Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:40, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов инфляции и её государственного регулирования.
Для достижения поставлены цели будут поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды инфляции.
- рассмотреть имеющийся виды антиинфляционной политики и последствия их внедрения.
-рассмотреть специфику инфляции и антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции. Антиинфляционная политика…………………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность инфляции и ее причины…………………………………...5
1.2. Антиинфляционная политика………………………………………...8
Глава 2. Анализ динамики инфляционных процессов и антиинфляционной политики………………………………………………………………………….14
2.1. История развития и регулирования инфляции в Российской Федерации…………………………………………………………………14
2.2. Анализ инфляционных процессов в России………………………..16
Глава 3. Пути совершенствования антиинфляционной политики……………21
3.1. Перспективные направления антиинфляционной политики……...21
3.2. Политика правительства России на борьбу против инфляции на период с 2014 по 2018г.г………………………………………………….22
Заключение ……………………………………………………………………....27
Список литературы………………………………………………………………29
Налогово-бюджетная политика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе2.
Фискальная политика предлагает использование возможностей государства воздействияна экономическую ситуацию в стране путем изменения государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия являются важными инструментами фискальной политики. Бюджетно-налоговую политика различают на дискреционную (активного вмешательства) недискреционную (автоматическая) Также она имеет классификацию по видам фискальной политики (см. таб. 1.3.).
Государство может использовать два способа подавления инфляции.
При использовании первого способа при высокой инфляции правительство может значительно уменьшить государственные расходы, а ЦБ – темп роста денежной массы. Эти способы за короткие сроки значительно снизят инфляцию, но вызовет значительный рост уровня безработицы в стране, спад объема выпуска.
Таблица 1.3. - Виды фиксальной политики
Виды |
Описание |
Сдерживающая (фиксальная рестрикция) |
применяется для борьбы с инфляцией спроса. Для сокращения совокупного спроса государство уменьшает свои расходы, повышает налоги или и то, и другое вместе . |
Стимулирующая (фиксальная экспансия) |
повышаеᴛ совокупные расходы и увеличиваеᴛ совокупный доход; используеᴛся в периоды спада производсᴛва. Сᴛимулирующая фискальная полиᴛика. |
Стабилизационная политика |
проводиᴛся для сглаживания оᴛрицаᴛельных последсᴛвий экономических циклов или оᴛрицаᴛельных шоков предложения . Такая полиᴛика проводиᴛся либо бысᴛро и жесᴛко (шоковая ᴛерапия), либо посᴛепенно и мягко (градуализм) |
При использовании второго варианта правительство уменьшит государственные расходы постепенно и в малых количествах, а ЦБ будет проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции уменьшить быстрыми темпами не получится, но в стране не будет и резкого увеличения безработицы, разорений предприятий и уменьшения величины выпуска. Описанные способы прежде всего влияют на величину спроса, а не на величину предложения. Правительство имеет право также влиять на величину совокупного предложения, путем снижения налогов и стимулирования инвестиционных расходов. Выше упоминались такие виды фискальной политики как дискреционная и недискреционная.
Под дискреционной политикой понимают политику "дешевых" денег, которая используется Центральным банком при спадах производства.
Недискреционная политика - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Предполагает, что государство не вмешивается в функционирование экономики, а ее корректировка осуществляется автоматически встроенными стабилизаторами. К их числу относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и т.д. Деятельность этих стабилизаторов увеличивает дефицит государственного бюджета во время спадов производства и снижает – во время подъема экономики.
Антиинфляционная политика сложна по своей структуре, хоть и включает в себя всего два направления по регулированию инфляционных процессов. Снижения инфляции может выполнятся за счет разных способов, как в пределах денежно-кредитной политики, так и бюджетно-налоговой, а также за счет их сочетания. Но высокая инфляция – это мало контролируемый процесс и проведение той или иной антиинфляционной политики за частую приводит не к тем последствиям, на которые надеется государство. Поэтому для стран с переходной экономикой, в которых большой риск появления инфляции, очень важно дать качественную оценку сложившейся ситуации и принять меры по предотвращению ее возникновения.
В результате проведённого исследования было выявлено, что инфляция является губительной силой для страны в зависимости от ее видов и форм. Также с ней нужно бороться с помощью проведения антиинфляционной политики.
Глава 2. Анализ динамики инфляционных процессов и антиинфляционной политики
История развития инфляционных процессов и антиинфляционной политики стала формироваться с появлением устойчивой экономики. Сам процесс развития был трудоёмок, с периода 90-х годов Россия ощутила существенный удар по экономике страны.
Для России главной причиной инфляции в 90-е можно считать редкое несоответствие в экономике, появившиеся как следствие командно-административной системы. Система планового ценообразования, которая действовала в стране обозначала централизованное установление фиксированных цен на большую часть товаров и услуг, и являлась частью планового хозяйства. Цены, которые были построены по затратному принципу и неподвижны в течение определенного периода лет, не могли быть индикатором соотношения спроса и предложения на продукцию, и в следствии не могли показать производительную динамику потребительских предпочтений.
Плата за подобную экономическую политику - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
Переход к рыночной экономике, где спрос обуславливается через уровень цены размеров производства, т.е реформировать всю систему цен. Из задач правительственной программы 1991 года в России являлась реформа цен. Цены производителей были определены в январе, а розничные цены изменились в апреле. В среднем цены возросли на 60%. После повышения цен был уменьшен налог на прибыль предприятий, что разрешило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие глобального дефицита, усиленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захватить нарождавшийся рынок. В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. В основу экономической программы правительства года была положена монетаристская концепция борьбы с инфляцией. Правительство России начало проводить финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней обратимости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.
Государственный комитет по статистике постановил в 1993 году, что в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1993 году цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).
Рост курса доллара то рос до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара уменьшилась до предела, эффективность экспорта стала очень низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными заменителями.
В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0 и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада. В 1995 году в России проводили очень жесткую бюджетную политику. На период 1995-1998 г.г. главной целью антиинфляционной политики стало уменьшение инфляции до уровня, не мешающему росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год.
В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро, увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.
Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она
обесценивает результаты труда, обесценивает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, выступает самым мощным средством перераспределения национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальную дифференциацию общества. Инфляция подрывает социальную и политическую стабильность общества, способствуя развитию авторитарных, диктаторских тенденций.
Инфляция — это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений стараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Отрицательные последствия неверной денежной политики государства, вызывает расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег. Это ведет к значительным экономическим и социальным потрясениям.
Мировой опыт свидетельствует, что инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредствам создания соответствующей функциональной экономической системы. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие уровня инфляции, влияющие на экономическое развитие той или иной страны:
-годовой уровень инфляции 2–3% — предполагает устойчивый экономический рост;
-при величине 5–10% — сохраняются относительно стабильные темпы роста экономики;
-при уровне в 20–30% — может начаться замедление темпов экономического роста;
-если годовое увеличение
-при годовом уровне свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.
Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.
Таблица 2.1. Динамика среднегодового уровня инфляции в России с
2010 по 2014 гг.( в %)
Год |
Уровень инфляции, % |
2009 |
8,8 |
2010 |
8,78 |
2011 |
6,10 |
2012 |
6,58 |
2013 |
6,45 |
В 2009 г. правительству удалось удержать инфляцию в рамках 8,8%, по данным Росстата такой уровень инфляции являлся минимумом со времен 1991 года. В 2010 г. максимальный уровень инфляции прогнозировался на уровне 6,5-7,5% , однако осталась на уровне 2009 г. и составила 8,78%.
В последующие 2011, 2012, 2013 года уровень инфляции стремительно падал. Во многом это обусловлено было рядом причин:
-хороший урожай и снижение цен на потребительские товары;
-рост объемов
-изъятие нефтегазовых доходов с денежного рынка;
-вступление России в ВТО и др.
Совсем иная ситуация обстоит в 2014 году. До недавнего времени, Росстат вместе с Минэкономразвития прогнозировал показатель инфляции в 2014 году в России на уровне 4.5%. Такой оптимистический прогноз имел все основания сбыться: российская экономика демонстрировала устойчивый рост ВВП в пределах 2.5 – 3%, российский рубль плавно колебался в коридоре 32-35 рублей за доллар, приток инвестиций медленно увеличивался, да и цены на нефть в мире, вопреки прогнозам, не падали. Но политика внесла свои коррективы, которые просто не способны учесть при составлении своих прогнозов экономисты.
Инфляция в России в августе 2014 года составила 0,2% после 0,5% в июле, 0,6% в июне, 0,9% в мае и апреле, 1,0% в марте, 0,7% в феврале и 0,6% в январе, сообщил Росстат. Инфляция в августе совпала с ожиданиями аналитиков - консенсус-прогноз экономистов, подготовленный "Интерфаксом" в конце месяца, также равнялся 0,2%.
Информация о работе Особенности современной антиинфляционной политики России