Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
2. Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных условиях.
3. Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
4. Обозначить тенденции развития тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
6
1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции 6
1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном
периоде
10
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном
периоде
12
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКЕ
16
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской
экономике
16
2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической
конкуренции
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - КЛИМУК НАТАЛИИ, гр.Б-103.pdf

— 337.68 Кб (Скачать файл)
Page 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Тема: «Особенности монополистической конкуренции и их проявление в
российской экономике»
Выполнил студент института экономики и управления 1 курса, группы Б-103
Климук Наталия Александровна
Руководитель работы ассистент ЭТиП Ястремская Наталья Юрьевна
К защите
Курсовая работа защищена с оценкой
Ростов-на-Дону
2013

Page 2

2
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
6
1.1.
Основные черты рынка монополистической конкуренции
6
1.2.
Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном
периоде
10
1.3.
Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном
периоде
12
2.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКЕ
16
2.1.
Особенности рынков монополистической конкуренции в российской
экономике
16
2.2.
Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической
конкуренции
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
28

Page 3

3
Введение
Представленная работа посвящена теме "Особенности монополистической
конкуренции и их проявление в российской экономике".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных
условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в
российской экономике" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных
дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному
рассмотрению проблем тематики "Особенности монополистической конкуренции и
их проявление в российской экономике".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал,
изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных
монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы
"Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской
экономике". Однако требуется учет современных условий при исследовании
проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы
"Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской
экономике" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее
внимание
к
вопросу
о
проблеме
"Особенности
монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике"
необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных
актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим
интересом к теме "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в
российской экономике" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной
разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как
теоретическую, так и практическую значимость.

Page 4

4
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа
"Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской
экономике".
Теоретическое
значение
изучения
проблемы
"Особенности
монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике"
заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на
стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Особенности
монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных
вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью
исследования
является
изучение
темы
"Особенности
монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки
зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной
проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности
монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
2. Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической
конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных
условиях.
3. Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической
конкуренции и их проявление в российской экономике".
4. Обозначить тенденции развития тематики "Особенности монополистической
конкуренции и их проявление в российской экономике".
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную
часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Page 5

5
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи
исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты
проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в
российской экономике". Определяются основные понятия, обуславливается
актуальность звучание вопросов "Особенности монополистической конкуренции и
их проявление в российской экономике".
Глава вторая имеет практический характер и на основе отдельных данных
делается анализ современного состояния, а также делается анализ на конкретном
рынке монополистической конкуренции, в своей работе я рассматриваю
фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы
работы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в
российской экономике", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования
явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Особенности
монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике"
послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды
крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических
исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в
специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике
"Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской
экономике", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Page 6

6
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции.
Вы зашли в магазин, чтобы купить книгу. На полках магазина вы находите
мистический детектив Джона Грэшема, триллер Стивена Кинга, роман Даниеллы
Стил и множество учебников. Участником, какого рынка вы становитесь,
приобретая книгу? На первый взгляд рынок книг представляется совершенно
конкурентным. Просматривая книги на полках книжного магазина, вы находите
произведения множества авторов, изданные самыми разными соперничающими за
ваше внимание издательствами. Покупателю приходится делать выбор из сотен
конкурирующих литературных произведений. Поскольку возможность входа на
рынок имеет каждый желающий, написавший и издавший книгу индивид, книжный
бизнес не самый прибыльный. На каждого высокооплачиваемого романиста
приходятся сотни борющихся за место под солнцем писателей. С другой стороны,
рынок книг определенно монополизирован. Так как каждая книга уникальна,
издатели имеют некоторую свободу в назначении цены. Продавцы на этом рынке
скорее назначают цену, а не принимают её. Действительно, цена книг значительно
превышает предельные издержки. Рынки, которые имеют некоторые черты и
совершенной конкуренции, и монополии называются рынками монополистической
конкуренции.
1
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной
конкуренции, это
относительно
большое
количество
производителей,
предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что
каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством,
оформлением, престижностью, вследствие чего
у потребителя складываются
«неценовые предпочтения».
Например, вспомните, как вы сами по
физиологическим предпочтениям пьете «Nescafе», по экономическим читаете
«Эксперт». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не
1
Макконнелл К.Р, Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФА – М,
2009.

Page 7

7
одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится
своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Аленка»
имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а шампунь
«Schauma» отличается от «Garnier Fructis» и запахом, и составом, и репутацией). В
итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Аленку» или
«Schauma», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».
2
Так же характерны невысокие барьеры для проникновения на такой рынок:
чтобы открыть мастерскую по пошиву одежды или модный ресторан, большие
капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Легкое вступление в
отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в
отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или
торговые марки. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся
покупатели, готовые купить небольшое дело.
3
Следовательно, одним из основных признаков монополистической
конкуренции является дифференциация продукта, т.е. производители в условиях
монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. На
дифференциацию продукта влияют различные факторы:
1. Качество продукта – продукты могут различаться по физическим и
качественным параметрам, сюда входит структура, дизайн, качество работы.
Существует, к примеру, множество конкурирующих учебников по основам
курса микроэкономики, которые отличаются с точки зрения содержания,
структуры, изложения и доступности, методических советов, графиков,
рисунков и т.д.
Необходимо заметить, что качество не является одномерной характеристикой,
т.е. не сводится к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные
потребительские свойства самых простых продуктов удивительно
разнообразны. Так крем для рук должен: насыщать кожу полезными для нее
компонентами, увлажнять, повышать плотность и эластичность тканей. И все
2
Мэнкью Н.Г; Принципы экономикс; Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 784 с.
3
Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 520 с.

Page 8

8
эти свойства очень редко встречаются в одном товаре. В каждом товаре одна
из его функций превосходит другую, вследствие чего он становится по-своему
уникальным: один крем лучше насыщает кожу полезными для неё
компонентами, второй – увлажняет, третий – повышает плотность и
эластичность тканей. Основой для дифференциации могут служить также
дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара,
которые влияют на легкость или удобство его использования (например,
разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.) Практика показала, что
дополнительные потребительские свойства определяют судьбу товара.
2. Услуги и условия – связанные с продажей продукта. Например, один магазин
одежды может придавать большое значение качеству обслуживания
покупателей, ваши покупки упакуют и отнесут к транспорту. Конкурент в
лице большого розничного магазина одежды предоставит вам возможность
самим упаковывать свои покупки, но будет продавать их по более низким
ценам. Репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее
продуктов, наличие кредита, обходительность и услужливость служащих
магазина являются аспектами дифференциации продукта, связанными с
услугами.
3. Размещение – небольшие продовольственные магазины самообслуживания
успешно конкурируют с большими супермаркетами, несмотря на то, что у
последних шире ассортимент продукции и ниже цены на них. Владельцы
маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на оживленных
улицах. Так, например, близкое соседство закусочной к связывающим города
автомагистралям позволяет ей продавать свою продукцию по более высокой
цене, чем расположенная закусочная в 2-3 километрах от такой
автомагистрали.
4. Стимулирование сбыта и упаковка -
создается посредством рекламы,
упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или
иная марка машин или духов связывается с именем какой-либо знаменитости,
то это может повлиять на спрос покупателя. Так же яркая реклама может

Page 9

9
убедить потребителей купить товар по высокой цене. Реклама способствует
формированию
новых потребностей. Примером может служить
распространение влагопоглощающих подгузников для младенцев, именно
реклама выявила их удобство и пользу.
4
Следовательно, дифференциация продукта обеспечивает фирмам
монополистические преимущества, помогает защитить их от конкурентов: не так
- то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого шоколада или хотя бы
найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы
сознательно создают и поддерживают дифференциацию, добиваясь для себя
дополнительных прибылей.
5
В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая
– не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто
встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой
промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной
промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других
отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции
далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной
степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с
рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью
единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных
сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические
конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.
6
4
Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. Финансовая
академия при Правительстве РФ.-6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2009.- 624 с.
5
Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2007, - 284 с.
6
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 2007. – 345с.

Page 10

10
1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном
периоде.
Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом
подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими
фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. В отличие от неё
совершенно конкурентная фирма имеет дело с горизонтальной кривой спроса.
Таким образом, монопольно-конкурентная фирма следует правилу максимизации
прибыли монополистом: она выбирает объём выпуска, при котором предельный
доход равняется предельным издержкам, а затем использует кривую спроса, чтобы
установить цену, соответствующую этому объёму.
7
На рисунке 1 представлены кривые издержек, спроса и предельного дохода
типичных фирм двух различных отраслей монополистической конкуренции.
а)
Цена
МС
ПРИБЫЛЬ
АТС
Цена
Средние
совокупные
издержки
СПРОС
MR
Максимизирующий
Объём
прибыль объём выпуска
выпуска
7
Владислав Гузьков, Состояние и прогноз фармацевтического рынка России, Москва, 2009.

Page 11

11
б)
Цена
МС
Средние
УБЫТКИ
совокупные
АТС
издержки
Цена
СПРОС
MR
Минимизирующий
Объём
убытки объём выпуска
выпуска
Рисунок 1 – (а) фирма получает прибыль; (б) фирма несет убытки
8
Исходя из представленного рисунка, можно сделать вывод о том, что объём
выпуска максимизирующий прибыль в обеих частях рисунка находится
на
пересечении кривых предельных издержек и предельного дохода.
Однако прибыль фирм различна: если на графике (а) рисунка 1 цена товара
превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирма получает прибыль,
то на графике (б) рисунка 1 цена ниже средних совокупных издержек, в этом случае
фирма не получает положительной прибыли. Таким образом, на рынке
монополистической конкуренции фирма выбирает объём выпуска и цену точно, так
же как это делает монополия. В краткосрочном периоде эти два типа структуры
рынка сходны.
8
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф.
О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп.-СПб.: ИД "МиМ", 2007

Page 12

12
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.
Ситуации, изображенные на рисунке 1 , кратковременны. Если фирмы на
рынке получают прибыль (график (а) рисунка 1), она стимулирует к входу на рынок
конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и
снижению спроса для всех соперничающих компаний. Другими словами,
прибыльная работа фирм поощряет конкурентов к вхождению на рынок, что, в свою
очередь, сдвигает влево кривые спроса действующих на рынке фирм. По мере того
как спрос действующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня
прибыли.
И наоборот, убытки, которые несут фирмы (график (б) рисунка 1),
подталкивают их к выходу с рынка. Так фирмы покидают рынок, количество видов
предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению
спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Другими словами, убытки поощряют
выход фирм с рынка, что приводит к сдвигу вправо кривых спроса оставшихся
компаний. По мере того как спрос остающихся на рынке фирм растет, прибыль
возрастает (в форме снижения убытков).
Цена
МС
АТС
Р = АТС
СПРОС
MR
Максимизирующий
Объём
прибыль объем выпуска
выпуска
Рисунок 2 – Долгосрочное равновесие рынка
9
9
Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2006. - 792 с.

Page 13

13
Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая
прибыль не достигнет нулевой отметки.
В этом случае новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на
рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Заметьте, что кривая спроса
на рисунке лишь касается кривой средних совокупных издержек. Это означает, что
две кривые являются касательными друг к другу. Кривые соприкасаются в тот
момент, когда вход и выход с рынка приводят экономическую прибыль к нулевому
значению.
10
Так же, важно отметить, что долгосрочное равновесие на рынке
монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:
a) как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные
издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли
требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие
отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены;
b) как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так
как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой
экономической прибыли.
Следовательно, из вышесказанного, очевидно, что второе свойство показывает
отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии. Так как в
чистой монополии существует единственный продавец данной продукции, не
имеющий близких заменителей.
В условиях монополистической конкуренции цена устанавливается на более
высокий уровень, по сравнению с совершенной конкуренцией. Этому способствует
то, что производство осуществляется с более высокими издержками на единицу
продукции, чем достижимый минимум. Таким образом, в состоянии долгосрочного
равновесия монополистически конкурентная фирма выпускает меньше продукции,
чем это необходимо для достижения минимума средних общих издержек.
10
Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономист, 2006. – 632с

Page 14

14
Важно отметить, что между монополистической и совершенной конкуренций
существуют два отличия:
a) избыточная мощность
b) наценка
Рисунок 3 – Издержки монополистической конкуренции - (а) монополистически
конкурентная фирма; (б) фирма при совершенной конкуренции
11
Итак, что представляет собой избыточная мощность? Она характеризуется
свободным входом и выходом с рынка в условиях монополистической конкуренции,
и приводит к касанию кривой спроса и кривой средних совокупных издержек
каждой фирмы. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции
фирмы находятся на участке убывания кривых средних совокупных издержек.
В этом отношении монополистическая конкуренция резко контрастирует с
11
Видяпин В.П. Общая экономическая теория. Учебник. - М.: ПРОМО – МЕДИА. 2006. – 713с
Q
P
P
а)
D
MR
MC
ATC
P=MC
Q
1
Q
б)
MC
ATC
Q
э
P=MC
Q
э
P=MR
кривая
спроса
P

Page 15

15
совершенной конкуренцией. Свободный вход и выход на конкурентных рынках
приводят к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных
издержек. Иными словами, монопольно-конкурентная фирма, в отличие от фирмы в
условиях совершенной конкуренции, могла бы увеличивать объем производства и
снизить средние совокупные издержки.
12
Второе различие между совершенной и монополистической конкуренцией –
соотношение цены и предельных издержек. Из рисунков, представленных на
графике 3 мы видим, что для конкурентной фирмы цена товара равна предельным
издержкам, а для монопольно-конкурентной фирмы – цена превышает предельные
издержки. Следовательно, чтобы цена для монопольно-конкурентной фирмы
равнялась средним совокупным издержкам, она должна быть выше предельных
издержек.
Так как цена превышает предельные издержки, дополнительная единица
продукции для монопольно-конкурентной фирмы, продаваемая по установленной
цене, означает большую прибыль. Как заметил один исследователь, на рынках
монополистической конкуренции «продавец никогда не забывает разослать
рождественские открытки покупателям».
13
12
Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции / С.Глазьев // Экономист. –
2007. - №5. – С.3-17.
13
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2007. – 450с.

Page 16

16
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской экономике.
Особенность российских рынков монополистической конкуренции состоит в
том, что они находятся в стадии становления. Развитие их осуществляется в
направлении дифференциации продукции.
Можно выделить следующие фазы формирования отечественных рынков
монополистической конкуренции:
1. Выход на российский рынок с его узким ассортиментом товаров первых
иностранных фирм-первопроходцев. Так, в начале 90-годов прошлого века в
России появляется множество новых товаров: персональные компьютеры,
видеотехника, продукты питания. Характеристику данного периода можно
представить на примере йогуртов, которые в СССР до определенного момента
не знали. В нашей стране пили простоквашу, кефир, закваску, они являлись
родственными напитками йогурту. Однако в 1992 году Россия пережила
первый период реформ, в ходе которых российское население находилось в
тяжелом экономическом состоянии, и в это же время на российских рынках
появляются немецкие йогурты Frutties и Zott, которые сразу обретают
огромную популярность среди населения. Среди составляющих успеха
распространения йогурта были его индивидуальные особенности (вкус, запах,
цвет, составляющие, консистенция и др.), а также добавление свежих фруктов
в молочные продукты, произвели фурор, потому что в нашей стране такое не
практиковалось, и, несомненно, важным фактором для торговли была
ориентация на детей как главных потребителей. Так как, несмотря на тяжелые
финансовые времена, родители балуют своих детей. Иными словами можно
говорить о том, что иностранные производители провели дифференциацию
продукта.
2. Впоследствии на российский рынок хлынула масса других немецких,
французских, финских
йогуртов
сходных
марок. Продолжалась
дифференциация данного вида продукта. Так, появляются йогурты

Page 17

17
сливочные, обезжиренные, «натуральные», с различными фруктовыми
добавками, и даже «живые» йогурты DANONE, которые не содержали
консервантов. Словом, сегмент рынка, занятый фирмами-первопроходцами
начал дробиться на более мелкие сегменты, и у потребителей появилась
возможность выбирать между столь многочисленными марками йогуртов.
Конкуренция ожесточилась, а торговля йогуртами стала приносить среднюю
прибыль, что не было выгодно для фирм. Такую же эволюцию прошли и
другие товары, которые успешно внедрились на наш рынок, это компьютеры и
видеотехника, мобильные телефоны, электроприборы. Сначала происходил
прорыв нового для России, при этом приходили второстепенные или
малоизвестные марки на родине, затем экономическая прибыль привлекала на
наш рынок мировых производителей, в ходе этого дифференциация росла
быстрыми темпами.
3. Следующий этап был связан с выпуском новых продуктов отечественных
производителей. Они имели более низкие издержки, чем импортеры, и на
какой-то промежуток времени оказались в зоне экономической прибыли. Так,
выпуском йогуртов стали заниматься многие молокозаводы, продукции
которых не уступала средним западным сортам. Это касалось так же и
выпуска компьютеров, видеотехники, телефонов и другой продукции. В итоге
отечественные производители потеснили импортные товары.
14
Этот пример показывает отличия теории монополистической конкуренции от
российской практики. В советскую эпоху предприятия выпускали всё по единым
стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране
производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же
вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. Вследствие этого в рыночной экономике
отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное
противостояние, т.к. их изделия были очень похожи друг на друга. Поэтому
14
Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учеб. - Киров: «АСА», 2007. –648с.

Page 18

18
российским заводам приходится конкурировать с превосходящими по силам
иностранными производителями.
Отечественные предприятия были вовлечены в ценовую конкуренцию, на
выгодных для себя условиях. Фирмы, которые проводили ценовую конкуренцию,
старались привлечь покупателя более низкими ценами, чем у своего соперника. В
итоге происходило сокращение размеров прибыли, появлялись убытки, потому что
цена падала ниже издержек.
15
Вплоть до послевоенного периода из двух методов конкуренции – ценовой и
неценовой, преобладал ценовой. В настоящее время преобладает метод неценовой
конкуренции, потому что фирмы стремятся привлечь покупателя, повышением
потребительской ценности товара, а для этого существует множество способов.
Словом, для производителя неценовая конкуренция имеет ряд преимуществ:
a) ценовая конкуренция ведет к сокращению прибыли для всех участников
борьбы, а наиболее губительно влияет на средние и малые предприятия,
которых в России большинство;
b) в современных условиях потребители стали более требовательны к
ассортименту и качеству продукции;
c) затраты, связанные с ведением неценовой конкуренции, часто меньше затрат
при ценовой конкуренции;
d) ценовая конкуренция ограничена законом, которым запрещен демпинг, то есть
установление цены товара ниже его себестоимости.
В российской практике существуют положительные примеры ведения
неценовой конкуренции на рынках монополистической конкуренции. Это такие
предприятия как ОАО “Айс-фили” (бывший Московский хладокомбинат № 8) и
Вятская компания “Темп”.
15
Нуреев Р. М; Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. —
572с.

Page 19

19
Предприятие “Айс-фили” занималось производством мороженного. Оно
выпускало мороженное в брикетах, вафельных стаканчиках и эскимо, которое,
абсолютно, ничем не отличалось от мороженного других производителей. Ценовая
конкуренция вела к снижению цен и как следствие ухудшению финансовых
показателей предприятия. Тогда “Айс-фили” решило разнообразить ассортимент
мороженого, посредством использования различных наполнителей.
Вятская компания «Темп» находилась в подобной ситуации, только
производили они модельную обувь. В итоге они не выдержали конкуренции с
иностранными производителями и находились на грани банкротства. Выходом из
сложившейся ситуации руководство «Темпа» нашло в дифференциации продукта.
Они стали шить военную обувь, которая отличалась от грубых армейских сапог и
ботинок своей прочностью, комфортность.
16
Важным аспектом в развитии российских рынков монополистической
конкуренции стал августовский кризис 1998 года, который ознаменовался ростом
цен на импортные товары и привел к их значительному сокращению. В итоге этого
российские предприятия быстро увеличили объемы продаж и стали предлагать
продукцию по низкой цене. В результате, основными игроками на большинстве
рынков монополистической конкуренции становятся отечественные производители.
К особенностям российских рынков монополистической конкуренции стоит
отнести и то, что они являются развивающимися, динамичными рынками, которые
находятся в зоне неустойчивости, т.е. еще не определен вариант их дальнейшего
развития. Это объясняется тем, что хотя за годы реформ и были осуществлены
некоторые преобразования, превратившие социалистическую экономику в
рыночную, но все же Россия пока находится на «распутье». От того, каким путем
будет развиваться Россия, а также от многих других непредсказуемых событий
зависит и то, как будет развиваться российский рынок.
16
Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред.
Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 550 с.

Page 20

20
2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической
конкуренции.
Рынок торговли лекарствами является рынком монополистической
конкуренции. Его стоит рассмотреть подробнее, т.к. процессы, проходящие на этом
рынке характерны и для многих других рынков монополистической конкуренции.
Российский рынок торговли лекарствами изначально состоял из множества мелких
фирм, которые удовлетворяли спрос сравнительно небольшого числа аптек. Однако
со временем конкуренция обострилась, требования покупателей стали жестче, и
стало ясно.
17
Рынок ворвался в жесткую административную систему снабжения населения
лекарствами в 1992 году, когда муниципальные аптеки получили свободу выбора
поставщиков и ассортимента, а чуть позже и частичную самостоятельность в
установлении цен. И главное, когда они приобрели реальную материальную
заинтересованность в увеличении оборота. В одночасье спрос стал хозяином за
аптечным прилавком, а оптовая торговля лекарствами превратилась в выгоднейший
бизнес. Ведь рынок состоял из сплошных дефицитов. На эффективные средства
устанавливались бешеные цены. Прибыльность оптовой торговли была огромной –
до 30-40% за один оборот. Уже к 1994-1995 годам вместо примерно ста
государственных оптовых организаций советского времени в России действовали
три с половиной тысячи фирм.
18
94.6% общего числа вышедших на рынок приходилось на мелкие фирмы без
определенной специализации (в теории конкуренции их принято называть
«мышами»). Главное мышиное преимущество состояло в невероятной гибкости.
Отсутствие привязок к определенной сфере деятельности позволяло таким
компаниям быстро переориентироваться туда, где бизнес обещал наивысшую
17
Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЗАО
«Книга сервис», 2006. – 258с.
18
Костина Г. Искушение низким качеством. Эксперт. 2007. № 3

Page 21

21
прибыль. Отсутствие специальных знаний в такой области знаний, как
фармацевтика, никого не смущало.
19
И таких примеров очень много. Это объясняется тем, что процедура
вхождения в бизнес очень проста, для этого не требовалось больших усилий, т.к.
стартовый капитал был небольшой, и государственной лицензирование было не
проблемой. Начинать можно было и с маленьких партий лекарств, постепенно
увеличивая объем продукции. Важно отметить, что на рынке не было опасных
конкурентов, т.к. государственные предприятия выступали в качестве «жертв».
Согласно данным отраслевых экспертов, по итогам 2011 года объем
российского фармацевтического рынка увеличился на 12% по сравнению
с прошлым годом и составил 824 млрд. рублей (включая НДС) в ценах конечного
потребления. Но климат оптового бизнеса резко посуровел. Виной тому стали три
фактора роста: рост прямого присутствия производителей на рынке, повышение
требовательности аптек и усиление конкуренции среди самих оптовиков. Наши
заводы не имели собственной сбытовой сети, но впоследствии заводы начали
обзаводиться оптовыми и даже розничными сбытовыми сетями в прилегающих
регионах. Также некоторые фармацевтические компании начали использовать
бартер с родственными предприятиями.
20
Когда в аптечное дело пришла конкуренция, для России это стало большим
прорывом. Ведь сеть аптек создавалась так, чтобы их номенклатура не пересекалась.
Если сначала конкуренция была незначительной, то уже спустя некоторое время её
ощутили почти 75% местных аптек. Главная причина это появление новых аптечных
пунктов и киосков, которые располагались в людных местах. Пока не было,
конкуренции аптеки могли завышать цены на свою продукцию, но как только она
появилась, спрос покупателей определялся, тем, насколько дешевле или дороже
продается то или иное лекарство в аптеках. В то время большое количество аптек
19
Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна?.Эксперт . 2007. № 101
20
Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ, DSM Group, Москва, 2012.

Page 22

22
старались иметь ассортимент лучше и больше чем у их конкурентов. Что касательно
цен, то они были ниже, чем у соперников.
21
На рынке фармацевтики наблюдается огромный ассортимент продукции,
например в России зарегистрировано 11 тыс. лекарств. Аптеке неинтересно
обзванивать десятки фирм в поисках одного редкого лекарства, потом повторять эту
процедуру в поисках второго и т.д. Гораздо удобнее брать все в одном месте. В
итоге аптеки активно покупают у крупных поставщиков. Как показал опрос
«Эксперта», крупные поставщики полагают, что именно широкий ассортимент –
важнейший фактор, которым руководствуются аптеки при выборе поставщика. С
сервисом дело обстоит аналогично, потому что его уровень определяется
оперативностью доставки лекарств в аптеку и удобными размерами их партий. Так
же для сервиса важна быстрота поставки, она зависит от организации складского
хозяйства.
22
Нынешнее время явно не благоприятствует малым компаниям, занятым
оптовой торговлей лекарствами, хотя они могут рассчитывать на небольшой спрос,
если будут разрабатывать гибкую систему взаимоотношений с клиентом. А крупные
оптовики наоборот строят свои отношения по обезличенной манере, т.е. предлагают
лекарства по единым ценам.
Поставки лекарств для государственных нужд осуществляли не только
отечественные компании, но и зарубежные. Если компания попадала в льготный
список со своим препаратом, то ей не нужно будет убеждать покупателей, что её
продукт является лучшим, по сравнению с остальными. Но бюджетный кризис
подтолкнул Минздрав сократить этот список, в первую очередь это будет касаться
импортных товаров, они будут заменяться отечественными аналогами. Если
посмотреть список лекарств, то импортных препаратов окажется больше, чем
отечественных. Следует заметить, что в марте 2012 года сильнее подорожали
21
Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна?.Эксперт . 2007. № 101
22
Хорошавина Н. Температура кристаллизации. Эксперт. 2006. № 3

Page 23

23
лекарства отечественного производства по сравнению с мартом прошлого года на
15,4 %. Увеличение цены импортных препаратов составило 5,9 %.
23
Российские производители сильно уступают по самым различным
показателям европейским и американским компаниям. Основная задача, стоящая
сегодня перед большинством отечественных предприятий, – полностью
реорганизовать производство, чтобы выпускать препараты европейского качества.
Крупные отечественные производители добиваются определенных успехов в
продажах своих лекарств. Эксперты объясняют их успехи выпуском
брендированных средств, а также препаратов с признаками инновационности.
24
Исходя, из вышесказанного можно сделать выводы о том, что в России
оптовая торговля медикаментами
развивалась прямо противоположно всем
правилам. А именно, вместо классической олигополизированной отрасли у нас
возник, чуть ли не рынок совершенной конкуренции с тысячами мелких игроков.
Фармацевтический
рынок России
является одним из наиболее
быстрорастущих в мире (ежегодно на 15%), основной фактор роста - переход на
более дорогостоящие препараты в связи с повышение уровня жизни россиян.
Следовательно, к особенностям фармацевтического рынка России можно отнести:
• значимую долю госзакупок фармпрепаратов (40%) и импорт (75% рынка);
• активное развитие аптечных сетей (30%) и низкий интерес к ним иностранных
компаний (доля их 1%);
• резкое сокращение числа дистрибьюторов (ТОП-3 = 55%);
• в сегменте производства волна поглощений, в которую вовлечены как
отечественные, так и иностранные производители;
• перспективы роста российского фармрынка предопределены высокими темпами
роста его розничного сегмента и низким по сравнению с развитыми странами
уровнем потребления лекарств на душу населения. Высока вероятность
23
Лямкин И.И; Предприятие в условиях монополистической конкуренции; Кемерово 2008; [с, 18-21]

Page 24

24
возникновения видимых и скрытых барьеров для импорта, в целях развития
отечественной фармацевтической промышленности.
Стратегия развития фармацевтической промышленности России на период до
2020 года предполагает рост доли продукции отечественного производства в общем
объеме потребления на внутреннем рынке в стоимостном выражении до 50%, рост
доли инновационных препаратов до 75%, а экспорта в 8 раз.

Page 25

25
Заключение
Изучив литературу, выявив особенности рынков монополистической
конкуренции, установив закономерности
принятия
решений
фирм на
монополистическом рынке, проследив поведение фирм в различных ситуациях,
проанализировав какие конкретно условия российского рынка являются
первопричинами особенностей монополистической конкуренции в России, а также
детально рассмотрев российский рынок торговли лекарств, я сделала выводы:
1. Монополистическая конкуренция – это гибрид монополии и конкуренции, т.к.
характеризуется следующими свойствами:
a) множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
b) каждая фирма производит продукцию, которая, по крайней мере, немного
отличается от конкурентной. Таким образом, являясь, скорее, назначающей
цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса;
c) ограничения при входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом,
число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая
экономическая прибыль.
2. Кривая спроса у фирмы в краткосрочном периоде имеет характерный
отрицательный наклон. Это объясняется тем, что, благодаря дифференциации,
на своем сегменте рынка она монополист, т.е. рост объема реализации,
достигается за счет снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при таком
объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
Другими словами на рынке монополистической конкуренции фирма в
краткосрочном периоде выбирает объем выпуска и цену точно так же, как и
монополия.
3. Т.к. при монополистической конкуренции вход на рынок относительно
свободен, то в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут
привлечённые экономической прибылью другие компании. В результате
кривые спроса на продукцию уже существующих фирм снизятся, так как их
сегмент рынка сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока
кривая спроса не займёт положение касательной к кривой затрат, то есть

Page 26

26
установится нулевая экономическая прибыль. Этот процесс в долгосрочном
периоде показывает отличия монополистической конкуренции от монополии
(монополия в долгосрочном периоде продолжает получать экономическую
прибыль).
4. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции, отличается
от долгосрочного равновесия при совершенной конкуренции избыточной
мощностью и наценкой. В долгосрочном периоде при совершенной
конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного
масштаба, а объём выпуска конкурентных фирм ниже этого уровня – это и
есть избыточная мощность. Вторым отличием является то, что у конкурентной
фирмы цена товара равна предельным издержкам, а у монопольно-
конкурентной – цена превышает предельные издержки.
5. Неэффективность монополистической конкуренции – очевидная вещь, однако
простых методов экономической политики государства, направленной на
улучшение результатов монополистической конкуренции не существует.
6. В России, безусловно, монополистическая конкуренция имеет черты,
описываемые в теории, однако рынки монополистической конкуренции в
нашей стране имеют свои особенности:
- существование российского производства до 90-х годов в условиях командной
экономики.
- Трудность в адаптации к новым рыночным реформам.
- Слабая дифференциация продукции при возрастающих потребительских
запросах.
- Быстрое продвижение иностранных фирм в начале 90-х.
- Вовлечение российских фирм в ценовую конкуренцию на мировом рынке на
невыгодных для них условиях.
- Преобладание неценовой конкуренции среди российских производителей.
7. Российский рынок лекарств, вместо того чтобы развиваться как
олигополизированная отрасль (как в большинстве стран) первоначально

Page 27

27
сложился как рынок совершенной конкуренции. До 90-х годов фармрынок
включал в себя небольшое количество поставщиков; поэтому, когда в начале
90-х аптеки получили свободу в установлении цен и выборе поставщиков,
оптовая торговля лекарствами стала выгодным бизнесом. Однако уже за 4
года количество фирм на этом рынке выросло в 35 раз. В основном это были
мелкие фирмы, не имеющие специализации. Именно они «сорвали куш» в
годы, когда государственные организации еще не приспособились к
рыночным условиям. Однако в 1997 году конкуренция между оптовиками
усилилась. Начиная с этого времени лидирующее положение стали, занимать
крупные фирмы, у которых по сравнению с мелкими фирмами есть большие
преимущества в сервисе, ассортименте, организации складского хозяйства во
многом другом. Конечно, все эти преимущества существенно облегчают
положение фирмы-гиганта в конкурентной борьбе, однако они не могут
составить конкуренцию узкоспециализированной фирме, которая в своей
политике делает акцент на специальные знания и узкий круг потребителей.
Возможно развиваясь дальше, рынок торговли лекарств и стал бы
классическим примером олигополии, однако в результате кризиса 1998 года в
большей степени пострадали именно фирмы-гиганты. Поэтому в настоящее
время параллельно существуют и фирмы-гиганты, и узкоспециализированные
фирмы, и мелкие фирмы, выигрывающие за счет гибкой системы
взаимоотношений с клиентами. Каждая фирма на рынке торговли лекарств
сделала ставку на такую, доступную ей политику, которая бы обеспечила ей
определенный сегмент рынка, на котором эта фирма имеет «монопольные»
черты.
Подобные этапы развития
происходили на большинстве рынках
монополистической конкуренции, отличительными чертами которых является
достаточно острая конкуренция наряду с уникальной продукцией, позволяющей
устанавливать свои цены.

Page 28

28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2007. – 450с.
2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономист, 2006. – 632с
3. Видяпин В.И. Общая экономическая теория. Учебник. - М.: ПРОМО-МЕДИА,
2006. – 713с
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.:
Экономическая школа, 2007. – 345с.
5. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной
конкуренции / С.Глазьев // Экономист. – 2007. - №5. – С.3-17.
6. Гузьков Владислав, Состояние и прогноз фармацевтического рынка России,
Москва, 2009.
7. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2007, - 284 с.
8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб.
пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп.-СПб.:
ИД "МиМ", 2007.
9. Лямкин И.И; Предприятие в условиях монополистической конкуренции;
Кемерово 2008; [с, 18-21]
10.Макконнелл К.Р, Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер.
с 14-го англ. изд. – М.: ИНФА – М, 2009.
11.Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник; под ред. Грязновой
А.Г., Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ.-6-е изд.,
испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2009.- 624 с.
12. Микроэкономика: учеб. Пособие; И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О.
Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр.
при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
13. Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В.
Экономическая теория: Учебник. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2006. – 258с.
14. Мэнкью Н.Г; Принципы экономикс; Санкт-Петербург: Питер, 2000.
15. Носова С.С., Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2008. - 520 с.

Page 29

29
16. Нуреев Р. М; Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. —
М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
17. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учеб. - Киров: «АСА», 2007. –
648с.
18.Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.
Большакова. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2006. - 792 с.
19.Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В.
Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ,
2006. - 550 с.
20. Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ, DSM Group,
Москва, 2012.
21. Костина Г. Искушение низким качеством. Эксперт. 2007.№ 3
22. Кривошеев В., Чем больше больных, тем богаче страна?.Эксперт . 2007№. 101
23. Хорошавина Н. Температура кристаллизации. Эксперт. 2006. № 32

Информация о работе Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике