Особенности оценки качества медицинской помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:25, доклад

Описание работы

Вопросам качества медицинской помощи и направлениям его повышения в Республике Беларусь уделяется особое внимание. В Государственной программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы в области здравоохранения поставлена задача по «укреплению здоровья населения на основе повышения качества медицинских услуг, гарантированного обеспечения единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства». Однако до настоящего времени нет четкого понимания "медицинская помощь" и "медицинская услуга", как и единого подхода к оценке.

Файлы: 1 файл

Некрашевич А.В.-2.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Особенности оценки качества медицинской помощи

 

Некрашевич  А.В., м. э. н.

НИЭИ Министерства экономики  Республики Беларусь,

г. Минск

 

Вопросам качества медицинской помощи и направлениям его повышения в Республике Беларусь уделяется особое внимание. В Государственной программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы в области здравоохранения поставлена задача по «укреплению здоровья населения на основе повышения качества медицинских услуг, гарантированного обеспечения единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства».

Однако в настоящее время не приняты как единое определение категорий «качество медицинской помощи» и «качество медицинской услуги», так и четко выработанная методика оценки их качества. Согласно Закону Республики Беларусь «О здравоохранении» от 20 июня 2008 г. № 363-З «медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками», а медицинская услуга определена как «медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи».

Из определений  следует, что медицинская услуга — это одна из форм оказания медицинской помощи, а медицинская помощь, таким образом, — это основное содержание услуги, именно то, что делает эту услугу медицинской. Для оценки качества формы основа есть — услуга имеет определенный объем, сроки выполнения, условия выполнения, ответственность сторон и т.д. (оговаривается в договоре на оказание медицинской услуги). Однако медицинская помощь (т.е. содержание) такой четкой определенности не имеет, поэтому большинство медицинских услуг при заключении договора на их оказание имеет ряд оговорок, учитывающих возможные осложнения и не дающие 100%-ной гарантии достижения результата, если таковой вообще отчетливо обозначается.

Основной особенностью категории «качество» к медицинской помощи является то, что исполнение обследования и лечения больного в полном соответствии с видом патологии и спецификации медицинского учреждения не всегда полностью удовлетворяет ожидания пациента в связи с отсутствием у последнего объективного представления о возможностях и направления реального улучшения состояния здоровья средствами современной медицины. С учетом этого проблема оценки качества медицинской помощи часто кардинально различается у каждой из оценивающих сторон. Так, в соответствии с «профессионально-ориентированной» точкой зрения (врачей, среднего медицинского персонала, ученых) оценить качество медицинской помощи крайне затруднительно, чтобы иметь практическое значение. Это связано, прежде всего, с отсутствием четких определений, сложности алгоритмов, необходимости стандартизации, неясности относительно психометрических характеристик пациента.

Экономисты  и управленцы видят медицинскую помощь как вмешательство, имеющее стоимость. Однако известно, что зачастую те аспекты медицинской помощи, которые поддаются количественному измерению, оказывают наименьшее влияние на уровень качества медицинской помощи.

«Общественно-ориентированная» точка зрения (потребители) состоит  в том, что качественная медицинская  помощь должна быть составной частью повседневной деятельности системы здравоохранения. Потребителя интересуют такие показатели как длительность ожидания помощи, эффективность взаимодействия различных медицинских структур, отношение персонала и т.д. Однако подобные параметры сложно поддаются стандартизации (если вообще поддаются) и нередко невозможно напрямую оценить их связь с качеством медицинской помощи.

Понятно, что  все три точки зрения противоположны, и найти согласия в определении  качества медицинской помощи, подходов и критериев его оценки сложно.

Автором предлагается за основу взять определение качественной медицинской помощи, предложенное экспертами ВОЗ – это «своевременная медицинская помощь, оказанная квалифицированными медицинскими работниками и соответствующая требованиям нормативных правовых актов, стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных), условиям договора или обычно предъявляемым требованиям» [1]. В данном случае качество медицинской помощи следует рассматривать со следующих позиций:

  • качество материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения и медицинского персонала;
  • наличие медицинских технологий, эффективность которых доказана;
  • наличие показателей оценки здоровья пациента и их оценки в процессе лечения;
  • анализ соотношения полученных результатов и произведенных затрат.

Тогда основными критериями оценки качества медицинской помощи, наряду с такими общими для отраслей социальной сферы, как качество персонала (не только врачей и среднего медицинского персонала, но и менеджеров, экономистов и т.д., занятых в учреждениях здравоохранения), качество материально-технической базы учреждений (здравоохранения), финансовая обеспеченность, являются: доступность и адекватность медицинской помощи; ее преемственность и непрерывность; эффективность и действенность; отсутствие (минимизация) врачебных ошибок и безопасность процесса лечения; научно-технический уровень и ориентированность на пациента и его удовлетворенность.

Через оценку соответствия системы здравоохранения данным критериям на базе различных наборов индикаторов можно оценивать эффективность и качество предоставления медицинской помощи населению на различных уровнях (республиканском, региональном, на уровне учреждения конкретного медицинского профиля) и принять соответствующие управленческие решения по повышению его уровня.

 

Литература

  1. Шарабчиев Ю.Т., Дудина Т. В., Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Медицинские новости. – 2009. – №12. – С. 6-12.

 


Информация о работе Особенности оценки качества медицинской помощи