Отчет о финансовых результатах, значение и порядок его составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

При составлении годовой бухгалтерской отчётности используются следующие законодательные и нормативные акты:
– Федеральный закон «О бухгалтерском учёте». В данном документе даются общие положения, относящиеся к бухгалтерской отчётности: состав бухгалтерской отчётности, адреса и сроки её предоставления и др. В законе отмечается, что бухгалтерская отчётность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения (если бухгалтерская отчётность подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки.

Файлы: 1 файл

1.1-1.3.docx

— 26.39 Кб (Скачать файл)

1.Отчет о финансовых  результатах, значение и порядок  его составления.

 1.1 Нормативное регулирование составления отчетности в России

      При составлении годовой бухгалтерской отчётности используются следующие законодательные и нормативные акты:

– Федеральный закон «О бухгалтерском учёте». В данном документе даются общие положения, относящиеся к бухгалтерской отчётности: состав бухгалтерской отчётности, адреса и сроки её предоставления и др. В законе отмечается, что бухгалтерская отчётность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения (если бухгалтерская отчётность подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки.

– Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, утверждённое приказом Министерства финансов России от 29.07.98 №34и. В данном документе оговариваются такие основные вопросы как, основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчётности, порядок предоставления бухгалтерской отчётности, основные правила сводной бухгалтерской отчётности.

– Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99). Данное положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций).

      В положении приводятся значения терминов: бухгалтерская отчётность, отчётный период, отчётная дата, пользователь отчётности, даётся состав бухгалтерской отчётности и общие требования к ней.

     В положении подробно характеризуется содержание бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах, даются правила оценки основных статей бухгалтерской отчётности, раскрывается информация, сопутствующая бухгалтерской отчётности, указывается в каких случаях бухгалтерская отчётность подлежит аудиту, раскрывается порядок публикации бухгалтерской отчётности (в тех случаях, если она подлежит публикации), характеризуется порядок составления промежуточной бухгалтерской отчётности (за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала года).

– Методические рекомендации о порядке формирования бухгалтерской отчётности организации. Данный документ конкретизирует ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации».

Методические рекомендации включают четыре раздела:

1. В первом разделе раскрываются  общие требования к составлению  бухгалтерской отчётности организации (что должно входить в отчётность, система показателей отчётности, обеспечение сопоставимости данных  в отчётности, порядок составления  сводной отчётности и другое).

2. Во втором разделе подробно  излагается порядок формирования  показателей бухгалтерского баланса (форма № 1) по группам статей.

3. В третьем разделе подробно  раскрывается порядок формирования  данных отчёта о финансовых результатах (форма № 2) по каждой конкретной составляющей доходов и расходов организации и в целом по выведению прибылей и убытков.

4. В четвёртом разделе рассматривается  порядок формирования пояснений  к бухгалтерскому балансу и  отчёту о прибылях и убытках: пояснения к составлению отчёта  об изменениях капитала (форма  № 3), о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому  балансу (форма № 5), отчёта о целевом  использовании полученных средств (форма № 6), пояснительной записки.

– Инструктивные указания по составлению отчётности.

В инструктивных указаниях Министерства финансов России даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчётности.

    Кроме того «Отчёт о прибылях и убытках» строится в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В соответствии с вышеперечисленными документами (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) доходы и расходы организации подразделяются на четыре группы: доходы и расходы по обычным видам деятельности, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, чрезвычайные доходы и расходы. А также даны составляющие этих групп доходов и расходов.

 

1.2 Принципы формирования  информации в отчете о финансовых  результатах.

          Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о финансовых результатах. Современный отчет о финансовых результатах представляет информацию о формировании финансовых результатов по различным видам деятельности организации, а также итоги различных процессов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. В его методологической основе лежит принцип капитализации доходов и декапитализации расходов, представляющий собой отражения доходов и списание расходов на счетах бухгалтерского учета.

    При этом рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодом, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между ними квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о финансовых результатах как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которая квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшение пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о финансовых результатах как сальдо превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о финансовых результатах показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

     Формирование конечного финансового результата отчетного периода отражается в отчете о финансовых результатах, а в бухгалтерском балансе осуществляется его включением в состав собственного капитала и с помощью остатков по счетам, косвенно связанных с величиной финансового результата, может быть произведено пользователями его уточнения.

     Наиболее принципиальным моментом в формировании информации о конечном финансовом результате организации является способ определения доходов по моменту, по которому объект считается проданным. Поэтому признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг может осуществляться как исходя из момента фактического поступления денежных средств от покупателя(заказчика) на расчетные, валютные счета или в кассу, так и момента отгрузки, то есть на дату отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов.

 

 

1.3 Способы составления отчета о финансовых результатах.

    Основными показателями современной бухгалтерской отчетности о финансовых результатах организации являются доходы, расходы, промежуточные результаты по видам деятельности, конечный финансовый результат за отчетный период в виде прибыли (убытка), подлежащих включению в состав собственного капитала. При этом одним из важнейших аспектов их отражения всегда были и остаются способы представления в отчете показателей финансовых результатов.

    Эволюция отечественной практики показывает, что формирование информации в отчете о финансовых результатах может осуществляться различными способами. В первую очередь, представление показателей различается по структуре отчета. Она может быть двусторонней или последовательной. Кроме того, в теории бухгалтерского учета предусматривается и матричная структура отчета.

    Двухсторонняя структура отчета, использовавшаяся в годы планово-централизованной экономики, предусматривала отражение в левой его части показателей прибыли, а в правой-убытков. Конечный финансовый результат представлялся в виде сальдо, балансирующего отчет. Схематично такой отчет можно представить в следующем виде.

Таблица 1.1

Отчет о финансовых результатах

Прибыли

Сумма

Убытки

Сумма

Прибыль от основной деятельности

200 000

Убытки от основной деятельности

       __

Прибыль от прочих операций

10 000

Убытки от прочих операций

30 000

Всего

210 000

Всего

30 000

Сальдо убытков

         __

Сальдо прибыли

180 000


 

     Последовательная структура отчета, используемая в последние годы, предусматривает последовательное отражение доходов, расходов и разницы между ними. В свою очередь, использование последовательной структуры отчета предусматривает два способа группировки его статей.

     Первый способ- простой, связан с объединением всех доходов в одну группу, а расходов в другую. Разница представляет собой конечный финансовый результат деятельности организации.

Таблица1.2

Отчет о финансовых результатах

Наименование показателя

Сумма

Доходы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью

350 000

Расходы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью

170 000

Прибыль (убыток) отчетного периода

180 000


 

     Второй способ-поэтапный, предусматривает группировку доходов и расходов на основе выбранного классификационного признака. В этом случае возникают промежуточные итоги, характеризующие определенный вид деятельности организации.

Таблица1.3

Отчет о финансовых результатах

Наименование показателя

Сумма

Доходы от основной деятельности

320 000

Расходы по основной деятельности

120 000

Прибыль (убыток) основной деятельности

200 000

Доходы о прочей деятельности

20 000

Расходы от прочей деятельности

40 000

Прибыль(убыток) прочей деятельности

(20 000)

Прибыль (убыток) отчетного периода

180 000


 

     В экономической литературе рассмотренные способы группировки доходов и расходов называют по-разному. Так, С.И. Пучкова первый из рассмотренных нами способов называет одноступенчатым, второй-многоступенчатым. В свою очередь, В.В. Качалин те же самые способы группировки информации в отчете о финансовых результатах именует одношаговым и многошаговым.  При этом суть рассматриваемых способов не меняется.

     Используем терминологию В.В. Качалина. При одношаговом способе позиции отчета о финансовых результатах делятся на две категории: доходы, с одной стороны, и расходы с другой. Получение показателя прибыли осуществляется в один шаг: посредством вычитания общей суммы расходов из общей суммы доходов.

      При многошаговом способе в отчете о финансовых результатах раздельно отражаются показатели доходов и расходов, характеризующие однородные группы операций. Этим объясняется название данного способа- многошаговый, поскольку, чтобы получить показатель конечного финансового результата по организации в целом, нужно сделать несколько предварительных шагов, а именно: подсчитать промежуточные итоги по однородным группам операций.

     Формирование информации в матричной структуре  отчета, по сравнению с двумя выше рассмотренными структурами, представляет собой более сложный процесс. Это объясняется необходимостью координации каждого вида расходов с соответствующим видов доходов, и наоборот. Сложность заключается в достижении оправданной координации показателей, которая в условиях их многообразия становится камнем преткновения.

      Форма отчета о финансовых результатах, используемая в Российской Федерации, составляется в последовательной структуре многошаговым способом, который порождает промежуточные итоги. Необходимость формирования промежуточных итогов вызывается стремлением предоставить оценочные показатели пользователям бухгалтерской отчетности по видам деятельности организации.

    Формирование показателей финансовых результатов в отчете может осуществляться двумя методами: сальдовым и развернутым. Сальдовый метод предполагает отражение в отчете по соответствующей строке сальдо между однородными группами доходов и расходов. При этом сами доходы и расходы в отчете не отражаются. В свою очередь, развернутый метод представления показателей предусматривает подход, когда по строкам соответствующих доходов и расходов в отчете отражается полная их сумма.

Важнейшим аспектом формирования отчета о финансовых результатах является проблема количества отражаемых в нем показателей, т.е. некоей совокупности данных, позволяющих удовлетворить запросы пользователей информации. Проблема совокупности представляемых в отчете о финансовых результатах показателей была всегда. Увеличение совокупности показателей финансовых результатов дает больше информации пользователям и раскрывает условия их возникновения. Уменьшение совокупности  показателей финансовых результатов представляет их в более удобной для чтения форме, но дает меньше информации пользователям и делает практически невозможным раскрытие условий возникновения прибылей или убытков.

Информация о работе Отчет о финансовых результатах, значение и порядок его составления