Особенности переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:51, лекция

Описание работы

Цель изучения темы: получить представление о сущности переходной экономики, рассмотреть основные направления формирования рыночной экономики, оценить итоги рыночных реформ в России.
Основные термины и понятия: переходная экономика, эволюционный и радикальный переход к рынку, «шоковая терапия», приватизация, ваучер, либерализация, демонополизация, институциональные преобразования.

Файлы: 1 файл

Тема 8.Переходная экономика (3).doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)


Тема 8. Особенности   переходной экономики.

 

Цель изучения темы: получить представление о сущности переходной экономики, рассмотреть основные направления формирования  рыночной  экономики, оценить итоги рыночных реформ в России.

Основные термины  и понятия: переходная экономика, эволюционный и радикальный переход к рынку, «шоковая  терапия», приватизация, ваучер, либерализация, демонополизация, институциональные преобразования.

1.Понятие переходной  экономики.

2.Главные направлениям  формирования рыночной экономики в переходный период.

3. Приватизация и децентрализация как основные  преобразования, направленные на превращение социалистической экономики в рыночную

4.Результаты  рыночных реформ в России.

 

1. Переходная  экономика включает элементы  административно-командной системы, современной рыночной системы, а также элементы свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы. Длительность перехода от командно-административной экономики к рыночной занимает десятилетия, характерными чертами переходной экономики является изменчивость и нестабильность.

   Исторически рыночная  экономика всегда вырастала из  традиционного общества постепенно, проходя ряд промежуточных  форм от традиционной экономической системы к рыночной. С институтами рыночной экономики здесь длительное время сосуществовали институты патриархального общества. Длительный путь эволюции от традиционной экономики к рыночной прошли все развитые капиталистические страны. Внутри этой разновидности переходной экономики имеются крупные различия между разными странами. Страны так называемого первого эшелона -  Англия, Франция,  США – врастали в рыночную экономику спонтанно, без чьей-либо руководящей или направляющей воли. Страны второго эшелона, в состав которого в конце  Х1Х  века входили Германия, Россия и Япония были вынуждены применять централизованно направляемые усилия по формированию самостоятельных экономических  агентов.   Страны третьего эшелона ,куда входит относительно небольшая группа развивающихся стран  (Южная Корея, Тайвань, Мексика, Чили и др.) трансформируется ускоренными темпами. В разработке программ трансформации к рынку в этих странах была велика экспертов международных финансовых организаций или отечественных специалистов, получивших образование в странах Запада.  Эти государства называют новыми индустриальными странами , так как  они достигли крупных экономических успехов и по многим показателям процесс их превращения в развитые рыночные государства уже завершился. Большинство  развивающихся стран в Азии, Африке и Латинской Америке  осуществляют переход сравнительно медленным, преимущественно эволюционным путем. Беднейшие страны с застойной экономикой (например, в Экваториальной Африке), в которых по-прежнему в целом преобладает традиционное общество, почти не продвигаются по пути преобразований. 
Кризис административно-командной системы породил новый тип переходных экономик, которые двигаются к рыночной системе от социалистической. К этому новому типу, по многим показателям отличающемуся от традиционных переходных экономик, относится  Россия и другие бывшего СССР , а также страны  Восточной Европы. Постсоциалистические страны еще не создали у себя многих рыночных институтов. Например, бывшие государственные заводы в своем большинстве еще не научились жить по законам рынка, не превратились в настоящие фирмы. Не сложились еще и нормально функционирующие рынки капитала, земли, трудовых ресурсов. К тому же хозяйство постсоциалистических стран страдает от самого процесса трансформации — ломки старой и создания новой экономической системы. Для этих стран характерен чуть ли не полный набор хозяйственных неурядиц, которые вообще бывают в рыночной экономике: инфляция, безработица, разнообразные кризисы и т.д.

Вместе с тем еще  в социалистическую эпоху в переходных экономиках были заложены многие условия, которые характерны не просто для рыночной экономики, а для высокоразвитой рыночной экономики. Нынешние лидеры мирового хозяйства США, ФРГ, Япония и др. прошли долгий путь развития в качестве уже вполне сложившихся рыночных экономик прежде, чем добились аналогичных успехов. Имеется  в виду существование крупных предприятий с высокими технологиями, высококвалифицированную рабочую силу, мощный научный потенциал, высокие стандарты в социальной сфере и многое другое. Ничего подобного ни в традиционных экономиках, ни в переходных экономиках старого типа не бывает, пока они не достигнут больших успехов в рыночных преобразованиях.

Базовый, фундаментальный  потенциал постсоциалистических экономик исключительно велик. После завершения (часто мучительного) переходного периода от них с большой вероятностью можно ожидать мощного «экономического чуда», стремительного выдвижения в число мировых лидеров. Между прочим, подобное резкое усиление позиций, наиболее известные примеры которого — «германское экономическое чудо» и «японское экономическое чудо», в прошлом показывали именно развитые страны, оправившиеся от глубоких кризисов.

 

2.Главными  направлениями формирования рыночной  экономики в переходный период  являются следующие:

  1. Либерализация экономики –  это система мер, направленных на отмену или сокращение  запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.
  2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды.
  3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж и др.), создание новой системы государственного регулирования, принятие соответствующего рыночным условиям хозяйственного законодательства.
  4. Структурные преобразования, в том числе развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом.
  5. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы  и означает окончание переходного  периода.

3.За годы реформ  в  России осуществлены два главных преобразования, направленных на превращение социалистической экономики в рыночную:

1)  проведена приватизация, т.е. передача или продажа объектов государственной собственности частным лицам. В результате господствовавшая при социализме государственная собственность сменилась типичной для рыночной экономики частной собственностью;

2)  централизованное управление  экономикой (директивное планирование) сменилось рыночной саморегуляцией.

      Теоретическое  обоснование своей политики радикальные  реформаторы видели в монетаризме.  В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика способна к полному саморегулированию. Приватизация, как составная часть реформ должна была покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения и запустить тем самым механизм рыночной конкуренции.  Она была призвана стимулировать личную заинтересованность каждого россиянина в ходе и результатах реформ , сделать каждого из них собственником, открыть перспективу трудового предпринимательства.

Приватизация и проведение кардинальных реформ в экономике были не единственной альтернативой экономического развития России.  А третьей сессии  Верховного Совета СССР 24 мая 1990 года Н.И.Рыжковым была представлена  концепция регулируемой рыночной экономики. Программа была рассчитана на 6 лет . Радикально настроенные реформаторы подвергли программу критике за поэтапность введения рыночных методов, постепенность и контролируемость со стороны государства. Ельцин отверг программу Рыжкова , сказав, что у российского правительства есть альтернативная программа.С конца 1990 года в комитете по экономической реформе ВС РСФСР началась проработка возможных вариантов приватизации. В то время писалось  сразу две  программы радикальных реформ –  одна для СССР , была разработана группой Григория Явлинского. Она была названа «500 дней».Другая – для России разрабатывалась группой под руководством Евгения Сабурова. В программу приватизации  вошли положения как одной, так и другой программы

В литературе приватизация подразделяется на следующие этапы:

1) «стихийная приватизация»с конца 1990 до начала 1992 года.

2) «малая приватизация  » - первая половина 1992 года

3) «ваучерная приватизация»  - середина 1992 по 1994 год

4) «денежная приватизация»  - со второй половины 1994 года по  настоящее время.

Судьба ваучеров такова . 25% ушли в ЧИФы, 25% были проданы, 50% были вложены членами трудовых коллективов или их родственниками в акции собственных предприятий.

9 декабря 1994 года Государственная  Дума приняла постановление, котором  признала итоги первого этапа  приватизации неудовлетворительными. В документа отмечалось,  что программа приватизации намечала семь главных целей, Первая из них –формирование слоя частных собственников, способствующих созданию социально ориентированной рыночной экономики оказалась невыполненной . Формально 40 млн..   человек стали акционерами, на деле же распоряжается и владеет собственностью незначительная часть населения. Вторая цель программы – повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации – также оказалась невыполненной. Не    была реализована и третья цель – социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Четвертая цель – содействие процессу финансовой стабилизации страны также оказалась лишь продекларированной. Движение к пятой цели –созданию конкурентной среды и содействие демонополизации – также вызвало нарекания, так как способствовала разрыву технологических цепочек и спаду промышленного производства. Оказалась иллюзорной и  надежда на реализацию шестой цели – привлечение иностранных инвестиций. Седьмая цель  предусматривала создание условий  и организационных структур для расширения масштабов приватизации. Таким образом из семи целей приватизации была полностью реализована лишь седьмая , формально- первая и фактически провалены пять .В правящей элите доклад Полеванова был встречен без энтузиазма, а автор отправлен в отставку. Прежний курс на приватизацию был предложен.

Российская приватизация  положила конец мифу  о чудодейственных  свойствах «собственности работников ». В самом деле, 75% трудовых коллективов предприятий,  подлежащих чековой приватизации,  выбрали  так называемый «второй вариант льгот», при которых  контрольный пакет акций (51% ) получает трудовой коллектив.  Теоретики «народного капитализма» всегда мечтали о подобной ситуации, но тягостное положение дел в российской экономике свидетельствует о том, что «собственность работников» в наших условиях «не сработала».

Результатом  приватизации стал дефицит  доверия, который подтачивает  сегодня изнутри здание российской реформы. Решающую роль в возникновении его сыграло пренебрежение моральными ценностями в процессе экономического реформирования. Экономическая и моральная основа рыночной экономики – эквивалентный обмен. Россия начала переход к ней с вопиющего нарушения этого принципа. Не требовалась ни руда, ни риска, ни бережливости – вообще ничего, кроме номенклатурных связей, чтобы получить от государства практически задаром немалый капитал.

 

В целом можно констатировать, что к настоящему времени рыночные отношения в российской экономике стали преобладающими и в основном созданы предпосылки для перехода к одному из вариантов капитализма как к целостной системе.

 Россия пока находится  в зоне неустойчивости, когда  еще не определен вариант дальнейшего развития. Сегодняшнюю Россию можно сравнить с витязем на распутье, знакомым нам по картине В.М. Васнецова.

Каким путем дальше пойти? Налево, к социализму с его стабильностью, системой социальных гарантий? Туда зовут коммунисты и многих привлекает этот путь, но он связан и со всеми известными  слабостями социализма.

Направо, к чистому  капитализму – динамичному обществу с сильнейшими механизмами мотивации  всех его членов и огромными возможностями быстрого обогащения для отдельных лиц?  Это так называемая модернизация путем абсолютной вестернизации. Туда зовут либералы .Именно в этом направлении шло в основном развитие страны в 1992 –1998 гг. Но это тяжелая дорога для народа, сопряженная  с уничтожением внутреннего смыслового ядра национальной  жизни, с бедностью, отсутствием социальной защиты, а быть может, и чреватая революционным взрывом народного гнева.

Третий путь ведет  прямо к смешанной экономике, базирующейся на рыночных принципах, но сочетающей их с сильным государством и социальными гарантиями. Это явно наиболее привлекательно. Но проблема в том, что создание такого общества –  длительный и трудный процесс, требующий огромных ресурсов и усилий всего народа.

Вплоть до последнего времени в России не была сформулирована наиболее общая цель реформирования, не было определено, какой тип рыночной экономики мы выбираем, какое общество строим. При этом фактическое направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма. Государство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихийные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. В частности, в России удручающе слаба судебно-правовая система; лишь начинается формирование обществ защиты прав потребителей; союзы предпринимателей не контролируют этику ведения бизнеса; не закончен процесс приспособления профсоюзов к рыночным условиям; наконец, власть имущие просто не считаются с общественным мнением. В итоге в стране быстрое обогащение отдельных лиц и возвышение некоторых секторов экономики (банки, сырьевые отрасли) соседствуют с сокращением доходов и социальных гарантий большинства населения, с упадком обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Минимальной является регулирующая роль государства. Постепенно в стране сложилась крайне дисгармоничная экономика, которая летом 1998 г. вступила в финансовый кризис, переросший затем в общеэкономический, социальный и даже политический.

Только в ходе этого  тяжелого социально-экономического кризиса  в России начался официальный  процесс смены модели реформирования. Именно с этого момента     произошел поворот к созданию «смешанной» рыночной экономики, активно ведутся попытки найти оптимальное сочетание свободы рыночных отношений и сильного государства, базовых национальных ценностей и модернизации экономики.

Выполните следующие тренировочные упражнения по теме 17.

Упражнение 1.Укажите правильный ответ:

1.1 Эволюционный переход к рыночной  экономике характерен для следующих  стран (США, Англия, Россия, Польша, Югославия, Германия)

1.2 Радикальный  переход к рыночной экономике (шоковая терапия) характерен для следующих  стран_(США, Англия, Россия, Польша, Югославия, Германия)

Упражнение 2.Укажите, какие из направлений формирования рыночной экономики приводятся ниже:

В стране N, переходящей к рыночной экономике произошли следующие изменения: возникли товарные биржи (         ) ,был отменен государственный контроль над установлением цен на большинство товаров (            ), был ликвидирован дефицит потребительских товаров (                 ), расширяется поддержка малого и среднего бизнеса (         ).


Информация о работе Особенности переходной экономики