Особенности приватизации собственности в России при переходе к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка.

Содержание работы

Введение 2
Формы приватизации собственности 3
Основные этапы приватизации в России в
условиях перехода к рыночным отношениям. 5
Основные особенности российского процесса
приватизации. 8
Заключение 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

      Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности.

       Объективным негативным фактором стало развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 г., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета.

Постепенное преодоление  последствий финансово-экономического кризиса 1998 г. на основе возобновления  экономического роста явилось главным  содержанием развития России в последние  годы. Новый этап экономических преобразований реформ, началом которого можно считать  середину 2000 г., актуализировал необходимость  и возможность достижения целей  модернизации отечественного хозяйства  и решения социальных проблем. 

Одобренная Правительством России летом 2000 г. программа («Основные  направления социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу») обоснованно исходит из того, что  в сегодняшних условиях основными  направлениями политики государства  в области управления государственным  имуществом могут считаться:

- повышение эффективности управления государственным имуществом, остающимся в собственности государства;

- приватизация значительной части государственного имущества.

       При этом выделяется три основных типа объектов такой политики:

1) государственные предприятия; 

2) хозяйственные общества  с участием государства; 

3) недвижимость.

     В соответствии с таким набором объектов предложена и программа конкретных мероприятий.

     В отношении государственных предприятий – их преобразование в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности или внесение в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь также находятся в федеральной собственности (с отказом от использования права хозяйственного ведения).

      В отношении хозяйственных обществ с участием государства – оптимизация участия государства в хозяйственных обществах на основе принятия решений о дальнейшем закреплении акций хозяйственного общества в государственной собственности, передачи акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень, продажи таких акций или ликвидации общества, как такового (в случае продолжения закрепления акций хозяйственного общества в государственной собственности предусматривается четкая формулировка целей такого участия государства в капитале и способов их достижения в договоре с управляющим).

     Более развернутой является программа мер по управлению принадлежащим государству недвижимым имуществом. Она включает в себя формирование полного реестра федеральной недвижимости, четкое разграничение и координацию полномочий всех государственных органов, задействованных в этом процессе (с установлением для всех субъектов Российской Федерации единого порядка принятия решений об использовании федеральной недвижимости), применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости (с выравниванием ставок арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке); ревизия и введение жесткого контроля над использованием недвижимости государственными предприятиями и учреждениями (целевой характер, ориентация на рыночные ставки аренды, характер льгот, возможности изъятия), создание правовой базы по механизму распоряжения федеральным имуществом, включая отработку вопроса по возмещению расходов на осуществление управления им; кадровое обеспечение.

       Продолжающийся в отечественной экономике процесс приватизации, как известно, не дал ожидаемых результатов. Не решена главная социально-экономическая задача: на приватизированных предприятиях и в целом в экономике страны не сформировался высокоэффективный собственник. Напротив, смена собственника зачастую сопровождалась и завершалась сокращением объемов производства, разрушением основного капитала, деградацией трудового потенциала персонала некогда передовых предприятий, что нередко приводило и приводит к банкротству. В масштабе национальной экономики это привело к спаду общественного производства, ценовой форме инфляции. Особенно тяжелыми являются социальные последствия: ускоренный рост вынужденной безработицы, сокращение численности населения России, подрыв веры у большинства населения страны в безопасное и защищенное будущее.

       Рост социального напряжения, обусловленный скоростной приватизацией, становится «тонкой тканью» макроэкономической и особенно финансовой нестабильности. Приватизация в России привела и приводит к новому, весьма неблагоприятному для экономического роста разделению общественного труда, перераспределяя его в пользу сферы обращения продуктов. Это обусловливает деградацию производственного сектора отечественной экономики, подрывает процесс трудового способа присвоения, что в социальном плане выливается в насаждение в обществе философии и идеологии экономического иждивенчества. Сказанное означает, что приватизация не привела к формированию новой экономической формы собственности и, следовательно, нового реального собственника.

 

 

    1. Заключение.

 

        Важнейшей предпосылкой для определения дальнейших целей приватизации является понимание того факта, что в России в настоящее время не существует объектов для какой-либо новой целостной приватизационной модели. Соответственно, речь может идти только о формировании новой концепции  приватизации, которая была бы ориентирована на максимально полный охват различных аспектов (решение проблем) функционирования предприятий, преимущественно уже корпоратизированных и полностью и/или частично приватизированных.

        Это означает также, что в силу высокой дифференцированности массива имеющихся объектов при собственно приватизации необходимо использование самых разнообразных подходов (их комбинаций), которые в подавляющем большинстве уже присутствуют в законодательстве РФ.

      Реально же в отношении приватизации у правительства существует очень ограниченный набор действий, которые можно предпринять:

- прямые переговоры  с потенциальными стратегическими покупателями акций крупнейших корпораций, остающихся в государственной собственности, для  обеспечения бюджетных доходов;

- резкое усиление мер административного характера по управлению государственной собственностью (пакеты акций, недвижимость) для демонстрации борьбы со злоупотреблениями и «повышения управляемости» госсобственностью;

- осуществление организационных перестановок  для демонстрации разработки новой концепции приватизации и управления.

      В сфере управления государственной собственностью также необходимы новые подходы.

 

    1. Литература.

 

  1.     Бердникова Т. Региональные особенности приватизации и акционирования // Экономист. – 2000. - № 11. – С.79-85.
  2.     Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. – 1998. - № 1.
  3.      Нуреев Р.М., Рунов А.Б. Назад к частной собственности или вперед к частной собственности? // ОНС. – 2002. - № 5. – С.5-23.
  4.      Нуреев Р.А, Рунов А.Б. Неизбежна ли деприватизация: Феномен власти-собственности в исторической перспективе // Вопросы экономики. – 2002. - № 6. – С.10-31.
  5.      Российская приватизация как процесс формирования институциональной базы экономических реформ // Экономика переходного периода: Очерки… – М., 1998. – С.405-466.
  6.      Солдатова И.Ю., Дикинов А.Х. Приоритеты государственной политики приватизации на современном этапе реформ // Северо-Кавказский регион. – 2002. - № 1. – С.83-84.

 

 


Информация о работе Особенности приватизации собственности в России при переходе к рыночным отношениям