Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики в значительной степени зависит от состояния и темпов развития роста ее базовой отрасли – промышленности, существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационной продукции в ВВП. В условиях наступающей макроэкономической стабилизации развитие промышленных предприятий приобретает преимущественно инновационный характер и определяется стратегическими целями. Инновационный тип развития экономики предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе, ценностных установках, стереотипах производственного и потребительского поведения членов общества и хозяйствующих субъектов

Содержание работы

Введение
Глава 1.Инновации в рыночной экономике
1.1 Удовлетворение потребностей — основа развития общества
1.2 Термины и определения
1.3 Цели, виды инноваций и их классификация
Глава 2. Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновационный курсовая.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1.Инновации в рыночной экономике

1.1 Удовлетворение потребностей  — основа развития общества

1.2 Термины и определения

1.3 Цели, виды инноваций  и их классификация

Глава 2. Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике

Заключение

Список литературы

Введение

 

Основу эффективности  национальной экономики современной  России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический  потенциал страны. Переход экономики  в новое качественное состояние  увеличил значимость инновационной  деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим  фактором выхода из экономического кризиса  и обеспечения условий для  экономического роста.

Содержание инновационной  деятельности в экономической сфере  является создание и распространение  новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено  между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи  которых, реализуются технико-экономические  потребности общества.

Развитие экономики в  значительной степени зависит от состояния и темпов развития роста  ее базовой отрасли – промышленности, существенного увеличения доли конкурентоспособной  инновационной продукции в ВВП. В условиях наступающей макроэкономической стабилизации развитие промышленных предприятий  приобретает преимущественно инновационный  характер и определяется стратегическими  целями. Инновационный тип развития экономики предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом  базисе, ценностных установках, стереотипах  производственного и потребительского поведения членов общества и хозяйствующих  субъектов. Процесс обновления технологий, как в сфере производства, так  и в сфере управления по своей  сути интегрирует все ресурсы  – человеческие, интеллектуальные и материальные. Эффективность этого  процесса зависит от усилий, способствующих формированию эффективных экономических  комбинаций этих ресурсов. Особую роль в этом процессе играют производственные предприятия, являющиеся основным звеном экономического развития и определяющие динамику экономического роста, уровень  конкурентоспособности государства, степень обеспечения национальной безопасности и равноправной интеграции РФ в мировую экономику. Фактически они выступают, таким образом, основным средством достижения общественных целей. Переход к экономике нового типа, обеспечение качественного  роста предприятий невозможно без  кардинального изменения условий  инновационного развития. В этой связи  очевидна необходимость целостного подхода к формированию механизма  инновационного развития промышленного  производства, позволяющего определять и управлять перспективными изменениями в экономике, обеспечивать ее устойчивое функционирование, внедрение и эффективное использование современных технологий, и укрепление имиджа предприятия в системе экономических отношений.

Заметный вклад в исследование проблем инноваций сделали российские ученые: И.Т. Балабанов, А. С. Булатов, В.Н. Гунин, П.Н. Завлин, СВ. Ильдеменов, А.К. Казанцев, Г.Д. Ковалев, Д.И. Кокурин, В.Г. Медынский, Л.Э. Миндели, Ю.П.

Глава 1.Инновации в рыночной экономике

 

1.1 Удовлетворение потребностей—  основа общества

 

1.1.1 Потребности человека

Человечество в своем  развитии прошло три эпохи — дикость, варварство и цивилизацию, каждая из которых включала три ступени: низшую, среднюю и высшую. Основой развития общества является заложенная в каждом человеке необходимость удовлетворения потребностей. В структуре материальной и духовной деятельности активного  человека— социального субъекта выделяются:

·   потребности (мотивы), побуждающие к деятельности;

·   цели и результаты, на достижение которых деятельность направлена;

·   средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

Потребности, мотивы и желания  человека как социального субъекта могут вступать в противоречие с  его возможностями и реалиями внешней среды. Это противоречие разрешается в процессе трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность может быть инновационной, приводящей к созданию нового продукта (результата) либо применяющей для достижения цели новые средства, или репродуктивной (рутинной), постоянно воспроизводящей  прежние трудовые процессы. Различные  виды потребностей существуют не только у отдельного человека, но и у  коллективов людей, в том числе  предприятий и общества в целом.

 

1.1.2 Потребности коллективов  людей и организаций

Любой человек не может  быть свободен от общества, в котором  он находится. Свои действия и потребности  он должен согласовывать с окружением. Продукты и товары кто-то должен создать. Услуги кто-то должен обеспечить. Все  возрастающие потребности приводят к тому, что кот-то должен выпускать  товары с новыми или принципиально  новыми свойствами. Организовать новое  производство в рыночной экономике  в одиночку в условиях жесткой  конкуренции крайне сложно. Для создания абсолютного большинства новых  товаров и услуг требуется  коллективный труд. Решение проблемы было найдено еще в древности— создание организаций (предприятий).

Организация—это группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели или целей. Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация—это организация, юридически оформленная. Неформальные организации  и группы возникают спонтанно, однако они также имеют цели, для достижения которых они создаются.

Реально мы редко имеем  дело с организацией, имеющей только одну цель. Чаще организации имеют  набор взаимосвязанных целей. Все  сложные организации являются не только группами, целенаправленными  в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных  целей, они также имеют общие  характеристики. Во-первых, на основе информации (знаний) организации преобразуют  ресурсы в продукты или услуги, которые удовлетворяют чьи-либо потребности. Во-вторых, они имеют  разделение труда и систему управления. В-третьих, они представляют собой  совокупность групп людей, имеющих  разные ожидания и потребности.

Главное в работе организаций  — деятельность, направленная на успех. Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей  цели. Составляющие успеха организации  — выживание и эффективность. Рекорд выживания в настоящее  время принадлежит Римско-католической церкви, непрерывно действующей на протяжении более 2000 лет. Чтобы быть успешной в течение длительного  времени, чтобы выжить и достичь  своих целей, организация должна быть эффективной. Эффективность, количественно  измеряется целым рядом показателей  и главный из них—прибыльность, т.е. превышение доходов над расходами. В рыночной экономике главная  задача любого предприятия — удовлетворение запросов потребителей. В эпоху научно-технического прогресса удовлетворить запросы  потребителя можно, лишь предлагая  все новые и новые товары и  услуги по приемлемой для потребителя  цене.

Необходимость нового (новшества, инновации) изначально оформляется  в сознании как проблема, связанная  с наличием противоречия между действительностью  и ее возможным состоянием. Можно  выделить две основные причины появления  инноваций:1) все возрастающие, меняющиеся потребности человека заставляют его  искать новые способы и формы  их удовлетворения, совершенствовать старые (внутренняя объективная причина); 2) постоянно меняются среда обитания и условия человеческой жизнедеятельности, вызывая необходимость адаптации  к этим изменениям (внешняя объективная  причина). В итоге для того чтобы  занять достойное место в жизни, человек должен постоянно искать что-то новое, не стоять на месте, использовать новшества, созданные другими. Тот, кто не подчиняется этому правилу, обречен на поражение.

 

1.2 Термины и определения

В настоящее время существует большой разброс в трактовке  понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «инновация». Часто эти слова  заменяют русскими словами «новое»  или «новинка». Отметим, что они  применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего ранее не было, или того, что ранее  было, но имеет качественно новые  отличительные признаки. В профессиональной среде используются все указанные  выше термины. Приведем их определения.

Новшество—это оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества  могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный  продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д. Новация (лат. novation—изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее.

Российскими официальными терминами  по инновации являются те, которые  используются в Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной постановлением Правительства  РФ от 24 июля 1998 г. Такими терминами  являются:

·   «инновация (нововведение)»--конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

·   «инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

Инновационная деятельность охватывает весь инновационный процесс  — начиная с появления идеи и заканчивая внедрением и диффузией  продукта. Таким образом, инновационная  деятельность—это вид деятельности, связанный с получением и трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, внедренный на рынке, в новый  или усовершенствованный технологический  процесс, использованный в производстве с получением соответствующего эффекта. При таком подходе инновацию  можно назвать также инновационным  продуктом или продуктом инновационной  деятельности.

 

1.3 Цели, виды инноваций  и их классификация

 

1.3.1 Цели инноваций

Как уже отмечалось, изначально появляется проблема, связанная с  наличием противоречия между действительностью  и возможным состоянием. Формой разрешения этого противоречия выступает инновация. Отсюда и философская цель любой  инновации—разрешение противоречий между  изменившимися потребностями и  имеющимися возможностями. Реализация инноваций должна быть эффективной  в той степени, чтобы удовлетворить  запросы потребителя и обеспечить воспроизводство инноваций нового поколения. Поэтому все участники  инновационного процесса, удовлетворяющие  все новые и новые потребности, должны от своей деятельности получать прибыль. Конкретная цель конкретной инновации  определяется конкретной проблемой. Эта  цель должна быть одной из целей  организации. Напомним, что главное  в деятельности любой организации—деятельность, направленная на успех. Поэтому главная  цель инновационной деятельности любой  организации—обеспечение конкурентоспособности  в условиях рынка.

 

1.3.2 Признаки инноваций

Основными признаками инновации  являются: 1) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний; 2) практическая реализуемость, т.е. воплощение новых  знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.; 3) способность  удовлетворить определенные запросы  потребителей, которая означает, что  новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; 4) эффект (экономический, технический, социальный), необходимый  для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально  она ни была описана, формализована  и представлена на схемах и чертежах,-- это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах и процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощенная в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей.

 

1.3.3 Функции инноваций

Анализ инноваций показывает, что они выполняют функции  социально-экономического характера. В инновации как экономической  категории отражается ее назначение в экономической системе государства  и ее роль в хозяйственном процессе. Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или  операцию (технологию, процесс). При  реализации инновации, предложенной к  продаже, происходит обмен «деньги--инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (инвестором, продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают  расходы по созданию и продаже  инноваций; во-вторых, приносят прибыль  от реализации инноваций; в-третьих, выступают  стимулом к созданию новых инноваций; в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Таким образом, инновация  как экономическая категория  выполняет следующие две основные функции—воспроизводственную и  стимулирующую. Воспроизводственная  функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи  на рынке, создает предпринимательскую  прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль  может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли  от инновации и использование  ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной  функции инновации. Стимулирующая  функция также реализуется через  получение предпринимателем прибыли  от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к  новым инновациям , побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами. Отметим еще один аспект проблемы. Подчиняясь всеобщему закону минимизации энергии, человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и получение других эффектов. Поэтому можно рассматривать инновацию как социальную категорию. Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства. Вторая функция инноваций—повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни. Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением. И наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека—реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.

Информация о работе Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике