Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:54, реферат
В XV в. в Западной Европе существовало крупное государство – герцогство Бургундское. Оно расстилалось широкой полосой с юга на север Европы между Францией и Германией. Самую северную часть этого государства образовывали Нидерланды. Это была территория, на которой сейчас размещены страны Бенилюкса и ряд северо-восточных районов Франции. Из 12 провинций Нидерландов наиболее развитыми в экономическом отношении были семь северных, крупнейшей из которых была Голландия.
Федеральное государственное
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»
МРИПК при ВСГУТУ
ДОКЛАД
по дисциплине История экономики
на тему:
«ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В ГОЛЛАНДИИ»
Выполнил:
Гандыбин А.М.
Проверил:
Булатова В.Б.
Улан-Удэ, 2013
В XV в. в Западной Европе
существовало крупное
С конца XV в. начинается возвышение Голландии и в XVII в. она превращается, по определению К.Маркса, в "образцовую капиталистическую страну".
Экономическому развитию Голландии содействовали прежде всего географические условия. Бедные почвы, близость моря, много островов и удобных гаваней, низовья крупных рек – Рейна, Мааса, Шельды – неизбежно подталкивали голландцев искать средства существования на море. В то время, когда многие другие народы Европы еще оставались земледельцами, а некоторые даже пастухами, голландцы раньше других стали моряками. После великих географических открытий, когда торговые пути из Средиземного моря переместились в Атлантический океан, Голландия оказалась на стыке путей мировой торговли и сделалась торговым посредником между западом и востоком, севером и югом.
Кроме того, экономическому
подъему Голландии
Однако наиболее важной причиной
экономического подъема Голландии
стала буржуазная революция в
Нидерландах во второй половине XVI в.
До этого Нидерланды находились под
господством испанской короны. В
первой половине XVI в. сложилось глубокое
противоречие между буржуазным развитием
Нидерландов и политическим режимом
феодальной Испании, которая придала
буржуазной революции в Нидерландах
национально-освободительный
Грабительство испанских королей, получавших с Нидерландов 2 млн.. дукатов в год, что составляло 40 % доходов испанской короны, вызвало революционное движение. В ответ на это испанской король Филипп II направил 18-тысячную армию во главе с католическим фанатиком герцогом Альба. Он начал физически уничтожать участников революционного движения, обвиняя их в ереси. Имущество еретиков пополняло королевскую казну, так как герцог искал еретиков только среди зажиточных нидерландцев. Когда же в 1571 г. Альба начал взыскивать 1 % налога с недвижимости, 5 % – с продажи недвижимости, 10 % – с продажи движимости, так называемую "алькабалу", экономическая жизнь страны замерла. 1 апреля 1572 г. началось всеобщее восстание населения северных провинций.
Нидерландская буржуазная революция, главной движущей силой которой было городское население северных провинций, закончилась победой только наполовину. В январе 1579 г. была заключена Утрехтская уния, которая положила начало существованию республики семи Соединенных провинций Нидерландов. Так возникла первая в истории Европы буржуазная республика, ядром которой стала Голландия. Южные Нидерланды еще много лет были под господством Испании и в будущем стали называться Бельгией.
Какие же отрасли хозяйства получили наибольшее развитие в Голландии, которая уже в XVII в. стала "образцовой капиталистической страной"?
1. Первостепенное значение
для экономики Голландии XVII в.
имела внешняя торговля. Революционно-освободительные
войны Голландии постепенно
Общий торговый оборот Голландии в середине XVII в. достиг 75 – 100 млн.. флоринов в год. Преобладала торговля с Индией, Китаем, Японией, Америкой. В 1602 г. была создана Ост-Индская компания, которая потом стала образцом для других торговых компаний. Она имела право от имени правительства заключать торговые и мирные договора, вести войны, строить крепости, содержать армию, судить своих чиновников, т.е. была государством в государстве. Торговля Ост-Индской компании приносила ей астрономические барыши, потому что гвоздика перепродавалась в 7 раз, перец – в 8 – 10, чай – в 3 – 4 раза дороже.
Большим спросом у голландских купцов пользовались и товары из Беларуси. Через порт Рига голландцы покупали воск, зерно, меха, лен, коноплю, поташ, мясо и т.д. Кроме Белоруссии Голландия торговала в Европе с Россией, Англией, Францией и даже с Испанией, которая находилась с Голландией в состоянии войны. По этому случаю, голландские купцы считали, что барыши можно искать и в аду.
Таким образом, внешняя торговля Голландии охватывала все страны Европы и их колонии, что позволило ей стать в XVII в. мировым торговым гегемоном. Во многом это определялось тем, что в отличие от Англии, где капитал вкладывался в основном в промышленность, главными сферами применения голландского капитала были торговля и морские перевозки. Колониальная торговля приносила такие большие барыши, что особого желания вкладывать значительные средства в промышленное производство у голландских капиталистов не было.
Флорин – золотая монета Флоренции XIII – XVII вв., которая, как и дукат, получила широкое распространение в Европе (3,5 г золота).
2. Кроме внешней торговли Голландия в XVII в. придавала большое значение рыболовству. В этой отрасли было занято 100 – 120 тыс. человек и до 2 тыс. кораблей. Голландцы получили в наследство от ганзейцев очень прибыльную торговлю сельдью и обеспечивали "благочестивой" селедкой всю католическую Европу, которая и в XVII в. продолжала страдать от чрезмерных постов.
Хорошо развитое рыболовство было чрезвычайно доходным делом для купцов и судовладельцев, настоящим золотым дном, что в свою очередь стимулировало развитие торговли, судостроения, производство парусины и т.д.
3. Одной из особенностей становления капиталистической экономики в Голландии в XVII в. было развитие судостроения. Эта небольшая республика (площадь 25 тыс. м2 и население 2 млн.. человек) имела в XVII в. флот, который и по количеству и по тоннажу превосходил флот всей Европы. Всесильный кардинал Ришелье завидовал военно-морской мощи Голландии, которая имела около тысячи только военных кораблей, а Франция — менее десяти. Всего флот Голландии насчитывал 15 тыс. кораблей и 150 тыс. моряков, что составляло 75 % мирового флота. Только в двух городах, Амстердаме и Зандаме, насчитывалось около 130 верфей. Строительство кораблей обходилось в Голландии в 1,5 – 2 раза дешевле, чем в Англии, и во много раз дешевле, чем во всех странах Европы. Поэтому голландцы строили корабли почти для всех европейских стран, в том числе для Англии, России, Речи Посполитой и др. Канатные, парусные, бумажные и деревообрабатывающие мануфактуры, лесопилки существовали почти в каждом городе. На строительстве флота работали тысячи плотников, столяров и других мастеров. В XVII в. Голландия была признанным центром мирового судостроения.
4. Кроме внешней торговли,
рыболовства, судостроения
5. Капиталистические формы
активно укоренялись и в
Таким образом, с точки зрения своей эпохи Голландия в XVII в. была наиболее развитой в области промышленности и сельского хозяйства страной. Ее столица Амстердам являлась торговым и финансовым центром не только Западной Европы, но и всего мира.
Однако в первой половине XVIII в. Голландия начинает отставать в экономическом развитии от Англии и теряет свою руководящую роль в мировой торговле. Резко сократилось голландское рыболовство. Если в середине XVII в. в море каждый год выходило 1500 – 2000 рыболовных судов, то в середине XVIII в. – не более 200. Такая существенная для народного хозяйства Голландии отрасль, как судостроение, также оказалась в упадке. На крупнейших верфях количество заложенных кораблей уменьшилось за XVIII в. в 10 –15 раз. В скором времени английские флот и фабрики превзошли флот и мануфактуры Голландии. Только благодаря широким торговым и финансовым связям голландская буржуазия смогла еще определенное время удерживать свои торговые позиции. Даже в конце XVIII в. более 80% зерна, значительную часть леса, которые экспортировались из Восточной Европы, в том числе и из Беларуси, перевозили голландские корабли. Однако в целом голландский торговый капитал уже в середине XVIII в. оказался в большой зависимости от английского промышленного капитала. Причины отставания Голландии характерны для ее экономической истории и сводятся в основном к следующему.
1. Главной причиной
2. Второй причиной замедления темпов развития народного хозяйства Голландии стало стремление предпринимателей этой страны идти по проложенной дорожке торгового обогащения и недостаточное внимание к промышленному производству. Относительная трагедия Голландии заключалась в том, что во время промышленного капитализма она продолжала оставаться "торговой республикой", но такие республики свой век уже отжили.
3. Наконец, необходимо
отметить, что французский абсолютизм
с его милитаризмом был совсем
неподходящим соседом для
Однако экономическое отставание этой первой в Европе буржуазной республики не носило характера глубокого упадка, той экономической катастрофы и обеднения, что пережили в свое время Италия и Испания.
Таким образом, экономический
подъем Голландии в эпоху
Информация о работе Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии