Особнности современного мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее доминирующих факторов современной мировой экономики является процесс глобализации, которую характеризуют трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. В свою очередь, фундаментом процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие мирового рынка и международной торговли………………..6
1. Мировой рынок…………………………………………………...6
2. Внешняя торговля………………………………………………...9
3. Структура внешней торговли…………………………………..14
Глава II. Россия и ее место на мировом рынке………………………………...15
1. Место России на мировом рынке ……………………………...15
2. Понятие и структура ВТО………………………………………16
3. Этапы и условия присоединения новых стран к ВТО………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

основной текст.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие мирового рынка и международной торговли………………..6

    1. 1. Мировой рынок…………………………………………………...6
    2. 2. Внешняя торговля………………………………………………...9
    3. 3. Структура внешней торговли…………………………………..14

Глава II. Россия и ее место на мировом рынке………………………………...15

    1. 1. Место России на мировом рынке ……………………………...15
    2. 2. Понятие и структура ВТО………………………………………16
    3. 3. Этапы и условия присоединения новых стран к ВТО………...16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из наиболее доминирующих факторов современной мировой экономики  является процесс глобализации, которую  характеризуют трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей  силы. В свою очередь, фундаментом  процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма  мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных  системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.

На систему мировой  торговли также оказывают воздействие  транспортные и телекоммуникационные технологии. В результате ускорилось перемещение сырьевых ресурсов, товаров  и услуг; произошли качественные перемены на финансовых рынках. Теперь в течение одного операционного  дня капиталы могут перетекать из страны в страну, из региона в  регион, как бы далеко друг от друга  они ни находились. Транснациональные  корпорации получили возможность координировать производство в разных частях света. Благодаря электронным средствам  международной связи резко сократились  информационные и транспортные издержки.

Движущей силой глобализации выступают высокие наукоемкие технологии, которые облегчают международный  обмен, приводят к увеличению доли экспорта и импорта, включают региональную экономику  в систему всемирного разделения труда. Это, в свою очередь, приводит к всеобщей либерализации внешней  торговли и денежных рынков различных  стран, к интернационализации производства и сетей сбыта продукции, к  быстрому и широкому освоению технологий, благодаря которым международные  потоки товаров, услуг и капитала становятся беспрепятственными и идущими  с более высокими скоростями. Промышленное производство вовлеченных в этот процесс государств подвергается реорганизации, поскольку продукция отдельных стран перешагивает через их границы, а предприятия выходят на финансовые рынки мира. В условиях глобализации структура производства и финансов различных стран становится взаимосвязанной и взаимозависимой. Процесс сопровождается ростом числа заграничных трансакций, а эффектом является новое международное разделение труда, в котором создание национального богатства в большей степени зависит от хозяйствующих субъектов других стран.

     Открытость  и прозрачность экономики, государства  и общества - очевидные атрибуты  современного экономического развития - вызвали принципиальные изменения  в межгосударственном сотрудничестве  в мире. В последние два десятилетия  наступил перелом: прежние протекционистские  тенденции, связанные с нефтяным  кризисом, пошли на убыль, развернулся  процесс постепенного сокращения  величины таможенных барьеров  и растущего признания необходимости  либерализации международных экономических  отношений.

Любое государство, если оно  хочет получить максимальную выгоду в рамках современных экономических  отношений, должно проводить сбалансированную, рациональную внешнюю экономическую  стратегию. Во-первых, необходимо, чтобы  либерализация торговых и финансовых оборотов осуществлялась на основе национальных интересов страны в соответствии с двусторонними и многосторонними  соглашениями. Во-вторых, все более  широкое распространение приобретает  политика увеличения открытости на новых  условиях - в рамках интеграционных союзов, куда входят несколько стран.

Актуальность выбранной  темы обусловлена постоянно возрастающим значением, которое приобретает  в современном мире торговля, а  также расширяющимися процессами интеграции и глобализации, активное участие  в которых в последнее время  принимает и Россия.

Цель данной работы –  анализ особенностей современной мировой  торговли, доминирующих в мировой  торговле процессов и того, какое  влияние эти процессы оказывают  на Россию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Дать понятие мирового  рынка и международной торговли.

- Определить теоретические  основы внешней торговли.

- Выявить место России  на мировом рынке и определить  тенденции развития торговых  отношений.

- Указать место, принадлежащее  всемирным торговым организациям  в процессе мировой торговли.

- Определить стратегические  пути развития внешней торговли  России.

- Рассмотреть проблемы  вступления России в ВТО.

Объект рассмотрения –  мировой рынок.

Предмет рассмотрения –  перспективы вступления России во всемирную  торговую организацию (ВТО).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие мирового рынка и международной торговли                                            

1.1. Мировой рынок

Относительно стабильные потоки движения товаров и услуг  привели к становлению новой  формы товарообмена - мировому рынку. Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Так же как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних все большее значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку — европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и пр.

Для того чтобы страна могла выйти на мировой рынок, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом, валюту или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование грузов и перевозок. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать свою собственную инфраструктуру.

Два встречных потока товаров  и услуг образуют экспорт и  импорт каждой страны. Экспорт - это  продажа и вывоз товаров за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных  оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

В процессе развития мировой  рынок четко выделил две составляющие: рынок базовых товаров и рынок  готовых изделий.

Все развивающиеся страны, специализирующиеся в основном на вывозе сырья и трудоемких товаров, торгуют  на рынке базовых товаров. Здесь  основную часть своего экспорта продает  и Россия. Конкурентоспособность таких товаров зависит в основном двух факторов: качества и издержек на производство, транспортировку и хранение. Так как качество аналогичных товаров приблизительно одинаково, то фактором ценообразования становятся издержки. И в результате ценовой конкуренции побеждает страна, у которой выше производительность труда, ниже заработная плата, лучше оснащено или организовано производство. И на этом рынке конкуренция достаточно жесткая. В современных условиях она еще усиливается в связи с тем, что сокращается доля этого рынка в общем объеме продаж, а количество участников увеличивается за счет стран с переходной экономикой, и прежде всего - бывших союзных республик.

Второй сегмент мирового рынка - рынок готовых товаров. В  настоящее время он также расслаивается  на три четко очерченных уровня: низший, средний и высший. Критерием  для их выделения послужил уровень  технологичности продукции. На низшем уровне рынка идет торговля продукцией черной металлургии, конструкционными материалами, текстилем, швейными изделиями, обувью и другой продукцией легкой промышленности. На среднем уровне торгуют станками, транспортными  средствами, резинотехническими и пластмассовыми изделиями, продуктами основной химии  и деревообработки. На высшем уровне продаются аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование, информационная техника, электроника, продукция фармацевтических отраслей, точные и измерительные приборы, электрооборудование. Рынки последнего уровня являются наиболее перспективными и развиваются значительно более быстрыми темпами, чем другие. Здесь идет ожесточенная конкуренция между развитыми странами, строящими свою экономику на высших достижениях современной НТР, и не заинтересованными в появлении на этих рынках новых конкурентов.

Конкурентоспособность на мировом  рынке - это способность государства  создавать на единицу затрат больше богатств, чем соперники на мировом  рынке. При определении этого  показателя учитываются 378 различных  критериев, прежде всего — доход  на душу населения, уровень инфляции, внешнеторговый баланс. Принимается  во внимание мнение 21 000 руководителей  крупнейших компаний мира, а также  наличие природных ресурсов, средств  коммуникации и пр.

Внешнеторговая политика — это комплекс мер, используемых государством для регулирования  торговых связей и отношений с  другими странами. Исторически сформировались два типа внешнеторговой политики - протекционизм и фритредерство. Между ними идет постоянное своеобразное соперничество, так как оба типа имеют преимущества и недостатки, и в зависимости от конкретных исторических условий преобладает  один из них.

Протекционизм - это политика защиты национального производителя и потребителя. С точки зрения производителя такие меры необходимы для поддержки вновь созданных, молодых отраслей, защиты их от конкуренции иностранных фирм, имеющих определенные преимущества в данной отрасли. Но, защищая национальных производителей, протекционизм создает новые проблемы: на внутреннем рынке растут цены, сокращаются спрос и потребление. Кроме того, отсутствие иностранной конкуренции сокращает стимулы совершенствования производства, увеличивает привилегии отдельных отраслей и производств, способствует развитию застоя в экономике. Протекционизм использует таможенные пошлины и нетарифные барьеры.

Фритредерство строится на невмешательстве государства во внешнюю торговлю. Сторонники принципов  свободной торговли считают, что  те цели, которые ставит перед собой  протекционизм, обходятся странам слишком дорого, а за счет свободной торговли их можно решить с меньшими затратами. Несмотря на это, на практике фритредерство в чистом виде используется крайне редко. Каждая страна строит свою политику на комбинировании тех и других методов с учетом задач ее развития.

Современный мировой рынок  представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся в зависимости  от спроса и предложения товаров  и услуг. Поэтому первой отличительной  чертой современного рынка является его динамичность. Вторая черта - изменение  соотношения сил. Если раньше в мировом  экспорте господствовали США, то сейчас в борьбе за первенство участвует  Западная Европа, за ней идут Япония и «новые индустриальные государства» Юго-Восточной Азии. Третья черта  — формирование крупных региональных торговых блоков. Их 9: Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о  свободной торговле (НАФТА), Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество (АИЭС), Меркосур (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай), Южно-Африканский  комитет развития (САДК), Западно-Африканский  экономический и валютный союз (ЮЭМОА), Андский пакт.

1.2. Внешняя торговля

Первая и старейшая  форма международных связей - народная торговля, возникла под воздействием международного разделения труда. Последнее  вызвало к жизни необходимость  обмена товарами, произведенными в  отдельных странах. Кроме того, практически  ни одна страна не обладает необходимыми ресурсами, чтобы полностью удовлетворять  всю систему постоянно развивающихся  общественных потребностей. Торговля товарами и услугами доступна практически  всем, даже слаборазвитым странам: если у них нет товаров, пользующихся спросом, предлагаются экологически чистые зоны отдыха, экзотика африканского и  тихоокеанского побережья. В итоге  внешняя торговля стала общественным источником дохода для всех стран  и создала дополнительные условия для экономического роста. В то же время страны оказываются в определенной зависимости друг от друга. Чтобы полнее удовлетворять потребности населения своей страны, каждая из них покупает импортные товары и услуги.

Международная торговля представляет собой международный обмен продуктами труда (товарами, услугами, объектами  интеллектуальной собственности) всех государств мира. Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, совокупность внешней торговли всех стран мира. Она состоит из двух встречных потоков – экспорта и импорта. Основные участники международной  торговли: внешнеторговые компании (экспортеры и импортеры), государства, группы стран, а также физические лица.

Информация о работе Особнности современного мирового рынка