Особенности правового положения страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Страхование — особый вид экономических отношений призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей.
Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности, которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Содержание работы

1. Экономическая сущность, функции и принципы страхования
2. Создание страховых организаций.
3. Лицензирование деятельности страховых организаций.
4. . Объединения субъектов страхового дела.
5. Прекращение деятельности страховых организаций.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат1 хозправо.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Дисциплина Хозяйственное (предпринимательское) право

Контрольная работа №1

Реферат

 

 

 

 

«Особенности правового положения страховых организаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: предпринимательства

Студента(ки) заочного  отделения  с 

дистанционными технологиями

 формы обучения 

Ф.И.О.Филонова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Экономическая сущность, функции и принципы страхования

  1. Создание страховых организаций.

  1. Лицензирование деятельности страховых организаций.

  1. . Объединения субъектов страхового дела.

  1. Прекращение деятельности страховых организаций.

  1. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность, функции и принципы страхования

   Страхование — особый вид экономических отношений призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода  опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности, которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

   Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов.

   Страховую защиту можно определить как осознанную потребность  физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья,  трудоспособности и личных  доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

Общественная практика в  течение длительного периода  времени выработала три основные формы организации страхового фонда:

  1. Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счёт бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.
  2. Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя или  человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служат доходы предприятия или отдельного человека.
  3. Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счёт страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.

В настоящее время существенно  изменяется соотношение между централизованными, децентрализованными фондами и  фондами специализированных страховых  организаций. Сдвиг происходит в  сторону усиления роли страхования.

Следовательно, экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве, так и во времени, т.е. возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счёт взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

2.Создание страховых организаций.

  Создание страховых организаций включает в себя три этапа: учреждение, государственную регистрацию, получение лицензии.

Учреждение страховых  организаций. Поскольку страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, то порядок, условия создания и учредительные документы страховых организаций напрямую зависят от той организационно-правовой формы, в которой она создаётся. Однако, по общему правилу, устав страховой организации должен содержать указание на то, что организация должна заниматься именно страховой деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела, фирменное  наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать  организационно-правовую форму, а также  слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер» или производные от таких  слов и словосочетаний. Юридическое  лицо не вправе использовать полное или  краткое фирменное наименование, повторяющее частично или в целом  наименование другого субъекта страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Уставный капитал (п. 3 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

Уставный капитал должен быть не ниже установленного Законом  минимального размера уставного  капитала, который определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

1 – при страховании  рисков, связанных с причинением  вреда жизни, здоровью граждан,  оказанием им медицинских услуг  (страхование от несчастных случаев  и болезней, медицинское страхование);

1 –  при страховании  рисков, связанных с причинением  вреда жизни, здоровью граждан,  оказанием им медицинских услуг  (страхование от несчастных случаев  и болезней, медицинское страхование)  и имущественным страхованием.

2 – при страховании  рисков, связанных с дожитием  граждан до определенного возраста  или срока, со смертью, с  наступлением иных событий в  жизни граждан (страхование жизни);

2 – при страховании  жизни и страховании от несчастных  случаев и болезней, медицинское  страхование;

4  – при осуществлении  перестрахования, а также страхования  в сочетании с перестрахованием.

В 2005 году совокупный уставной капитал страховщиков России составил 143,1 млрд. руб.

Существует запрет на осуществление  определённых видов страхования  страховщиками, созданными с участием иностранного капитала (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела). Согласно этому закону им запрещается осуществлять:

- страхование интересов,  связанных с дожитием граждан  до определенного возраста или  срока, со смертью, с наступлением  иных событий в жизни граждан  (страхование жизни);

- обязательное страхование;

- обязательное государственное  страхование;

- имущественное страхование,  связанное с осуществлением поставок  или выполнением подрядных работ  для государственных нужд;

- страхование имущественных  интересов государственных и  муниципальных организаций.

Государственная регистрация страховых организаций. При регистрации страховщиков действует общий порядок государственной регистрации юридических лиц, который определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Право на осуществление страховой  деятельности предоставляется только субъекту страхового дела, получившему  лицензию. Поэтому можно утверждать, что правоспособность у страховой  организации возникает с момента получения лицензии. Правоспособность страховщиков коммерческих организаций носит ограниченный характер. Им запрещена производственная, торгово-посредническая, банковская деятельность. В то же время страхование не признано исключительным  видом деятельности страховщиков, они могут заниматься и теми видами деятельности, которые не указаны в их учредительных документах. Поэтому их правоспособность (за исключением страховщиков некоммерческих организаций) не может быть признана специальной.

Законодатель ввел правило, по которому правоспособность страховщика  ограничивается видами страхования, но не только не дал точного нормативного определения понятия вида страхования, но и поставил правоспособность страховщика  в зависимость от такой группы фактов, которые в некоторых случаях  невозможно отличить друг от друга  правовыми методами. Тем самым толкование этого вопроса, по существу, передано в компетенцию органа страхового надзора. Правоприменительная  практика показывает, что при возникновении спора о правоспособности страховщика мнение органа страхового надзора является решающим.

3. Лицензирование  деятельности страховых организаций.

Лицензирование страховщиков и последующий надзор за их деятельностью  производиться Федеральной службой  страхового надзора, находящейся в  ведении Минфина РФ. Лицензия выдается не вообще на страховую деятельность, как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом установлено наличие страхового интереса. Несмотря на то, что нормативное определение понятия «вид страхования» отсутствует, из пп. «а» п. 1 ст. 32 Закона об организации страхового дела ясно, что каждому виду страхования должны соответствовать определённые правила страхования.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с  п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

В орган страхового надзора  представляются следующие документы:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) учредительные документы  соискателя лицензии;

3) документ о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей  об утверждении учредительных  документов соискателя лицензии  и утверждении на должности  единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе  акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие  оплату уставного капитала в  полном размере;

7) документы о государственной  регистрации юридических лиц,  являющихся учредителями субъекта  страхового дела, аудиторское заключение  о достоверности их финансовой  отчетности за последний отчетный  период, если для таких лиц  предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном  исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального  исполнительного органа, главном  бухгалтере, руководителе ревизионной  комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом  актуарии;

10) правила страхования  по видам страхования, предусмотренным  Законом об организации страхового  дела, с приложением образцов  используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов  с приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании  страховых резервов;

13) экономическое обоснование  осуществления видов страхования.

Указанный перечень является исчерпывающим. Документы должны быть составлены на русском языке.

Кроме того, сведения о страховщике  необходимо указать в «Электронной анкете субъекта страхового дела». Она  должна быть приложена на дискете  либо одновременно направлена по электронному адресу.

После представления в  надлежащей форме всех документов, указанных в ст. 32 Закона об организации  страхового дела, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме  о приеме документов.

Принятие решения о  выдаче или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в срок, не превышающий 60 дней с момента даты получения  всех документов. Следует помнить, что  срок 60 дней начинает течь с момента  подачи заявления со всеми требуемыми приложениями. Если заявление подано, но отсутствует какой-либо из документов, перечисленных в указанной статье, оно (заявление) не считается поданным. Сроком подачи заявления считается срок, в который подан последний из требуемых документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

На практике встречаются  случаи, когда орган страхового надзора  отказывается принять документы, требуя дополнительные документы или их корректировку. Отказ в приеме документов законодательством не предусмотрен, и в этом случае соискателю лицензии следует направить по почте заявление  с приложениями заказным письмом.

Органом страхового надзора  срок принятия решения о выдаче лицензии не всегда выдерживается. В связи  с этим очень многие страховщики, подав документы на лицензию и  получив принципиальное их одобрение, но не получив еще лицензию, начинают заключать договоры страхования. Следует  помнить, что поскольку правоспособность у страховщика возникает с  момента получения лицензии, то и  право на заключение договоров страхования  возникает в этот же момент. Договоры, заключённые до момента получения  лицензии будут являться недействительными, страхователь страховой защитой  не обеспечивается и, наступившее в  этот момент страховое обстоятельство страховым случаем являться не будет, обязанности возместить причинённый  страхователю вред не возникнет.

Информация о работе Особенности правового положения страховых организаций