Особенности отраслевой и территориальной структуры Северо-Западного Федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ. Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями: Расположение района на отшибе, удаленность от центра России. Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.

Содержание работы

1. Состав экономического района……….……………………………..…3
2. Экономико-географическое положение района………………………3
3. Природные условия и природные ресурсы……………………………4
4. Население и трудовые ресурсы………………………………………...7
5. Народнохозяйственный комплекс…………………………………….10
6. Внутри региональные различия района……………………...……….16
7. Основные проблемы развития района………………………………..22
8. Список использованной литературы………………………………....24

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

6.              Агропромышленный комплекс:

Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства - удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах - картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область). Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область.

До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов - ржи, ячменя и овса.

В АПК Северо-западного района рост производства связан с:

      укреплением межрегиональных связей

      развитием предпринимательства на селе

      многообразием форм собственности

      созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.

7. Транспорт и экономические связи:

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург - 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится «в теле» крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн.т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе              100-120 млн.т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луги и в районе г.Ломоносова. Основной вид транспорта - железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали «Москва-Скандинавия» через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Строится кольцевая автомобильная магистраль вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие, трубопроводный транспорт (введен трубопровод «Сияние Севера», планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.

 

6.      Внутри региональные различия района

 

1. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт.

Санкт-Петербург был основан 27 мая (по новому стилю) 1703 года как крепость, вокруг которой и близ домика Петра Первого начал формироваться город. С августа 1914 года он назывался Петроград, с января 1924 года - Ленинград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года городу возвращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург.

Город расположен в самой восточной оконечности Финского залива в устье реки Невы, на островах ее дельты. Главная водная артерия города - река Нева, ее протяженность в черте города - 32 км, общая протяженность - 74 км. По обилию вод городу принадлежит одно из первых мест в мире - в пределах его границ насчитывается 40 рек, рукавов, каналов общей протяженностью более 200 км. В черте города находится более 100 водоемов. Водная поверхность занимает более 10% площади Санкт-Петербурга. Расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 85,9 тыс.кв.км, плотность населения - 75,4 человека на 1 кв.км.

Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). В нем проживает 4,8 млн. человек. На территории города проживает население более 120 национальностей. Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на           13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.

Средний возраст населения - 38,5 года.

Санкт-Петербург – важнейший культурный и научный центр. Здесь находятся всемирно известный Эрмитаж, Исаакиевский собор, ансамбль Дворцовой площади, Академия художеств, Александро-Невская лавра, Биржа на Стрелке Васильевского острова и другие шедевры архитектуры.

Российская наука организационно сложилась на берегах Невы. Именно здесь была основана Российская Академия Наук и только в 1934г. ее штаб был перенесен в Москву.

Санкт-Петербург является и крупным центром образования. В городе действует более 40 высших учебных заведений и более 80 - средних специальных.

Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность.

Возросла роль города как транспортного центра. Это крупный единственный морской порт России на европейском направлении.

2. Ленинградская область

Ленинградская область образована 1 августа 1927 года из 5 губерний - Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. С 1935г. по 1940г. граница области изменялась еще четыре раза. В современных границах Ленинградская область оформилась в ноябре 1944 года, когда из ее состава вышли территории, на которых были образованы Новгородская и Псковская области, а вошли три района Карело-Финской ССР и территория, ранее принадлежавшая по Тартусскому договору 1920 года Эстонии. Расстояние от областного центра - Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга - 85,9 тыс.кв.км, плотность населения -75,4 человека на 1 кв.км. На начало 1996г. в области проживало 1,7 млн. человек. На территории области проживает (по переписи 1989г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др.

Средний возраст населения - 37,3 года.

На территории области расположено 29 городов.

Из запасов полезных ископаемых наибольшее значение имеют торф, бокситы, горючие сланцы и фосфориты, гранит, диабаз, известняки.

На территории области находятся самые крупные озера Европы - Ладожское и Онежское и более 1800 мелких озер. Главная река области - Луга.

Ленинградская область отличается развитой промышленностью, на долю которой приходится большая часть общего объема прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной деятельности. Основными отраслями являются топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Свыше 85% продукции,  выпускаемой предприятиями Ленинградской области, приходится на продукцию производственно-технического назначения. На территории области размещается одна из 9 российских атомных станций.

Сельское хозяйство области носит пригородный характер и специализируется на мясо­молочном животноводстве, птицеводстве и овощеводстве. Ведущей отраслью является животноводство, на его долю приходится около 75% общего объема сельскохозяйственного производства области.

В области сравнительно развиты железнодорожные и автомобильные коммуникации, судоходные внутренние пути. Посредством трех отделений Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербургское, Витебское, Волховстроевское) осуществляется связь области с другими регионами России, зарубежными странами.

3.              Новгородская область

Новгородская область образована 5 июля 1944 года. Территория области -   55,3 тыс.кв.км. Численность населения на начало 1996г. составила 742,6 тыс. человек, из которых 526,6 тыс. (70,9%) проживали в городских поселениях,       216,0 тыс. (29,1%) - в сельской местности. Плотность населения - 13,4 человека на 1 кв.км. На территории области проживает (по переписи 1989г.) население более   60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,7%).3десь живут также украинцы (1,9%), белорусы (0,9%), цыгане (0,4%), татары (0,3%) и др. Средний возраст населения 38,1 года. В составе области 21 район, 10 городов, 22 поселка городского типа, 272 сельсовета.

Область располагает уникальным природным потенциалом: 3615 тыс.га заняты реками и 543 тыс.га - болотами, на ее территории расположено озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи, радоновые источники.

Основное богатство области - лес. Почти неограниченные возможности имеются в увеличении добычи торфа.

Административным и индустриальным центром области является город Новгород. Ведущие направления развития города - туризм и радиоэлектронная промышленность.

Основной объем валовой продукции области (87%) создается в отраслях материального производства, в том числе в промышленности - 48%, строительстве -11, сельском хозяйстве -10, торговле - 5%.

Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс.га из них 511,5 тыс.га (61%) - пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.

Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.

В области развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет   9,7 тыс.км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс.км.

4.              Псковская область

Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.

Территория области - 55,3 тыс.кв.км (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс.кв.км приходится на озера.

Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 кв.км. На территории области проживает (по переписи 1989г.) население более                 60 национальностей Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%),            евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области             14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г.Псков                      (207,1 тыс. человек), г.Великие Луки (116,2 тыс.), г.Остров (29,9 тыс.).

Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. куб.м), торф, песок, бутовый камень.

Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пищевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвигателей малой мощности.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство, развито льноводство, на севере области - рыболовство.

На долю сельскохозяйственных предприятий, сохранивших государственную форму собственности, приходится 3% угодий. Остальное принадлежит товариществам и акционерным обществам различных типов, ассоциациям крестьянских хозяйств и др.

В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс.км протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3 тыс.км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс.т строительного песка.

С декабря 1994 года аэропорт Пскова приобрел статус международного. В настоящее время область связана воздушными линиями с 4 городами России.

 

7.      Основные проблемы развития района

 

Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.

В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

На сегодняшний день, сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие индивидуального товарного хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана значительная долгосрочная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство (в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).

Информация о работе Особенности отраслевой и территориальной структуры Северо-Западного Федерального округа