Особенности региона как субъекта конкурентных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 15:58, статья

Описание работы

Региональные аспекты конкуренции представляют собой относительно новое направление научных исследований в экономике. Проблема конкурентоспособности региона, как территориально – целостного образования внутри страны, в мировой экономической науке возникла около 40 дет назад. Территориальный аспект конкуренции не брался в расчет долгое время, регионы рассматривались только с ресурсно – производственной точки зрения. И только с 60-х годов XX века в западной экономической науке (а в России с 90-х годов, после начала процесса либерализации) в теории конкуренции стало учитываться пространственное положение субъекта конкуренции

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)


5

 

Е.С. Грачева

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

г. Самара, АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления»

 

Региональные аспекты конкуренции представляют собой относительно новое направление научных исследований в экономике. Проблема конкурентоспособности региона, как территориально – целостного образования внутри страны, в мировой экономической науке возникла около 40 дет назад. Территориальный аспект конкуренции не брался в расчет долгое время, регионы рассматривались только с ресурсно – производственной точки зрения. И только с 60-х годов XX века в западной экономической науке (а в России с 90-х годов, после начала процесса либерализации) в теории конкуренции стало учитываться пространственное положение субъекта конкуренции. В настоящее время фактор территориальности становится одним их ведущих в определении позиций конкурирующего экономического агента.

Выделению региональной конкурентоспособности (КСП) в отдельную область экономических исследований способствовало и дальнейшее развитие западной науки. Оно превратило регион в самостоятельного хозяйствующего субъекта, преследующего собственные экономические интересы и обладающего определенными правами собственности.

Регион обладает особыми характеристиками, которые влияют на формирование региональной КСП и делают этот механизм совершенно отличным от формирования КСП страны или фирмы. Эти отличия обусловливают необходимость отдельного изучения региона, как субъекта конкурентных отношений:

1)          Регион является самостоятельным субъектом экономики в силу того, что он обладает региональной собственностью и особыми экономическим интересами, отличающихся от интересов других регионов. Кроме того, деятельность региональных властей обладает определенной автономией, ограниченной законодательством страны;

2)          Совокупность факторов, оказывающих решающие воздействие на состояние региональной КСП, отличается от факторов, формирующих национальную конкурентоспособность. Так, изменения обменного курса страны и соотношения «цена-заработная плата» на региональном уровне почти не происходят, но заметное влияние на региональную КСП оказывает межрегиональные распределение факторов производства;

3)          Специфика региона определяется мезоуровнем, который он занимает в структуре хозяйствующих субъектов: с одной стороны он обладает большей гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям по сравнению с государством, но с другой стороны, цели его деятельности не могут сводиться лишь к получению прибыли и повышению рентабельности (что характерно для микроуровня, который занимают предприятия); 

4)          КСП региона принципиально отличается от содержания понятия «конкурентоспособность фирмы» тем, что фирма, ставшая неконкурентоспособной прекращает свое существование, в случае с регионом – такого не наблюдается. В данном случае понятие «конкурентоспособность региона» приближается к понятию «устойчивое развитие»;

5)          В отличие от ситуации улучшения конкурентоспособности фирмы, рост региональной КСП приводит к росту занятости;

6)          Повышение КСП одного региона способствует росту конкурентоспособности другого;

7)          Региональная конкурентоспособность в значительной мере определяется макроэкономическими факторами всей социально-экономической системы страны;

8)          Регион однороднее страны в социально-экономическом отношении, что значительно повышает точность оценки уровня его конкурентоспособности;

9)          Конкурентоспособность региона не имеет таких четких критериев оценки, как, например, конкурентоспособность фирмы. Она зависит от целей и субъектов оценки конкурентоспособности;

10)      Оценка КСП региона является более сложной, чем конкурентоспособность предприятия или отрасли. [1, 2, 3, 4, 5, 6]

Практическая необходимость в изучении региональной КСП впервые возникла в Европейском союзе, когда обострилась проблема неравномерного развития стран, и эксперты пришли к выводу, что национальная конкурентоспособность складывается не только из конкурентоспособности предприятий, но и из конкурентоспособности регионов.

Объективные процессы глобализации и регионализации мировой экономики еще более актуализируют проблему повышения региональной конкурентоспособности. В настоящее время повышение КСП стало необходимым средством достижения целей стратегического развития для всех субъектов рыночной экономики, в новых условиях каждый регион вынужден формировать собственную активную стратегию позиционирования на рынке. В перспективе именно конкуренция станет главным фактором территориального формирования регионов.

В отечественной экономической науке региональная конкурентоспособность выделилась в самостоятельную экономическую категорию и направление исследований лишь около 20 лет назад. Это было обусловлено возникшими проблемами федерализма, недостатком финансовых ресурсов, либерализацией ВЭД и снижением степени федерального контроля над деятельностью регионов. Развитие российской теории региональной КСП происходило под влиянием уже существовавших на тот момент в западной экономической науке концепций, прежде всего теории М. Портера. Но оно имело и свои особенности, вызванные причинами различного характера. Специфику развития отечественной теории КСП региона в значительной степени обусловило то, что в советской науке долгое время пренебрегали фактором территориальности в изучении и оценке развития региона. Считалось, что развитие транспортной инфраструктуры и средств связи нивелировало воздействие природно-географических особенностей региона. Большое влияние также оказали реформы переходного периода:  кардинальное изменение факторов размещения производства, своеобразные формы взаимодействия региональных властей и бизнеса, малая результативность использования традиционных механизмов решения региональных проблем, изменения в федеральном управлении регионов и высокий уровень территориальной дифференциации.

Наиболее явно участие региона в конкурентных отношениях проявляется в соперничестве между регионами для получения определенных льгот, налоговых доходов и преференций от федерального центра, привлечения внешних инвестиций и рабочей силы, новых технологий и туристов. Все эти экономические ресурсы формируют сферы межрегиональной конкуренции. Конкуренция между регионами внутри страны может принимать различные формы (см. рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Рисунок 1 – Типология конкуренции регионов [5]

Так, И.А. Новоселова выделяет два вида межрегиональной конкуренции: «борьбу за производителя» и «борьбу за жителя». В первом случае регионы конкурируют между собой в предоставлении лучших условий для производственно-хозяйственной деятельности. При этом ведущие позиции здесь занимают институциональные факторы.

В «борьбе за жителя» регионы соревнуются в уровне социально-экономических, экологических и других условий проживания. [7]

Асадуллина А.В. и многие другие авторы описывает вертикальную и горизонтальную конкуренцию между регионами. Такая классификация правомерна в странах федеративного типа, где регионы ведут постоянную конкурентную борьбу за распределение экономических ресурсов, получение полномочий и экономических благ от федерального центра. Вертикальная межрегиональная конкуренция – осуществляется между регионами и центром и проявляется в разграничении между федеральными властями и регионами полномочий по контролю над ресурсами и закреплении властных полномочий. Положительной стороной вертикальной конкуренции является ограничение монопольной власти центра и развитие конкуренции. Отрицательным следствием можно назвать развитие переговорного федерализма, ущемление интересов одних регионов при удовлетворении потребностей других и увеличение диспропорций регионального развития.

Горизонтальная конкуренция - осуществляется между одноранговыми регионами, определяется производственной ролью регионов в международном разделении труда и привлечением в пользу региона тех или иных видов ограниченных ресурсов. Положительным результатом горизонтальной конкуренции между регионами является рост региональной конкурентоспособности. Отрицательные последствия связаны с формированием в отдельных регионах более благоприятных условий для межрегиональной конкуренции, что приводит к ухудшению положения других регионов.

Для России периода 1992-1998 гг. было характерно сочетание вертикальной и горизонтальной межрегиональной конкуренции. В настоящее время (с 1999 г.), вследствие утраты независимости регионами по отношению к федеральному центру, централизации властных полномочий, преобладает горизонтальная конкуренция между регионами. [5]

Изучение региональной КСП и процессов межрегиональной конкуренции в российских условиях представляется особенно важным. Важность проблемы межрегиональной конкуренции обусловливается большой территориальной протяженностью страны, разнообразием социально – экономических и природных условий в различных регионах, нарастающей дифференциацией неравномерности экономического развития регионов России. Потенциальную угрозу экономической безопасности страны и отдельных регионов несет в себе либерализация ВЭД и усиление влияния внешнеэкономических связей на экономическое развитие субъектов федерации. Таким образом, из вышеизложенного следует закономерный вывод о том, что повышение национальной КСП и обеспечение непрерывности и стабильности экономического роста будет невозможным без учета субфедеральных аспектов этих процессов.

 

Список использованной литературы:

 

1.      Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона / В.П. Шолохов, Д.Н. Колькин. // Проблемы прогнозирования. – 2007. - №1. -  C. 92-101

2.      Хоминич И.П., Тимошенко И.И. Конкурентоспособность региона /  Хоминич И.П., Тимошенко И.И. // Региональная экономика: теория и практика. - 2004.- №4(7). – С.47-55

3.           Бородина А.Ю. Инновационные ресурсы в контексте управления конкурентоспособностью региона: Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность. Коллективная монография / Под научной ред. Н.Я. Калюжновой, К.Л. Лидина, А.Я. Якобсона. – М.: ТЕИС, 2003.-359 с.

4.           Коломак Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона /  Е.А. Коломак // Регион: экономика и социология. - 2009.- №3. – С.87-115.

5.      Асадуллина, А.В. Институциональные условия конкурентоспособности регионов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : защищена 2007 г. / А.В. Асадуллина. – Уфа

6.      Криворотов А.К. Роль государства в повышении конкурентоспособности регионов (на примере политики Норвегии в Заполярье) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : защищена 2004 г. / А.К. Криворотов. – Москва

7.           Новоселова И.А. Региональная экономика: интегральная оценка конкурентоспособности /  И.А. Новоселова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009.- №27 (120). – С.27-34

 



Информация о работе Особенности региона как субъекта конкурентных отношений