Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:39, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невозможно без наличия источников финансирования реализации программ и проектов.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
1.Состав и структура расходов федерального бюджета РФ
1.2 Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства
1.3 Финансирование социально-культурных мероприятий
1.4 Расходы на оборону страны и национальную безопасность
1.5 Расходы на международную деятельность и государственный долг
1.6 Финансовая поддержка регионов
1.7 Расходы на управление
2.Сущность и функции государственного кредита
2.2 Сущность государственного кредита
2.3 Функции государственного кредита
Список использованных источников
Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.
Для реализации отбираемых на конкурсной
основе программ бюджетных реформ в
регионах создан Фонд реформирования
региональных и муниципальных финансов.
Из него финансируются выигравшие конкурс
программы, включающие в себя обязательства
в сфере бюджетного процесса и
управления бюджетными услугами, внедрение
передовых методов
Сложившаяся система межбюджетных
отношений часто подвергается критике
по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации
доходов на федеральном уровне и
необоснованного распределения
дотаций. В то время, когда многие
регионы и муниципальные
1.6 Расходы на управление
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
ь На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
ь На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
ь На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
ь На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
ь Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Наличие специфической управленческой
деятельности государства и выполнение
им хозяйственно-организаторской
Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:
· законодательных органов;
· правительства страны;
· законодательных органов и правительств субъектов федерации;
· местных органов власти и управления;
· органов правопорядка;
· органов судопроизводства и прокуратуры.
Бюджетные расходы на управление являются
частью общего фонда управления, формируемого
также и в децентрализованном
порядке путем включения
Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.
2 Сущность и
функции государственного
2.1 Сущность государственного кредита
С начала проведения в России экономических реформ отмечается бурное развитие финансово-правового института государственного кредита. Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Несмотря на то, что государственный долг по настоящее время является одной из наиболее спорных проблем в экономике, мировая практика показывает, что все современные государства, независимо от уровня их экономического развития, активно используют долговые инструменты в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Соответственно, сопряженные с этим явления экономической жизни подвергаются обширному и сложному правовому регулированию.
В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. «Традиционно роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения».
Современная кредитная система - это
совокупность различных кредитно-финансовых
институтов, действующих на рынке
ссудных капиталов и
Государственный кредит является одним
из основных (наряду с налогами) инструментов
для решения проблем достижения
баланса бюджетных доходов и
расходов. Отдельные вопросы, касающиеся,
например, конкретного порядка заключения
договоров государственного займа
регулируются также гражданско-правовыми
нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не
влияет на обоснованность вывода о
том, что сам государственный
кредит является самостоятельным финансово-
В условиях развитых товарно-денежных
отношений государство может
привлекать к покрытию своих расходов
не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе,
свободные финансовые ресурсы хозяйственных
структур и средства населения. Уникальный
способ их получения выступает
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
2.2 Функции государственного кредита
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:
наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.
Основная, особенность государственного
кредита заключается в
Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица -- в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1. В отношениях по
2. Учитывая особую роль
3. При банковском кредите
Государственный кредит представляет
отношения вторичного распределения
стоимости валового внутреннего
продукта и части национального
богатства. В сферу его применения
попадает часть доходов и фондов,
сформированных на стадии первичного
распределения стоимости. Через
государственный кредит перераспределяются
средства, направляемые в фонды потребления.
Обычно ими являются временно свободные
денежные средства населения предприятий
и организаций, не предназначенные
для текущего потребления. Но при
определенных экономических и политических
ситуациях население и
Формирование посредством
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Информация о работе Особенности российской бюджетной системы