Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:20, реферат
Сегодня проблема ментальности изучается в различных отраслях науки, в том числе в рамках культурологии, истории, политологии, социологии и экономики. Конструкция «менталитет и бизнес» представляет собой относительно новое направление современных исследований, но его значимость не вызывает сомнений, учитывая непростой путь российского бизнеса, пройденный за последние пятнадцать лет, негативные настроения многих россиян по отношению к предпринимательским структурам вообще и личности предпринимателя, в частности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность неформальных институтов в институциональной экономике…………………………………………………………………………5
2. Понятие «ментальность» и «менталитет»…………………………………....7
3. Основные черты российской ментальности и их отражение
в хозяйственной жизни…………………………………………………………..9
4. Детерминанты «теневых отношений» в современной России……………..11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………....18
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Реферат
По дисциплине: « Институциональная экономика»
На тему: «Особенности российской экономической ментальности как неформального института»
Выполнила: Иванов И.И.
Челябинск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность неформальных
институтов в
2. Понятие «ментальность»
и «менталитет»…………………………………...
3. Основные черты российской ментальности
и их отражение
в хозяйственной жизни…………………………………………………………..9
4. Детерминанты
«теневых отношений» в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сегодня проблема
ментальности изучается в различных
отраслях науки, в том числе в
рамках культурологии, истории, политологии,
социологии и экономики. Конструкция
«менталитет и бизнес»
1. Сущность
неформальных институтов в
“Неформальная институционализация”, т.е. вытеснение формальных институтов неформальными правилами, — одно из распространенных следствий поставторитарных (в т.ч. посткоммунистических) трансформаций. Не удалось избежать его и России. Господство неформальных институтов, препятствующее установлению верховенства права, отличает ее от большинства стран Восточной Европы, не говоря уже о развитых демократиях Запада. В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления». Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов еще не является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт. Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия неформальные ограничения являются:
1) продолжением,
развитием и модификацией
2) социально санкционированными нормами поведения;
3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.
Фактически
роль неформальных институтов выполняет
хозяйственная этика или
Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:
1) политические институты;
2) экономические институты;
3) системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).
2. Понятие «ментальность» и «менталитет»
Анализ терминов в словарях европейских языков позволяет сделать вывод, что в Европе склонны выводить этимологию слов «ментальный» и «менталитет» из позднелатинского mens, mentis - «сознание, мышление, ум, рассудок», в чем можно удостовериться, заглянув в любой словарь латинского языка. Этим латинизмам родственны немецкое «die Mentalitat» (образ мысли, склад ума), английское «mentality» (умственное развитие, склад ума, умонастроение), французское «mentalite» (направление мыслей, умонастроение, направленность ума, склад ума) и т.д. Из всего этого многообразия для нас важно зафиксировать изначальную этимологическую привязанность понятия к человеческому сознанию, мышлению, умственной деятельности. А.Я. Гуревич, например, определяет ментальность как общую категорию для всего общества (язык и религия обычно служат главными цементирующими ментальность силами). По его мнению, она и дифференцируется в зависимости от его социально-классовой и сословной структуры, от уровня образования и принадлежности к группам, имеющим доступ к книге и образованию или лишенным доступа и живущим в ситуации господства устной культуры, от половозрастных и религиозных различий. Поэтому историки говорят не о «ментальности» (в единственном числе), а о «ментальностях» (во множественном числе). Многие авторы глубоко изучают этническую ментальность. Традиция изучения русского национального характера была заложена выдающимися историками России XIX в. Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским. Выработать философское и психологическое обоснование для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии» попытались К.М. Бэр, Н.И. Надеждин и К.Д. Кавелин. Яркий след в развитии этого направления оставили работы таких отечественных религиозных философов конца XIX - начала XX вв., как Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Л.П. Лосский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, В.В. Зеньковский и др. В качестве исходного материала современные исследователи используют значительное число этнографических и антропологических, культурологических и этнологических, лингвистических и географических определений этносов. Этническая общность «имеет всегда перед собой историческую природу и природную историю». Различные взгляды на ментальность позволяют сделать вывод, что как явление оно фокусируется чаще всего на таких факторах, как дух, воля, самосознание, общность языка, национальные чувства, психологический склад, отношение к жизни и смерти, семье, детству и старости и т.д. Категорию менталитет предварительно можно определить как особый культурно-исторический феномен, отражающий индивидуально (социально)-психологическую специфику и духовное состояние субъекта (личность, социальная группа, этнос и т.д.) социально-исторического бытия. Можно также сказать, что менталитет - это свойственная определенной группе (общности) людей система неосознанных регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающая из соответствующей ментальности и, в свою очередь, поддерживающей эту ментальность. Часть исследователей сосредоточила свое внимание на экономической ментальности и ее влиянии на экономическое поведение людей.
3. Основные черты
российской ментальности и их
отражение
в хозяйственной жизни
Экономическая ментальность формируется в результате кристаллизации в памяти народа многовекового опыта хозяйственной деятельности, ее организационных и материально-технологических особенностей. России исторически была присуща коммунальность как устройство материально-технологической среды, при котором все ее части являются единой нерасчленимой системой и не могут быть обособлены без угрозы ее распада . Малая плотность населения на больших пространствах России обусловливала меньшую остроту борьбы за территорию проживания, но повышала необходимость мобилизаций - коллективной защиты от внешних нападений и коллективных усилий в осуществлении трудоемкого подсечного земледелия в условиях короткого и холодного лета. Если «дух предпринимательства» на Западе был порожден духовной культурой протестантского типа, становлением рационалистического мышления, то российское православное купечество, не имеющее в отличие от западного предпринимателя-протестанта «религиозных санкций» для своей деятельности, жертвовало на бедных и церковь из религиозных побуждений, вызванных внутренним психологическим конфликтом религиозного сознания и профессиональной деятельности: идей любви к ближнему, соборности, бескорыстия, с одной стороны, и накоплением капитала, жесткой эксплуатацией работников, с другой. Русской культуре было свойственно более терпимое, чем на Западе, отношение к неудачникам хозяйственной деятельности. Если для западной культуры типично понимание успеха как результата собственных усилий, то в русской культуре успех - это следствие везения (вспомним сказки, в которых выигрывает бездеятельный, но добрый и удачливый герой). Тогда как на Западе собственность являлась условием независимости индивида, то наделение собственностью человека в отечественной экономике означало его «привязывание» к государству. В национальной экономике преобладали не столько отношения собственности, сколько владения, поскольку все слои населения в той или иной форме были законодательно прикреплены к земле. Российской национальной традицией, перекочевавшей из дореволюционной России в советскую и далее - в квазирыночную, является слабая правовая защищенность субъектов экономической деятельности, составляющей частью которой является слабая защита прав собственности. Незащищенность собственников, с одной стороны, и возможность быстрого обогащения - с другой, были связаны с повторяющимися перераспределениями собственности в процессе осуществления запаздывающих модернизаций и смен политических режимов. У государства всегда явно или неявно присутствовало право экспроприации собственности, что определяло высокие риски экономической деятельности и узкий горизонт планирования действий экономических агентов. Ненадежная защита прав собственности и заключенных контрактов обусловливали низкий уровень доверия в обществе, неблагоприятный инвестиционный климат, откачку ресурсов, репатриацию прибыли. Большое воздействие на национальный менталитет оказала советская политическая система, когда на уровне массового сознания формировались и воспроизводились установки на социальное иждивенчество, патерналистское восприятие государственной власти. Человек был «винтиком» государственной машины, но при этом власть рассматривалась им как инстанция заботы, хранитель и гарант социального порядка, источник любого возможного блага.. Командно-административная система приобрела вид работодателя-благодетеля, с которым было не просто непосильно, но и безнравственно говорить на языке взаимных обязательств. Именно на таком фоне формировалась и продолжает формироваться российская экономическая ментальность, что не может не оказывать влияния, как в поведение российских предпринимателей, так и на отношение к ним со стороны населения.
4. Детерминанты
«теневых отношений» в
До начала рыночных
преобразований отечественная наука,
отражая приоритеты государственной
экономической политики, не уделяла
проблеме «теневой» экономики должного
внимания: отсутствовал терминологический
и методологический аппарат, с помощью
которых можно было определить сущность,
причины и параметры этого явления, практически
не существовало статистических измерений
неформальной деятельности, за исключением
данных правоохранительных органов о
преступлениях в сфере экономической
деятельности, не отражавших общую картину
«теневых» процессов. «Теневое» поведение
наблюдается в сфере политики, образовании,
медицине, культуре, науке. Социологи справедливо
констатируют: «тот сектор экономики,
который принято назвать «неформальным»,
охватывает целый комплекс социальных
сфер экономики - от труда и занятости
до экономики домашних хозяйств. Все это
позволяет считать, что российское общество
начала XXI в. в немалой мере является теневой
социально-экономической системой.» Соответственно
стал гораздо шире круг субъектов «теневого»
поведения: от политиков, чиновников практически
всех уровней управления до преподавателей
высших учебных заведений и врачей. Несмотря
на масштабы и качественный рост «теневого»
сектора в новых экономических условиях,
многочисленные исследования проблемы
не дают ее ясной и объективной оценки,
и тем более не позволяют прогнозировать
тенденции развития «теневой» экономики.
Не стихают дискуссии даже по поводу точного
определения явления, не говоря уже об
объяснении причин его возникновения,
роли в хозяйственной жизни общества и
на бытовой уровне. Если говорить об уровнях
современного научного анализа проблемы,
то на уровне глобальной экономики рассматриваются
международные «теневые» отношения (например,
наркобизнес, отмывание денег, полученных
преступным путем). На макроуровне анализируются
«теневая» экономическая деятельность
с точки зрения ее влияние на структуру
экономики, производство, распределение,
перераспределение и потребление валового
внутреннего продукта, занятость, инфляцию,
экономический рост, и другие макроэкономические
процессы. На микроуровне внимание концентрируется
на изучении экономического поведения
и принятие решений субъектами «теневой»
экономики, деловыми предприятиями, исследуются
отдельные нелегальные рынки.
Информация о работе Особенности российской экономической ментальности как неформального института