Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:54, курсовая работа
Развитие экономики в значительной степени зависит от состояния и темпов развития роста ее базовой отрасли – промышленности, существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационной продукции в ВВП. В условиях наступающей макроэкономической стабилизации развитие промышленных предприятий приобретает преимущественно инновационный характер и определяется стратегическими целями. Инновационный тип развития экономики предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе, ценностных установках, стереотипах производственного и потребительского поведения членов общества и хозяйствующих субъектов
Введение
Глава 1.Инновации в рыночной экономике
1.1 Удовлетворение потребностей — основа развития общества
1.2 Термины и определения
1.3 Цели, виды инноваций и их классификация
Глава 2. Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1.Инновации в рыночной экономике
1.1 Удовлетворение потребностей — основа развития общества
1.2 Термины и определения
1.3 Цели, виды инноваций и их классификация
Глава 2. Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике
Заключение
Список литературы
Введение
Основу эффективности
национальной экономики современной
России составляет наряду с природными
и трудовыми ресурсами и
Содержание инновационной
деятельности в экономической сфере
является создание и распространение
новшеств в материальном производстве.
Она представляет собой звено
между научной и
Развитие экономики в
значительной степени зависит от
состояния и темпов развития роста
ее базовой отрасли –
Заметный вклад в исследование
проблем инноваций сделали
Глава 1.Инновации в рыночной экономике
1.1 Удовлетворение потребностей— основа общества
1.1.1 Потребности человека
Человечество в своем развитии прошло три эпохи — дикость, варварство и цивилизацию, каждая из которых включала три ступени: низшую, среднюю и высшую. Основой развития общества является заложенная в каждом человеке необходимость удовлетворения потребностей. В структуре материальной и духовной деятельности активного человека— социального субъекта выделяются:
· потребности (мотивы), побуждающие к деятельности;
· цели и результаты, на достижение которых деятельность направлена;
· средства, с помощью которых деятельность осуществляется.
Потребности, мотивы и желания человека как социального субъекта могут вступать в противоречие с его возможностями и реалиями внешней среды. Это противоречие разрешается в процессе трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность может быть инновационной, приводящей к созданию нового продукта (результата) либо применяющей для достижения цели новые средства, или репродуктивной (рутинной), постоянно воспроизводящей прежние трудовые процессы. Различные виды потребностей существуют не только у отдельного человека, но и у коллективов людей, в том числе предприятий и общества в целом.
1.1.2 Потребности коллективов людей и организаций
Любой человек не может быть свободен от общества, в котором он находится. Свои действия и потребности он должен согласовывать с окружением. Продукты и товары кто-то должен создать. Услуги кто-то должен обеспечить. Все возрастающие потребности приводят к тому, что кот-то должен выпускать товары с новыми или принципиально новыми свойствами. Организовать новое производство в рыночной экономике в одиночку в условиях жесткой конкуренции крайне сложно. Для создания абсолютного большинства новых товаров и услуг требуется коллективный труд. Решение проблемы было найдено еще в древности— создание организаций (предприятий).
Организация—это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация—это организация, юридически оформленная. Неформальные организации и группы возникают спонтанно, однако они также имеют цели, для достижения которых они создаются.
Реально мы редко имеем дело с организацией, имеющей только одну цель. Чаще организации имеют набор взаимосвязанных целей. Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие характеристики. Во-первых, на основе информации (знаний) организации преобразуют ресурсы в продукты или услуги, которые удовлетворяют чьи-либо потребности. Во-вторых, они имеют разделение труда и систему управления. В-третьих, они представляют собой совокупность групп людей, имеющих разные ожидания и потребности.
Главное в работе организаций
— деятельность, направленная на успех.
Организация считается
Необходимость нового (новшества,
инновации) изначально оформляется
в сознании как проблема, связанная
с наличием противоречия между действительностью
и ее возможным состоянием. Можно
выделить две основные причины появления
инноваций:1) все возрастающие, меняющиеся
потребности человека заставляют его
искать новые способы и формы
их удовлетворения, совершенствовать
старые (внутренняя объективная причина);
2) постоянно меняются среда обитания
и условия человеческой жизнедеятельности,
вызывая необходимость
1.2 Термины и определения
В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «инновация». Часто эти слова заменяют русскими словами «новое» или «новинка». Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего ранее не было, или того, что ранее было, но имеет качественно новые отличительные признаки. В профессиональной среде используются все указанные выше термины. Приведем их определения.
Новшество—это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д. Новация (лат. novation—изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее.
Российскими официальными терминами по инновации являются те, которые используются в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. Такими терминами являются:
· «инновация (нововведение)»--конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
· «инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
Инновационная деятельность
охватывает весь инновационный процесс
— начиная с появления идеи
и заканчивая внедрением и диффузией
продукта. Таким образом, инновационная
деятельность—это вид деятельности,
связанный с получением и трансформацией
результатов научных
1.3 Цели, виды инноваций и их классификация
1.3.1 Цели инноваций
Как уже отмечалось, изначально
появляется проблема, связанная с
наличием противоречия между действительностью
и возможным состоянием. Формой разрешения
этого противоречия выступает инновация.
Отсюда и философская цель любой
инновации—разрешение противоречий между
изменившимися потребностями и
имеющимися возможностями. Реализация
инноваций должна быть эффективной
в той степени, чтобы удовлетворить
запросы потребителя и
1.3.2 Признаки инноваций
Основными признаками инновации
являются: 1) научно-техническая новизна,
совокупность новых знаний; 2) практическая
реализуемость, т.е. воплощение новых
знаний в новом продукте, технологии,
социальной среде и пр.; 3) способность
удовлетворить определенные запросы
потребителей, которая означает, что
новшество «воспринято» рынком, т.е.
реализуемо на рынке; 4) эффект (экономический,
технический, социальный), необходимый
для воспроизводства
1.3.3 Функции инноваций
Анализ инноваций показывает,
что они выполняют функции
социально-экономического характера.
В инновации как экономической
категории отражается ее назначение
в экономической системе
Таким образом, инновация
как экономическая категория
выполняет следующие две
Информация о работе Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике