Особенности валютного рынка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Этапы становления валютного рынка в России.
Особенности валютного законодательства Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации.
Валютный контроль за экспортно-импортными операциями.
Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Файлы: 1 файл

path_2.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

2.4. Валютный контроль за экспортно-импортными  операциями

Основная цель подобного контроля – обеспечение полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (см. приложение 8). Он оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в стандартизованной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).

Паспорт сделки подписывается: от имени  участника внешнеэкономической  сделки – лицом, имеющим право  первой подписи по счету данной фирмы  в уполномоченном банке; от имени банка – одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные сделки по валютному контролю от имени банка, как агента валютного контроля. Центральный банк информирует ГТК об уполномоченных банка, банках потерпевших банкротство, подвергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с предоставлением такого паспорта сделки.

Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он предоставляет паспорт сделки для оформления.

Подписание паспорта импортной  сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров – за возврат на указанный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней от даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.

Особенности таможенного  оформления экспорта и импорта товаров  в связи с осуществлением валютного  контроля

Таможенные органы принимают экспортные и импортные товары к таможенному оформлению только в случае предъявления паспорта сделки (ПС) в дополнение к установленным законодательством документам. В ходе таможенного оформления на основании грузовой таможенной декларации (ГТД) составляется другой документ валютного контроля – учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию о перемещении экспортируемых и импортируемых товаров. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры (подробнее см. приложение 9).

2.5. Ответственность за нарушение  валютного законодательства

Ответственность за нарушение валютного  законодательства предусмотрена в  Законе РФ от 09.10.1992 года «О валютном регулировании  и валютном контроле». Некоторые  положения этого Закона обобщены в таблице 2.5.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5.1.

Основания ответственности 
(правонарушения)

Санкции

1. Совершение недействительных  в силу Закона «О валютном  регулировании и валютном контроле»  сделок

Взыскание в доход государства (общая сумма санкций)

2. Необоснованное приобретение  не по сделке, а в результате  незаконных действий

Взыскание в доход государства  необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий

3. Отсутствие учета валютных  операций

Штраф в пределах неучтенной суммы

4. Ведение учета валютных операций  с нарушением установленного  порядка

Штраф в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом

5. Непредставление или несвоевременное предоставление органам или агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п.2 ст.13 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

Штраф в пределах суммы, по которой документация и информация не были представлены в установленном  порядке


 

При повторном совершении указанных  в настоящей таблице правонарушении, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

    1. Взыскания в доход государства сумм, указанных в настоящей таблице (а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм), осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации;
    2. Приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

Взыскание указанных сумм штрафов  и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе  по представлению агентов валютного  контроля, с юридических лиц –  в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном. Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При нарушении порядка зачисления валютной выручки предприятия предусмотрен штраф в размере суммы всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ. Под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ.

Помимо этого предприятия несут  ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки.

За неправильное или несвоевременное  осуществление расчетов по обязательной продаже валютной выручки уполномоченные банки несут ответственность в виде штрафа за каждое нарушение требований. Взыскание штрафа производится главным территориальными управлениями ЦБ РФ в бесспорном порядке. К уполномоченным банкам применяются и иные меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на совершение валютных операций.

Экспортер несет ответственность  в виде штрафа за каждый день просрочки  сверх установленных сроков представления следующей информации в банк:

    • за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного ПС;
    • дополнений и (или) изменений, которые затрагивают данный ПС (для оформления дополнительного листа ПС);
    • за непредставление в банк копии ГТД в установленные сроки;
    • за непредставление в указанные в инструкции сроки запрашиваемой банком информации.

Но сумма штрафа не должна превышать  суммы по контракту, по которому документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, так и проверок, проведенных таможенными органами, налоговыми органами, а также Федеральной службой валютного и экспортного контроля РФ.

Банк, как агент валютного контроля, несет ответственность за действия экспортера и импортера. Так, при сокрытии экспортером выручки за отгруженные товары на его банк налагается штраф в размере всей сокрытой экспортером выручки. Так же в случае осуществления при расчетах за импортируемые товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без таковой банк импортера несет ответственность в виде взыскания в доход государства всех доходов, полученных от указанной операции. Однако своим письмом от 16 января 1996 года Банк России приостановил действие ряда положений инструкции об импортном валютном контроле (№30). В настоящее время не действуют ни положение о гарантиях валютного контроля, ни даже санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств. Таким образом, банки фактически освобождены от какой-либо ответственности за нарушение валютного законодательства при импорте.




Информация о работе Особенности валютного рынка Российской Федерации