Особенности российской бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невозможно без наличия источников финансирования реализации программ и проектов.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Содержание работы

1.Состав и структура расходов федерального бюджета РФ
1.2 Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства
1.3 Финансирование социально-культурных мероприятий
1.4 Расходы на оборону страны и национальную безопасность
1.5 Расходы на международную деятельность и государственный долг
1.6 Финансовая поддержка регионов
1.7 Расходы на управление
2.Сущность и функции государственного кредита
2.2 Сущность государственного кредита
2.3 Функции государственного кредита
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсова(Особенности российской бюджетной системы.).docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в  регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс  программы, включающие в себя обязательства  в сфере бюджетного процесса и  управления бюджетными услугами, внедрение  передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.

Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике  по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации  доходов на федеральном уровне и  необоснованного распределения  дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования  испытывают серьезные финансовые затруднения  с выполнением своих функций, федеральный центр формирует  свой бюджет с профицитом.

1.6 Расходы на управление

Расходы на управление включают в  себя следующие группы расходов:

ь На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;

ь На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

ь На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

ь На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;

ь Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции  вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы  являются материально-финансовой базой  деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство  экономикой. Эта статья государственных  расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной  стороны, и отсутствием критериев  оценки их результативности, с другой.

Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:

· законодательных органов;

· правительства страны;

· законодательных органов и  правительств субъектов федерации;

· местных органов власти и управления;

· органов правопорядка;

· органов судопроизводства и прокуратуры.

Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий  и организаций. Однако фактически расходы  на управление значительно превышают  бюджетные назначения за счет привлечения  различных внебюджетных фондов, включая  фонды политических партий. За счет этих средств также создаются  исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры  и т.п.

Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную  форму управления экономической  и социальной сферой, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые  могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства  и социальной сферы.

2 Сущность и  функции государственного кредита

2.1 Сущность государственного кредита

С начала проведения в России экономических  реформ отмечается бурное развитие финансово-правового  института государственного кредита. Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Несмотря на то, что  государственный долг по настоящее  время является одной из наиболее спорных проблем в экономике, мировая практика показывает, что  все современные государства, независимо от уровня их экономического развития, активно используют долговые инструменты  в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Соответственно, сопряженные с этим явления экономической  жизни подвергаются обширному и  сложному правовому регулированию.

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. «Традиционно роль государственного кредита всегда заключалась в  обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии  дефицита государственного бюджета. С  развитием рыночной экономики в  целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения».

Современная кредитная система - это  совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке  ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного  капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним  из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и  расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа  регулируются также гражданско-правовыми  нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о  том, что сам государственный  кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может  привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный  кредит, выражающий отношения между  государственными и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся  в России экономические условия, хочется отметить, что государственный  кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и  растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы  правительства превосходят его  доходы; национальный или государственный  долг - это общая сумма накопленных  положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место  в стране. В общеупотребительном  смысле термин «государственный долг»  означает совокупность обязательств государства  перед иностранными и внутренними  кредиторами.

2.2 Функции государственного кредита

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие  признаки кредита:

наличие кредитора и заемщика как  юридически самостоятельных субъектов  кредитной сделки;

аккумуляции свободных денежных средств  населения, предприятий и организаций  на принципах возвратности срочности  и платности (в исключительных случаях  допускается беспроцентный заем ресурсов);

возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Государственный кредит является составной  частью такого звена финансовой системы  Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.

Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для  погашения процентов за пользование  государственным и муниципальным  кредитом служат либо налоги, либо новые  займы. К. Маркс называл государственный  кредит антиципированными (взятыми  заранее) налогами.

Характерной чертой банковского кредита  является производительное использование  ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать  вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют  две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица -- в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

Если отношения банковского  кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту  гражданско-правовых отношений, то результатом  госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

Представители финансово-правовой науки  дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.

2. Учитывая особую роль государства,  оно заключает долгосрочные займы  без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.

3. При банковском кредите договор  банковской ссуды заключается,  как и любой гражданско-правовой  договор, на условиях равенства  сторон. Применение принципа диспозитивности,  в регулировании отношений по  банковскому кредиту абсолютно  несовместимо с элементом принуждения  при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите  принуждение «имеет иногда место  при заключении займа».

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового внутреннего  продукта и части национального  богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через  государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные  денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных или  социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства - подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство  в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита  позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Информация о работе Особенности российской бюджетной системы