Особенности структурной перестройки экономики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.

Файлы: 1 файл

реферат исория экономики аня.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

Одновременно наблюдаются  довольно устойчивые тенденции ухудшения  качественных показателей роста: среднегодовые  темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 %, объема промышленного  производства - 6,1 %, сельскохозяйственного  производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.

За стремительное  формирование основ рыночного хозяйства  России пришлось «заплатить» деградацией  её научно-технологического и производственного  потенциала. Наиболее глубокий спад охватил  высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов  коммуникаций, высокоточных медицинских  и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные - производство химических продуктов, автомобилей и другого транспортного оборудования) и военно-промышленный комплекс.

 

 

 

 

 

Индексы производства по видам экономической деятельности(1991 г. = 100 %)

Годы

Факт

 

1992

1995

2000

2005

2006

Добыча полезных ископаемых

88,2

70,7

74,3

99,0

101,2

В том числе добыча топливно-энергетических

94,7

77,8

80,9

111,4

114,2

Обрабатывающие производства, в том числе

81,8

47,5

51,0

67,8

75,6

Производство машин и  оборудования

84,4

38,1

32,3

45,3

46,8

Производство транспортных средств и оборудования

85,3

45,0

53,1

52,2

55,5


Удельный вес  России в мировой торговле продукцией машиностроения составляет 0,4 - 0,5 %, против 30 %, приходящихся на США, КНР и Японию - 30 %, а технологиями и наукоемкими  товарами не превышает 0,3 -0,8 %, что меньше США в 30, Республики Корея - в 14, Малайзии - в 13 раз.

Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности.

Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате собственной  технологической базы машиностроения и индустрии народного потребления.

Сложившаяся структура  инвестиций пока не в состоянии хорошо поддержать важные для страны отрасли  промышленности. Результатом явилось  замедление развития машиностроительного  комплекса. А для привлечения  иностранных инвестиций нужно создавать  условия, в частности иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.

Снижение технологического уровня российской экономики является также следствием продолжающегося  недофинансирования главного источника  инновационного роста - науки.

Объемы падения  производства в машиностроении и  наукоемком приборостроении свидетельствуют  о том, что в этих секторах так  и не сформировались хозяйствующие  структуры, способные вести конкурентную деятельность на мировом уровне. Результатом  такой ситуации и является низкое качество экономического роста и  явно недостаточная конкурентоспособность  национальной экономики.

Природно-ресурсный  потенциал России позволяет производить  практически все виды сельскохозяйственной продукции, но тем не менее наша страна является одной из основных стран  – импортеров продовольствия. Современное  состояние агропромышленного комплекса  РФ дает основание сделать следующие  выводы:

- АПК отличается  неразвитостью инфраструктуры рынка,  производственной и социальной  инфраструктур;

- по производству  продуктов питания Россия уступает  развитым странам;

- низок уровень  урожайности сельскохозяйственных  культур, продуктивности животноводства;

- устойчиво падает  производство продукции АПК, сокращаются  посевные площади, поголовье скота,  происходит дальнейшее снижение  эффективности сельскохозяйственного  производства.

Методы  и направления структурной политики в России

 
Преодоление глубокого и затяжного  кризиса российской экономики требует  усиления роли государства в организации  структурных преобразований. На новом  этапе реформы государство намерено активно применять весь арсенал  методов, используемых в рыночной экономике: организационно-экономические (институциональные); нормотворчество; бюджетное регулирование; монетарные методы; стимулирование деловой  активности посредством изменения  структуры социальных расходов и  доходов населения.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой данные методы структурной политики.

Институциональные изменения должны быть направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности  отечественных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию  на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку  предприятиям и крупным межотраслевым  комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции  на мировом рынке.

Процесс нормотворчества  отвечает в первую очередь за системное  правовое обеспечение развития российской экономики. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными документами регулирующими  экономическую сферу.

Бюджетное регулирование  должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при  ограничении нормы налоговых  изъятий. Решение этой проблемы имеет  ключевое значение для повышения  инвестиционной активности и структурной  перестройки.

Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса  неплатежей и стабилизацию финансового  положения предприятий. Для этого  необходимо сократить бюджетный  дефицит и заимствования государства  на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте  страны должно быть сокращено наличие  иностранной валюты.

 

Промышленная  политика

Главной целью промышленной политики является повышение эффективности  и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с  подъемом экономики.

В соответствии с  этой целью формируются стратегия  и приоритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах:

- включение России  в систему международного разделения  труда за счет развития отраслей  и предприятий, производящих конкурентоспособную  на мировом рынке продукцию;

- создание необходимых  условий для развития отраслей  и предприятий, ориентирующихся  на выпуск новых товаров и  услуг для внутренних и внешних  рынков;

- дальнейшее рациональное  сокращение предприятий военно- промышленного комплекса, а также  сокращение производств и ликвидация  предприятий в неперспективных  отраслях;

- сопоставление  государственных стандартов РФ  с международными стандартами  и, в первую очередь, стандартами  Европейского союза.

Подход к развитию отраслей хозяйства будет существенно  отличаться по их значимости. Так, в  отношении отраслей добывающей промышленности - нефтяной, газовой, лесной, продукция  которых пользуется большим спросом  на мировом рынке, проводится политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение  как отечественных, так и иностранных  инвесторов.

В отношении отраслей, располагающих большим научно-техническим  потенциалом и способных производить  конкурентоспособную продукцию  для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной  поддержке (к ним относят космическую, атомную промышленности, самолетостроение, квантовую электронику, лазерную технику), государственное финансирование будет  ограничиваться.

Методы промышленной политики для отраслей, характеризующихся  значительным техническим отставанием, но имеющих важное значение для внутреннего  рынка (автомобилестроение, транспортное, дорожное, машиностроение, легкая, пищевая  промышленность, радиоэлектроника по отдельным направлениям) предусматривают  установление защитных импортных тарифов, сертификацию импортируемой продукции, создание благоприятных условий  для привлечения иностранных  инвестиций.

По депрессивным отраслям промышленности (угольной, текстильной, автотракторной, оборонной) предусматривается  реализация общегосударственных программ структурной перестройки.

Проведенные в аграрном секторе рыночные преобразования пока не дали должных результатов. Острые проблемы сельского хозяйства обуславливают  необходимость проведения аграрной реформы, основными направлениями  которой станут:

Земельная реформа.

Утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и  обеспечение равных условий их деятельности.

Приватизация и  демонополизация промышленности и  других отраслей, обслуживающих АПК.

Создание рыночной инфраструктуры в АПК.

Социальное преобразование села.

Социальная структура  России из-зи неравенства распределения  доходов в России характеризуется  возрастанием массовой бедности, усилением  масштабы скрытой и явной безработицы, наблюдается депопуляция – уровень  смертности превышает уровень рождаемости. Что изменить эту ситуацию необходимо:

- эффективная реализация  национальных программ, таких, как  доступное жилье и т.д.;

- устранение монополизма  в предоставлении социальных  услуг;

- разгосударствление  организаций и учреждений сферы  социальных услуг;

- пересмотр системы  льгот, субсидий малоимущим гражданам.

Что касается Тульской области, то последнее время российские и зарубежные инвесторы стали  проявлять к ней интерес, как  отметил в своем докладе директор областного департамента внешних экономических  связей и инвестиций Игорь Мальцев. Однако не все муниципальные образования  и хозяйствующие субъекты готовы принять инвестиции. Доля инвестиций в валовом региональном продукте в 2005 году составила 15%, что соответствует  среднему показателю по России. Наибольший рост инвестиций наблюдается в сельском хозяйстве, химии и металлургии. Отмечено снижение инвестиций в пищевую промышленность, текстильное и швейное производство.

На территории области  успешно работают крупные зарубежные компании «Проктер энд Гэмбл» (США), «Каргилл» (США), «Кнауф» (Германия), «Юниливер» (Великобритания - Нидерланды). Администрация  области ведет активную работа с  зарубежными компаниями из Германии, Швейцарии, Японии, Италии, Швеции, Франции  по размещению в регионе современных  высокотехнологичных производств  в сфере машиностроения, производства строительных материалов, сельского  хозяйства.

Опираясь на мировой  и российский опыт, администрация  Тульской области на современном  этапе считает целесообразным создание промышленных округов в качестве основной формы организации и  управления зонами промышленной застройки  на территории Тульской области.. Уже  определены территории для размещения промышленных округов и начата работа по их формированию в Ленинском, Алексинском, Ефремовском, Новомосковском, Арсеньевском, Веневском и Воловском районах.

Заключение 
Итак, подведем итоги:

Национальное хозяйство  является основным объектом исследование макроэкономики и представляет собой  совокупность всех экономических процессов, протекающих в данном государстве.

Структура национального  хозяйства заключается в соотношении  пропорций составных частей национальной экономики, (воспроизводственная структура, социальная, отраслевая, территориальная, внешнеторговая, инфраструктуру).

Структурной политикой  называется деятельность государства  по поддержанию оптимальных соотношений  составных частей национального  хозяйства.

Научно-технический  прогресс оказывает большое влияние  на структурную политику, т.к. изменяет структуру промышленности.

Структурная политика должна быть гибкой, и лишь дополнять  рынок, а не заменять его.

Информация о работе Особенности структурной перестройки экономики современной России