демократическим стандартам.

В настоящее время  на уровне государственной власти постоянно  подчеркивается важность роли политических партий в общественно-политической жизни страны. Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической основе. К первой половине 90-х годов количество партий и политических движений достигло более полутора сотен.

Отличительной особенностью российской многопартийной системы  стало ее формирование в русле  противоречивых, во многом деструктивных  изменений в системе социальных отношений и в государственном  устройстве. В этом плане многопартийность в России не создавалась целенаправленно, а складывалась спонтанно как результат деятельности социально активного элемента из представителей различных социальных, национальных и профессиональных групп.

Многопартийность в современной России – это состоявшийся факт. Однако особенность её  заключается в том, что партии в нашей стране пока не смогли стать полноценными субъектами политики, а результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о девальвации института политических партий в сознании россиян.

 

Необходимо отметить также,  что особенностью современной российской власти является объединение двух конкурирующих элитных групп: «корпоративного капитала» («олигархов») и «институтов власти» (чиновников). «Партия власти»  объединила эти конкурирующие группы политической элиты и тем сняла остроту противоречия между Властью и Собственностью.

 Таким образом, построение в России многопартийной модели выявило устойчивое воспроизводство «партии власти».  В настоящее время «Единая Россия»  располагает в Думе квалифицированным большинством и патронирует все 29 парламентских комитетов.

В анализе современного этапа развития политических партий России можно отметить следующие  особенности:

  1. позднее возникновение легальных партий (Манифест 17 октября 1905 года);
  2. партии в большинстве своем созданы «сверху», в результате чего они не отражают реальную картину общественных интересов;
  3. большинство партий не имеют четкой идеологической и политической программы, их цели и задачи неконкретны;
  4. слаба организационная структура, партии не стали еще ни кадровыми, ни массовыми, они малочисленны;
  5. отсутствует сплоченность внутри партий и движений, постоянная борьба за влияние, руководящее положение;
  6. слаба связь политических партий с избирателями, деятельность многих партий активизируется исключительно в предвыборный период;
  7. партии не выполняют большинства функций, что частично объясняется отведенной им второстепенной ролью;
  8. власть политических партий в России имеет латентный характер,  сводясь к деятельности их  парламентских  фракций;
  9. сращение "партии власти" с исполнительной властью .

Механизм создания политических партий «сверху» и ограниченность их влияния на исполнительную власть затрудняют развитие в нашей стране демократической оппозиции. Кроме того, серьезным препятствием для становления конкурентной многопартийности в нашей стране является и медленное развитие гражданского общества.

2. Политические блоки и движения в современной России.

На базе радикально настроенных  к новой власти либеральных партий  и  движений в  июне 1992 г. сформировалось два блока.

  1. Правоцентристский блок «Гражданский Союз»,  программные  установки  которого были основаны на приоритетах прав человека, идеях социального партнерства  и создания ориентированной на человека рыночной экономики. Входил в число самых влиятельных политических сил России.
  2. «Российское  народное  собрание», блок стремился найти компромисс между жесткой  централизованной властью и защитой прав и свобод граждан. Руководящим органом РНС была Центральная Дума. Деятельность РНС заметного влияния на патриотическое движение не оказала из-за противоречий в руководстве.

Среди партий, оппонирующих официальному монетаристскому курсу правительства, были еще две группы партий и движений  центристского толка.

 Первая объединяла политические силы, ориентированные на   «критическую поддержку правительства», объединенные в блок «Новая Россия».

    Другая группа объединилась  в левоцентристский блок Содружество    левых  демократических сил». Придерживаясь социалистических  ценностей, блок разработал собственную антикризисную экономическую программу, основанную на признании необходимости развивать рыночную экономику.

В ноябре 1994 года был создан организационный комитет блока «Российский гражданский союз (Третья сила)», который создатели рассматривали как преемника «старого» «Гражданского союза».

Среди известных российских социально-политических движений следует  выделить такие, как: «За права человека»  и «Другая Россия». Современная российская политическая жизнь также представлена молодёжными политическими организациями различных направлений: проправительственными «Идущие вместе» и «Наши»; молодёжными отделениями оппозиционных политических партий: «Лига справедливости» (Партия «Справедливая Россия»), «Молодёжное Яблоко» (Партия «Яблоко»), «Соколы Жириновского» (ЛДПР), «Преемники» (ДПР); «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации» (КПРФ); внепартийными демократическими молодёжными движениями и организациями: «Демократическая альтернатива» («ДА!»), «Молодёжная общественная палата».

 

 

3. Сущность и функции политического лидерства.

В современной политологии  существует несколько определений  политического лидерства. Приведем некоторые из них:

Политическое  лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;

Политическое  лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;

Политическое  лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;

Политическое  лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.

Таким образом, учитывая эти определения, мы видим, что лидерство  – сложный механизм взаимодействия ведущих и ведомых. Главными составляющими  частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; умение найти правильное решение стоящих перед обществом задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения.

Особенности политического  лидерства:

  1.      Опора на политическую организацию
  2. Социальная опора – совокупность сторонников политического лидера или партии.
  3. Возможность принимать обязательные для других решения.

 

 

 

 

 

Современные концепции  лидерства

 

Качества политического  лидера

 

Лидерство в  политике обладает рядом специфических  особенностей:

1. Между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ;

2. Лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3. Политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

4. Политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

 

4. Типология политического лидерства.

Политический лидер - это не просто человек, который руководит  политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов.

В современной науке  существует множество попыток выделить типы и построить какие-либо типологии  лидерства.

    Одним из первых Е.С. Богардус выделил типы:

* автократический (в  сильной организации),

* демократический (представитель  интересов группы),

* исполнительный (в состоянии  выполнить какую-либо работу),

* рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).

   Ф.С.  Бартлетт классифицировал лидеров иначе:

* институциональный тип  (лидер вследствие престижа занимаемой  позиции),

* доминирующий (получает  и сохраняет свою позицию с  помощью силы и влияния),

* убеждающий (оказывает  влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).

Также существуют следующие типологии:

 

Власть - не только определенный способ и тип социального взаимодействия людей. Властвующие лидеры условно  подразделяются на два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический.

Эгоцентрический тип  лидера ориентирует власть на себя. Власть может иметь различную  ценность для того или иного политика. Она может рассматриваться как  инструмент компенсации неполноценности, из- начальных физических или психических недостатков личности, которые мобилизовали ее на большие достижения

Социоцентрический подтип властвующего лидера главный смысл  деятельности видит в служении Отчизне, выполнении общественного долга. Социоцентрическую  ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера. 

По своей сущности, и по форме политическое лидерство  есть проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица - политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях. Политическое лидерство в развернутой форме раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. - М: Логос, 2007.
  2. Берн Э. Лидер и группа / Пер. с англ. - Екатеринбург, 2008.
  3. Гринберг Т.Э. Политический режим: портрет лидера. - М., 2007.
  4. Кретов Б.И. Лидерство: социально-политические проблемы. - М.,2009.
  5. Молодежная политика в современной России: проблемы и пути их решения. Аналитический вестник Совета Федерации. (2008) М.
  6. Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2007
  7. Россия в поисках стратегии: общество и власть. - М., 2007.
  8. Согрин В.В. Политическая история современной России.  1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
  9. Теория политики:  Курс  лекций:  В  3-х  ч.  Ч.2.  /  Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.
  10. Тощенко Ж.Т. Политическая социология // М.: Юнити 2007
  11. Шестопал Е.Б. Образы власти в постсоветской России // М.: Алетейа, 2008

Информация о работе Особенности многопартийной системы в современной России. Политические блоки и движения в современной России. Сущность и функции полит