Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия природных ресурсов и показать особенности рынка природных ресурсов.Я полагаю, что каждый человек обязан рационально использовать природные ресурсы.
Введение……………………………………………………………...2
Глава № 1
I.Природные ресурсы………………………………………………..3
II.Экономическая оценка природных ресурсов..............................16
Глава № 2
I.Экономическая основа платежей за природные ресурсы……....24
Глава № 3
I.Регулирование рынков природных ресурсов……………………28
II.Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы….29
III. Рыночные решения…………………………………………......30
IV.Сущность, функции, особенности рынка земли……………....34
Заключение…………………………………………………….......38
Список используемой литературы……………………………….39
Как видим,
размер этих платежей постоянно увеличивается,
а их доля в доходах бюджета
выросла с 1,6% до 5,2%.
Таблица 2. Инвестициивосновнойкапитал,
направленные наохрануокружающейсредыирацион
1985 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Инвестиции в основной капитал |
|||||||||
— всего |
2,5 |
3,3 |
3,0 |
52,9 |
592,8 |
2368,3 |
6403,6 |
8254,3 |
8615,6 |
В том числе: |
|||||||||
На охрану и рацион. Использование водных ресурсов |
1,8 |
2,2 |
2,0 |
32,9 |
346,2 |
1326 |
3397,3 |
4080,3 |
4148,4 |
На охрану атмосферного воздуха |
0,3 |
0,5 |
0,4 |
9,2 |
114,4 |
423,4 |
1643,9 |
212,4 |
2086,9 |
На охрану и рацион. Использование
земель |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
7Д |
103,4 |
455,5 |
845,5 |
1390,4 |
1302,9 |
Другие мероприятия |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
3,7 |
28,8 |
163,4 |
416,9 |
656,2 |
1077,4 |
Глава №3
Регулирование рынков природных ресурсов
Хорошо функционирующие рынки – эффективный механизм в экономике по оптимальному распределению ресурсов между пользователями, что максимизирует общественно благосостояние. Чтобы добиться хорошего функционирования рынков необходимо выполнить несколько условий: четко определенные права собственности на все ресурсы, информация должна свободно распространяться между агентами рынка, и ограниченные ресурсы должны поступать на рынок, где им будет установлена цена исходя из соотношения спроса и предложения.
Провалы рынка наступают в тех случаях, когда некоторые из этих условий не выполняются. В экономической литературе описывается ряд случаев провалов рынка. Применительно к экологической проблематике наличие внешних эффектов (экстернами) и ресурсов, находящихся в общественной собственности («трагедия общин»), два наиболее ярких явления, вызывающих провалы рынка.
Ресурсы общего пользования - это ресурсы, находящиеся в коллективной собственности. Если доступ к данному ресурсу никак не регламентируется, то ресурс подвергается истощению. Примерами являются: перевыпас скота на общинных землях, истощение рыбных запасов. Плохо сформулированные права собственности на ресурсы определяют характер и использования природного ресурса.
Природные ресурсы разделяются: возобновляемые и не возобновляемые. Не возобновляемые ресурсы конечны, поэтому их чрезмерное использование со временем приведет к исчерпанию запасов. Главной экономической задачей является регулирование использования запаса этого вида ресурсов во времени. Возобновляемые ресурсы могут восстанавливаться.
Примерами возобновляемых ресурсов являются
рыбные ресурсы, леса. Следует быть
максимально осторожным, однако, употребляя
термин возобновляемость, так как
речь в большинстве случаев идет
о частичной
При устойчивом режиме управления возможно сохранение самого ресурса, а расходуется только его прирост. Если регулярно использовать большее количество ресурса, чем обеспечивается устойчивым развитием, то маловероятно, что оставшаяся часть ресурсов сможет регенерироваться. Поэтому основная экономическая проблема, связанная с возобновляемыми ресурсами, связана с уровнем и темпами их использования, чтобы сохранить их запас на оптимальном уровне.
Рынок необязательно всегда находит социально оптимальное решение. Экологическая деградация может иметь место в случае наличия экстерналей, или когда эксплуатируются ресурсы общего пользования.
Но не бывает случаев без исключений.
Есть примеры успешной интернализацииэкстерналей
и позитивного опыта управления
ресурсами общего пользования, когда
участвующие стороны находят
взаимовыгодное позволяющее предотвратить
деградацию окружающей среды решение.
Тот факт, что рынки в некоторых
случаях могут найти решения
своих проблем, означает, что органы
государственного управления не должны
автоматически вмешиваться при
провале рынка. Во-первых, лучше всего
поддерживать ситуации, при которых
рынки сами могут решить свои проблемы
– если это возможно. Во-вторых, вмешательство
государство может в ряде случаев
лишь усугубить ситуацию.
Рассмотрим, при каких обстоятельствах
рынок сможет самостоятельно найти решения,
а при каких нет. Главным условием "нормальности"
являются низкие затраты;государственные
органы не должны спешить автоматически
вмешиваться при каждом провале рынка;эксплуатируются
ли ресурсы сверх положенного?установлена
ли общая система управления? что можно
сделать для улучшения системы управления?
III.Рыночные решения
Как результат, природные ресурсы деградируют, и снижение степени деградации или загрязнения можно добиться путем учета мнения всех или принятия коллективного решения. Коллективное решение позволяет предохранить снижение запасов и качества природного ресурса ниже желаемого. С этих позиций создают почву для новых управленческих структур.,Трудности, связанные с организацией этого процесса, выражаемые величиной затрат, и от значения этих затрат зависит почему в одних случаях провалы рынка не могут разрешиться самими рынком, а в других находятся решения. Пример установления двусторонних отношения для решения проблемы возникновения включает в себя ряд следующих принципиальных моментов:
В пригороде
шведского города Гетеборг недалеко
от нефтеперерабатывающего предприятия
расположен автомобильный завод. Менеджеры
завода установили, что при переработке
низкокачественных
Вопрос
состоит в определении
Основные элементы трансакционных расходов более детально рассматриваютсяниже.
Для того чтобы заключить соглашение между собой стороны сначала найти друг друга. Это представляется довольно простым вопросом, но при рассмотрении природоохранных проблем не всегда ясно, кто является загрязнителем, а кто пострадавшей стороной;переговоры и заключение соглашения, после выявления сторон им необходимо провести переговоры с целью нахождения решения, что само по себе представляет дорогостоящий процесс;контроль. Стороны должны осуществлять мониторинг и контроль того, что другая сторона реально соблюдает соглашение – этот вид деятельности также требует значительных затрат;обеспечение выполнения. Если невозможно обеспечить выполнение и соблюдение соглашения или это обеспечение потребует значительных затрат, тогда такое соглашение немногого стоит;если упомянутые выше трансакционные издержки сравнительно ниже, чем выигрыш от заключения соглашения, то весьма вероятно, что рынок самостоятельно справится с провалом. Эта идея о том, что действующие на рынке агенты смогут справиться с внешними затратами, если издержки незначительны, а права собственности сформулированы четко. Теорема Коуза,, является важным вкладом в решение проблемы экстерналей. Ее не следует, однако, интерпретировать так, будто бы правительству совсем не следует вмешиваться в процесс охраны окружающей среды. В большинстве случаев, когда имеет место загрязнение окружающей среды, теорема Коуза неприменима по некоторым причинам.Важнейшим препятствием для саморегулирования рынка является вовлечение большого количества сторон в решение экологической проблемы. Если проблема ограничивается только двусторонними контактами, например, два рыболова в одном пруду, то переговоры по нахождению взаимоприемлемого решения идут успешно, Однако, если проблема касается загрязнения воздушного бассейна крупного города, издержки определения участников, проведения переговоров и правоприменения становятся очень большими.
Большое
количество участников - это не только
проблема размерности. При большом
количестве участников решения проблемы
обязательно найдутся "бесплатные
ездоки/зайцы", то есть категория
лиц, получающих эффект от борьбы с
экстерналиями бесплатно. Эффекты
от улучшения состояния воздуха
не могут быть распределены только
между теми, кто сократил уровень
выбросов или компенсировал нанесенный
экологический ущерб. Индивид, не имеющий
отношения к решаемой экологической
проблеме автоматически воспользуется,
выгодой от ее решения другими
сторонами. Таким образом, проблема
"зайца" означает отсутствие стимулов
у индивида (группы лиц) внести вклад
в решение, пользу от которого и без
затрат с его (их) стороны можно
будет использовать. Наличие "зайцев"
предполагает, что общество не может
исключить их из поля экологических
решений.Другой случай, когда рынку
трудно найти решение самостоятельно,
проблема с определением вовлекаемых
сторон. Многие экологические проблемы
проистекают из "размывания" форм
взаимодействия сторон, когда трудно
определить, кто вызывает и насколько
деградацию природного ресурса. Например,
загрязнение грунтовых вод. Этот
тип загрязнения может
Как и следовало ожидать, мониторинг, обеспечение выполнения, информация и другие трансакционные издержки играют важную роль в относительной эффективности различных механизмов, которые, в принципе, могут быть различных механизмов, которые, в принципе, могут быть использованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования.