Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:50, реферат
Вопрос конкуренции приобрело большую актуальность, ведь реалии современного развития говорят о том, что существует необходимость системного подхода к анализу конкурентной процесса через призму интересов его участников и общества в целом. На рынках тех или иных товаров сталкиваются многие товаропроизводителей, которые, действуя на основе закона спроса и предложения, конкурируют друг с другом. И если этот процесс не регулировать, то он приобретает характер хаоса. Следует отметить, что многие рынков являются конкурентными лишь формально. Это частично объясняется сложным финансовым положением многих предприятий. Лишь небольшая часть предпринимателей ведут активную конкуренцию за увеличение доли на рынке.
Введение
Результаты рейтинга Украины за 2009–2010 гг.
Причины ухудшения рейтинга
Общие показатели конкурентоспособности регионов Украины
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос конкуренции приобрело большую актуальность, ведь реалии современного развития говорят о том, что существует необходимость системного подхода к анализу конкурентной процесса через призму интересов его участников и общества в целом. На рынках тех или иных товаров сталкиваются многие товаропроизводителей, которые, действуя на основе закона спроса и предложения, конкурируют друг с другом. И если этот процесс не регулировать, то он приобретает характер хаоса. Следует отметить, что многие рынков являются конкурентными лишь формально. Это частично объясняется сложным финансовым положением многих предприятий. Лишь небольшая часть предпринимателей ведут активную конкуренцию за увеличение доли на рынке. Успешная конкуренция возможна только при осуществлении целенаправленной государственной политики, что предполагает создание общих благоприятных условий для устранения барьеров, ограничивающих выход хозяйствующих субъектов на монополизированные товарные рынки. Существует много препятствий в создании здоровой конкуренции.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности отечественных товаров предусматривает необходимость в первую очередь получение объективной оценки уровня конкурентоспособности соответствующей продукции украинского производства и его зарубежных аналогов.
Сегодня в
Украине стали больше уделять внимание
рассмотрению проблем конкурентоспособности
Украины и путей их преодоления. Проблема
конкурентоспособности страны становится
более актуальной в условиях глобальной
борьбы за конкурентные преимущества
на мировых рынках товаров, услуг, капиталов,
рабочей силы, финансов и информации.
Конкурентоспособное
состояние Украины в условиях евроинтеграционных
процессов состоит в том, что за последние
годы уровень экономики страны продолжает
оставаться нестабильным, но несмотря
на это наша страна ищет пути улучшения
уровня экономики. Также нужно отметить, что в
мировом экономическом пространстве Украины
на достаточно низких позициях, учитывая
ее потенциал и возможности к ее экономическому
росту. Это обусловлено: снижением
доли промышленности в ВВП, негативными
тенденциями в макроэкономической стабильности,
уровню развития финансового рынка.
Международная
конкурентоспособность в настоящее время
становится ключевым параметром, определяющим
место государства в геополитическом
пространстве и в структуре миро хозяйственных
связей. Этот параметр не может рассматриваться
как чисто экономическое. Потенциал конкурентоспособности
определяется сложной комбинацией политических,
экономических, социальных и культурных
факторов. Конкурентоспособност
1. Результаты рейтинга Украины за 2009–2010 гг.
В рейтинге Всемирного экономического форума за 2009–2010 гг. Украина заняла 82-ю позицию среди 133 стран, опустившись сразу на 10 позиций по сравнению с результатами предыдущего года. После периода относительной стабильности рейтинга в 2006–2008 гг. (69, 73 и 72-е место соответственно), страна оказалась в девятой десятке стран, где она пребывала до этого. При этом, как и в рейтинге за прошлый год, Украина находится в группе развивающихся стран Латинской Америки и Африки. Нашими непосредственными соседями по рейтингу конкурентоспособности являются Гамбия и Алжир. Рейтинг Украины как, впрочем, и многих других стран, оказался неустойчивым к последствиям финансового кризиса. Подобное резкое падение (на 10 и более позиций) в 2009 году произошло еще у девяти стран: Ботсваны, Ганы, Латвии, Мали, Монголии, России, Сирии, Филиппин и Хорватии. Так, Латвия и Россия ухудшили свои результаты на 14 и 12 позиций соответственно. Предполагается, что конкурентоспособность страны не должна зависеть от временных экономических шоков, однако финансовый кризис оказался затяжным, негативно отразившись практически на всех странах. Экономика Украины более других стран региона пострадала от кризиса: падение ВВП в 2009 году составило 15,1%. Несмотря на то, что мировая экономика начала восстанавливаться, последствия кризиса еще будут ощущаться, в частности, в финансовом секторе.
2.Причины ухудшения рейтинга
Украины Как показывают результаты подсчета индекса глобальной конкурентоспособности Украины за 2009–2010 гг., страна откатилась назад по всем тремгруппам составляющих рейтинга: базовым требованиям (с 86-го на 94 место), усилителям эффективности (с 58-го на 68-е) и факторам инновационного развития (с 66-го на 80-е место). При этом для Украины самыми важными являются оценки именно по первым десяти составляющим конкурентоспособности, поскольку страна находится на второй стадии развития по методологии ВЭФ, (см. описание методологии в главе 1). Украина улучшила свой рейтинг лишь по трем составляющим конкурентоспособности. Страна заняла 49-ое место, поднявшись на 5 пунктов, по эффективности рынка труда, поднялась на 2 позиции до 29-го места по размеру рынка и на 1 позицию до 78-го места по составляющей «инфраструктура». Так, улучшение рейтинга эффективности рынка труда объясняется большой гибкостью определения заработных плат в стране (переход с 61-го на 52-ое место в глобальном рейтинге). Действительно, реальное падание заработной платы в Украине было очень резким и составило 9% в 2009 году. Также рейтинг указывает на ухудшение отношений между работодателями и работниками, что, вероятно, объясняется болезненностью для обеих сторон процесса снижения заработных плат и сокращения персонала во время кризиса.Финансовый кризис выявил слабые стороны конкурентоспособности страны. Так, наиболее резко ухудшились рейтинги Украины по трем составляющим: макроэкономическая стабильность (падение на 15 пунктов), уровень развития финансового рынка (падение на 21 пункт) и оснащенность новыми технологиями (падение на 15 пунктов). В основном ухудшение позиций произошло именно в тех составляющих, по которым Украина уже была наименее конкурентоспособна. Макроэкономическая ситуация в 2009 году в Украине продолжила ухудшаться прежде всего из-за углубления финансового кризиса. В стране не только резко выросла маржа по процентным ставкам, но и практически приостановилось банковское кредитование. Уровень государственного долга и размер бюджетного дефицита также начали увеличиваться, снижая конкурентоспособность экономики. В итоге страна заняла 106-ое место рядом с Иорданией и Парагваем. Финансовая система страны оказалась очень уязвимой к кризису. Доступность финансирования резко снизилась, увеличились ограничения на движение капитала, и, ко всему прочему, резко ухудшилась надежность банков. Действия НБУ по преодолению кризиса в банковской сфере были не эффективны. Реструктуризация проблемных банков началась не сразу и проводилась недостаточно прозрачно, что поставило под сомнение независимость регулятора. В то же время, следует отметить, что Украина получила более высокий рейтинг (106-ое место) чем Казахстан и Россия – 111-ое и 119-ое место соответственно. Наконец, в составляющей «оснащенность новыми технологиями» особенно резкое падение произошло по показателю прямые иностранные инвестиции и передача технологий. ПИИ и капитальные инвестиции действительно продемонстрировали резкий спад по итогам 2009 года. Такая тенденция создает негативные предпосылки для быстрого выхода страны из кризиса. По другим показателям этой составляющей оценки тоже ухудшились. Так, компаниям было не до внедрения новых технологий на фоне кризиса, а ключевые показатели развития телекоммуникационного рынка существенно замедлили рост. Последнее объясняется не только финансовым кризисом, но и насыщением рынка, прежде всего мобильной связи.Во время кризиса эффективность проведения государственной политики как никогда важна для повышения конкурентоспособности экономики. Хотя рейтинг эффективности институциональной среды в Украине упал только на пять пунктов, причины для беспокойства остаются. Из 12 составляющих конкурентоспособности институциональная среда является самой проблемной сферой – по этой составляющей Украина занимает 120-ое место, соседствуя с Никарагуа и Монголией. По мнению представителей бизнеса, самое большое снижение оценки произошло в сфере эффективности действий правительства, в частности, по таким показателям как расточительство государственных средств и административная нагрузка на бизнес.
3. Общие показатели конкурентоспособности регионов Украины
В сравнении с предыдущим годом украинские регионы расположились относительно равномерно в рейтинге.
Ведущее место в рейтинге, как и в прошлые годы, занимает город Киев, который набрал 4,21 баллов. В международном рейтинге он занял 59-е место рядом с такими странами как Венгрия и Панама. Следом за Киевом с незначительным отставанием следует Днепропетровская область, набравшая 4,12 балла. Затем идут две пары областей: Закарпатская и Львовская области (67-е и 69-е место в глобальном рейтинге, по соседству с Уругваем и Румынией) и АР Крым с Донецкой областью (72-е и 73-е места, между Казахстаном и Латвией). Замыкает условную группу лидеров Харьковская область, которая набрала 4,04 балла и занимает 76-е место между Колумбией и Египтом.Ко второй группе регионов можно отнести области, значение индекса конкурентоспособности которых равно или чуть ниже среднего балла по двадцати областям (3,97). Так, Полтавская, Черкасская и Хмельницкая области идут друг за другом, заняв 87-е, 88-е и 89-е места в глобальном индексе конкурентоспособности. Запорожская, Одесская, Луганская и Херсонская области также идут плотной группой, набрав баллы от 3,90 до 3,95. Херсонская область заняла 100-ое место в международном рейтинге рядом с Ливией и Аргентиной.В третьей группе представлены шесть областей, которые получили наиболее низкие баллы. Волынская, Ровенская и Ивано-Франковска области заняли 102–104 места рядом с Аргентиной и Гондурасом. Сумская, Житомирская и Винницкая области замыкают региональный рейтинг. Так, Винницкая область заняла 111-ое место между Сенегалом и Сербией. В 2010 году разрыв в международном рейтинге между регионами с лучшим и худшим индексом составил 52-е позиции, что меньше чем в 2009 году (70 позиций). Высшее и низшее значения регионального индекса конкурентоспособности отличаются от среднего по выборке на 6,0% и 5,0% соответственно. Это заметно ниже, чем различие в уровне ВРП на душу населения, которое достигает от 35%–100% (без учета Киева). Частично это связано с недооценкой региональных различий, что связано с использованием национальных данных по ряду показателей при расчете региональных индексов. В этом году лидером по базовым требованиям конкурентоспособности является АР Крым, а по остальным двум субиндексам первое место занял Киев. Несмотря на очень низкие оценки по ряду составляющих, АР Крым смог получить пятое место в рейтинге благодаря лидерству по качеству инфраструктуры. Наконец, аутсайдер рейтинга, Винницкая область, получила относительно низкие баллы по большинству составляющих конкурентоспособности.
Заключение
Даже в сложный для страны 2009 год – когда и экономический, и политический кризис совпали во времени, – правительство должно было продемонстрировать большую последовательность в своей политике. Отсутствие четких, реалистичных планов и действий правительства по преодолению кризиса, а также сложности с выполнением условий МВФ, безусловно, негативно повлияли на ожидания бизнеса. Попытки правительства улучшить бизнес-климат, чтобы дать толчок развитию малого и среднего бизнеса, не были успешными. Подготовленные законодательные инициативы в итоге не были одобрены парламентом страны. Позиции Украины в международном рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2010», показатели которого также входят в ИГК, практически не улучшились. Украина занимает 142-ое место (из 183 стран) по простоте ведения бизнеса. Поэтому, регуляторная гильотина по-прежнему является одной из ключевых реформ, которые необходимы стране. Начавшееся восстановление мировой экономики создает предпосылки выхода Украины из кризиса. Однако одного этого недостаточно для повышения конкурентоспособности страны. Как показывают результаты оценки ИГК, Украине в первую очередь необходимы действия, направленные на стабилизацию государственных финансов, оздоровление банковской системы, упрощение системы регулирования и стимулирование конкуренции. Не приняв этих мер, Украина будет проигрывать в острой конкурентной борьбе странам, которые извлекут нужные уроки из кризиса.
Список использованной литературы
1. Загорная Т.А. Конкурентоспособность предприятия:
Учебное пособие / Т.А. Загорная. - Киев: Центр учебной литературы,
2006 г. - с. 815-819.
2. Рыбак Н.А. Проблемы взаимообусловленности
конкурентоспособности страны / Н.А. Рыбак / / Вестник. - 2010 г. - № 2. - С. 28-30.
3. Цыганюк А.А. потенциал предприятия и резервы
повышения конкурентоспособности / / Государство
и регионы - 2009 г. - № 4. - С. 200-201.
4. Отчет о конкурентоспособности
Украины 2010, Фонд «Эффективное управление»