Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:43, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику. Во-первых, они имеют ограниченный характер и редки, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы, невоспроизводимы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше использовано ручного труда.
ВВЕДЕНИЕ 1
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 3
1.1 Понятие факторов производства 3
1.2 Производственная функция 5
2 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. 8
2.1 Спрос, предложение производственных факторов и равновесие фирмы в условиях разных типов рынков 8
2.2 Рынок труда 12
2.3 Рынок капитала 21
2.4 Рынок земли. 27
2.5 Предпринимательство как фактор производства. 33
2.6 Формирование спроса на факторы производства 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Хотя ресурсы ограничены, но на какой-то данный момент их общее предложение - величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая сила составила столько-то миллионов человек, посевные площади - столько-то тысяч гектар, добыто столько-то миллионов тонн нефти и т.д.). Следовательно, величина ресурсов не строго фиксирована; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического капитала можно произвести (оборудование, станки) и построить (здания); изменяя продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее пахотные площади.
Раскрыв особенности спроса на ресурсы и их предложения, рассмотрим особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов.
Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как и для других товаров, зависит прежде всего от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат предельные издержки, а спроса на ресурсы - предельный денежный продукт.
В условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это - работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный денежный продукт. Фирмы увеличивают использование до тех пор, пока получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с предельными издержками ресурсов. Если каждая последующая единица ресурсов добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, то стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом случае фирмы присваивают дополнительную прибыль. При превышении предельных издержек ресурсов над предельным денежным продуктом фирмы-производители несут убытки и вынуждены сокращать применение ресурсов.
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения - при ее возрастании. Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и меньший спрос на ресурсы.
Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов - высокий доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или на появляющиеся их заменители.
Действие закона спроса и предложения на рынке ресурсов может нарушаться не только условиями рынка, но и политикой и практикой государства. На рынок ресурсов воздействуют наряду со стихийно рыночными сознательно целенаправляемые регуляторы. Так, на рынке труда ценообразование на рабочую силу (заработная плата) регулируется профсоюзами и правительством с применением различных методов. [1, с.279].
Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства. К ним относятся капитал, труд, земля.
В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство - каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции.
Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе.
Зависимость между максимальным объемом производимого продукта и затратами на приобретение факторов производства характеризует производственная функция.
Условием максимизации прибыли фирмой будет равенство предельной доходности ресурса и предельных издержек: MRP = MRC. Это равенство получило название золотого правила равновесия фирмы на рынке факторов производства. Оно справедливо для любого рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или монопольным.
Равновесие на конкурентном рынке факторов производства характеризуется уравниванием спроса и предложения
Изменения в оплате труда вызывают эффекты дохода и замены. При росте зарплаты эффект замены усиливает стимул к более продолжительному труду, а эффект дохода подталкивает работника к увеличению времени досуга.
Капитал - одна из ключевых экономических категорий. Капитал - это фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания, сооружения и т.п.
Процентный доход - это доход на вложенный в бизнес капитал.
Процентная ставка - это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
Рента, следовательно, есть форма, в которой земельная собственность реализует себя экономически, т.е. приносит доход.
Земельная рента есть форма, в которой земельная собственность реализует себя экономически, т.е. приносит доход.
Цена земли будет расти, если увеличивается размер ренты и падать, если повышается норма процента.
Предложение земли является абсолютно неэластичным по цене (даже в условиях значительного роста цен предложение земли будет оставаться фиксированным).
Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция.
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности.
Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода.
Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов.
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1995. - Т2.
2. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Курс экономической теории. К.: Изд-во "АСА", 1994.
3. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 1999.
4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во "Дело и Сервис", 1999.
5. Под редакцией Яковлевой Е.Б. Микроэкономика. Учебник. - М-Спб: "Поиск", 1999.
6. Медведев И.П. Экономическая теория. Учебное пособие. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ, 1998.
7. Под ред. В.Д. Камаева. Экономическая теория: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М. - 6-е изд, ВЛАДОС, 2001.
8. Власов В. Профсоюзы и проблемы занятости. Человек и труд, 2005, № 2.
9. Власов В. Защита занятости при несостоятельности предприятия. Человек и труд, 2005, № 3.
10. Под ред. Камаева В.Д. Основы экономической теории. - М.: Изд. МГТУ, 1996.
11. Фишер С. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. - М. «Дело ЛТД», 1993.
12. Хейне Пол. Экономический образ мышления. Пер. с англ. - М.: Изд-во «Новости», 1991.
13. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт Издат, 2005.
14. Базылев Н.И. Экономическая теория. Минск. Книжный Дом, 2005.
15. Бродская Т.Г., Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2008.
16. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. - М.: Экономист, 2006.
17. А.С. Пелих. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», , 2004.
18. В.Я. Горфинкель. Предпринимательство. Учебник для вузов. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
19. Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций./ Ермишин П.Г [Электронный ресурс] – http//: www.aup.ru.
20. А.Зуев, Л.Мясникова «Интеллектуальный капитал» Альманах «Восток» Выпуск № 2(14) [Электронный ресурс] Февраль 2004. – http//: www.situation.ru.
47