Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:00, реферат
Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время – вследствие рационального применения новаторской экономической теории.
Введение
1. Глава 1. История экономической мысли в России
1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв.
1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв.
1.3 Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в.
2. Глава 2. Концепция российской школы экономической мысли
2.1 Поиск самоопределения
2.2 Отличительные черты российской школы экономической мысли
Заключение
Литература
Современные монетаристы, возводящие свои принципы в догмы и претендующие на знание абсолютной истины, достойны сожаления как люди, которые оказались неспособными подняться до высот научного мышления. Их апломб - лишь прикрытие собственной несостоятельности. Претензия на монополизм пагубна для любого учения, в том числе и для марксизма, который надо рассматривать не как библию, где все изначально верно, а как науку с ее открытиями, поисками и заблуждениями. Показателен в этом отношении подход С.Н. Булгакова к тезису К. Маркса о росте концентрации производства в сельском хозяйстве. "Ошибка Маркса, - писал он в книге "Капитализм и земледелие", - да послужит нам предостережением. Она объясняется не тем, что ему не хватало ума - ум он имел гениальный - и не тем, что ему не хватало знаний, - он принадлежит к самым ученым экономистам не только своего, но и всех времен, - она объясняется общими социально-философскими воззрениями Маркса, его переоценкой действительных способностей и значения социальной науки, границ социального познания"[7].
2.2 Отличительные
черты российской школы
Осознание особенностей российской цивилизации подводит к выделению отличительных черт российской школы экономической мысли и необходимости их объяснения. Поскольку раньше такая задача не ставилась, то вопрос об их выделении можно рассматривать именно в порядке постановки.
К моменту зарождения российской школы экономической мысли произошел глобальный, общемировой кризис политической экономии. Об этом писали во всем мире, в том числе и в России - А.Н. Миклашевский, П.Б. Струве. Выход из кризиса шел по различным направлениям, в результате сформировались разные школы с довольно разнообразными подходами.
Идеи, вокруг которых велись исследования в российской школе экономической мысли, можно свести к ряду ключевых позиций.
Системный анализ экономических явлений. Духовный потенциал россиян, сложившаяся на его основе система нравственных ценностей и тип культуры предопределили иное, чем на Западе, отношение к коренным вопросам экономической мысли и теоретическим идеям. Многие из них значительно отличались от тех, которые сложились на Западе.
Выдающийся
ученый и государственный деятель
начала XIX в. Н.С. Мордвинов, считавшийся
«англофилом», писал, что "ум и руки
рабов неспособны к порождению народного
богатства. Свобода, просвещение, собственность
и правосудие - суть существенные и
единственные источники оного... Не
руки человека дают плодородие земле,
не ими процветают художества, торговля,
промышленность; не ими умножаются
и возрастают денежные капиталы; ум
и наука суть истинные орудия богатства".
Разделяя идеи А. Смита, Мордвинов, однако,
поставил ему в упрек то, что "он
в своей теории весьма далеко ушел
от практической жизни". Задолго
до Ф. Листа и в противовес А. Смиту
он обосновал необходимость
Отрицание концепции "экономического человека" и попыток рассматривать его изолированно от общества, от среды обитания можно считать отличительной чертой российского мировоззрения. И оно свойственно не только экономическому мышлению, но и всей отечественной философской и социальной мысли.
В современной
мировой науке существенно
Народное хозяйство как целое и роль государства. Интерес к формированию и развитию российского национального хозяйства, а также к роли государства пронизывает практически всю тысячелетнюю историю нашей страны начиная со времени становления самого государства в условиях окружения враждебными и агрессивными племенами. Осмысление целостности российского национального хозяйства, его природного и человеческого потенциала, перспектив развития и вхождения в мировое хозяйство, проведение соответствующей государственной политики находились и находятся в центре внимания общественных деятелей, ученых Академии наук. Многочисленные экспедиции по стране, по-своему достаточно великие географические открытия – все это формировало тот духовный мир и умонастроения людей, тот тип культуры, без которых невозможно представить историю России. Вот почему четкое и достаточно завершенное изложение соответствующих представлений о целостности национального хозяйства и роли государства в ходе становления российской школы экономической мысли вполне закономерно и логично. В своих исследованиях ее представители всегда учитывали огромный масштаб государственного хозяйства в дореволюционной России.
Вполне естественно,
что учение В.И. Ленина о подготовке
материальных предпосылок социализма
в рамках зарождающегося государственно-
После Октябрьской
революции, после увлечения идеями
"военного коммунизма", тяжелейших
испытаний гражданской войны
и иностранной интервенции (о
которой почему-то в последнее
время перестали писать) Россия встала
на путь осуществления новой
Многие из оставшихся в стране после революции представителей российской школы экономической мысли подключились к работе над планом и концепцией планирования. Н.Д. Кондратьев особое внимание уделял реальности планов, резко критиковал отрыв целей плана от имеющихся возможностей, разработку так называемых "смелых" планов. В статье "План и предвидение" он призывал не поддаваться гипнозу гигантских, но несбыточных проектов, "фетишизму цифр". "Одно из двух: или мы хотим иметь серьезные и реальные планы и в таком случае должны говорить в них лишь то, на что мы имеем известные научные основания; или мы будем продолжать заниматься всевозможными "смелыми" расчетами и выкладками на будущее без достаточных оснований и тогда мы должны заранее примириться, что эти расчеты произвольны, что такие планы лишены реальности. Но какая цель и цена таких планов? В лучшем случае они останутся безвредными, потому что они мертвы для практики. В худшем - они будут вредными, потому что могут ввести практику в жесткие ошибки"[10].
Разработка
проблем многоукладной
Значительную роль в разработке указанных проблем сыграл А.И. Чупров, возглавлявший в 1874-1899 гг. кафедру политической экономии и статистики в Московском университете. В Париже в Русской школе общественных наук он прочел курс лекций о мелком земледелии. Чупров был приверженцем кустарных артелей, сельской общины, объединения мелких промыслов, писал об укреплении биржевых и рыбопромышленных артелей.
В своих
работах он, пожалуй, одним из первых
сформулировал понятие «
М.И. Туган-Барановский - вероятно, самая крупная и выдающаяся фигура в российской школе экономической мысли - внес большой вклад в теоретическое обоснование проблем кооперации, имевших значение для ее развития. В фундаментальном труде "Социальные основы кооперации" он подчеркивает, что "в кооперации, однако, заложены основы и совершенно иного хозяйственного строя, стоящего выше не только капитализма, но и коллективизма... Общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей – стать насквозь свободным кооперативом. Таков социальный идеал, который полностью никогда не будет, достигнут, но в приближении, к которому и заключается весь исторический процесс человечества"[11]. Развитие кооперативного движения началось после отмены крепостного права. Первый кооператив был зарегистрирован в 1865 г.
Аграрный вопрос и способы его решения. В связи с отмеченными выше особенностями развития российской цивилизации исследование аграрного вопроса и способов его решения стало одним из ключевых направлений экономической мысли. Именно в его основе лежало понимание альтернативности общественного прогресса, во многом так и не реализованной в российских условиях.
Бурные
дискуссии об аграрном вопросе и
судьбах России, восходящие еще к
А.И. Герцену, развернулись после отмены
крепостного права. Прямо или
косвенно в эти дискуссии оказались
втянутыми все ведущие
В процессе поиска различных и альтернативных вариантов решения аграрного вопроса особую роль играла позиция В.И. Ленина и ряда его соратников. Из такой постановки вопроса следовал вывод о неизбежном столкновении интересов, о росте богатства и усилении нищеты. "Нет ни одного экономического явления в крестьянстве, которое бы не имело той, специфически свойственной капиталистическому строк, противоречивой формы, то есть которое не выражало борьбы и розни интересов, не означало плюс для одних и минус для других". Но как совместить это с тезисом, что исторической миссией рынка или капитализма является (отмеченный в той же книге) гигантский рост производительности труда? Почему на его основе не может происходить одновременный рост богатства, почему обязателен раскол на богатых и бедных? Кроме того, у В.И. Ленина есть и еще одно принципиально важное положение. "Обычное народническое воззрение, - пишет он, -по которому "кулак" и "хозяйственный мужик" представляют из себя не две формы одного и того же экономического явления, а ничем между собой не связанные и противоречивые типы явлений, -это воззрение решительно ни на чем не основано"[12]. Такие оценки во многом предопределили последующие события в нашей стране, трагедию коллективизации.
Разумеется, и в аграрном секторе идет конкурентная борьба, кто-то обогащается, а кто-то разоряется. Рынок есть рынок, и движущей силой его развития остается конкуренция. В основе успеха тех, кто получает дополнительную выручку, лежит предпринимательский доход. Это своеобразная плата за технические нововведения, за знание законов рынка и связанного с ним риска. Кстати, концепция предпринимательского дохода достаточно подробно описана в трудах российских экономистов.
А.В. Чаянов, опираясь на свои более ранние работы, а также опыт аграрного развития западных стран и дореволюционной России, сформулировал концепцию вертикальной концентрации хозяйства. Им была предложена классификация технических и экономических процессов, развитие которых позволит обобществить сельскохозяйственное производство в целом. Он полагал, что вовлечение аграрного сектора в систему народного хозяйства как единого целого вовсе не сводится к созданию крупных предприятий на базе наемного труда. Он видел альтернативный путь, позволяющий трудовому крестьянскому хозяйству отстоять свои позиции на основе кооперации. Такая возможность была реальной в условиях новой экономической политики.[13]
Любая наука состоит из множества направлений, школ, теорий, концепций. И задача самопознания науки заключается в том, чтобы разобраться в этих
1. Автономов
В. История экономических
2. Булгаков С. Труды по социологии и теологии. Т. 1. М., 1999 – 340 с.
3. Булатов А.С. Экономика. – М., 2005 – 610 с.
4. Васильева Е.В. Экономическая теория (конспект лекций). М.: ЮРАЙТ. 2006 – 190 с.
5. Кондратьев
Н.Д. Проблемы экономической
6. Туган-Бараиовский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989, - 515 с.
7. История
экономической мысли. Курс
Журналы:
1. Абалкин
Л.И. Очерки истории
2. Албанин Л. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения Вопросы экономики 2001 № 2 с.4 - 18
3. Аникин
А. Российская экономическая
4. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршал: вклад ХХ столетия в экономическую теорию. Вопросы экономики, 2001 № 2 с. 74
5. Воейков М. О концепции «Российской школы экономической мысли». Вопросы экономики, 2001, № 2, с.67-72
6. Еспегмеев В. Российская экономическая мысли учится говорить на языке науки. Вопросы экономики, 2004, № 2 с. 82
7. Ольсевич Ю. О специфике национальной школы экономической мысли. Вопросы экономики, 2001, № 2 с. 27-42
Информация о работе Особенности развития экономической мысли в России