Наблюдательный совет банка
состоит из 11 человек, среди которых один
представитель Банка России, 2 представителя
правительства Российской Федерации,
2 представителя финансовой группы ВТБ,
2 ректора государственных вузов, 2 директора
сторонних организаций и 2 независимых
эксперта. В компетенцию Наблюдательного
совета входит решение вопросов общего
руководства деятельностью банка, которые
российским законодательством и Уставом
банка не отнесены к компетенции Общего
собрания акционеров.
Правление банка тоже состоит
из 11 членов. Возглавляет правление банка
президент, председатель правления банка,
член наблюдательного совета. Руководство
текущей деятельностью ВТБ осуществляет
единоличный исполнительный орган в лице
президента, председателя правления и
коллегиальный исполнительный орган —
правление. Исполнительные органы подотчетны
Общему собранию акционеров и Наблюдательному
совету банка. Правление «Банка ВТБ» действует
на основании Положения о Правлении.
Председатель Совета директоров
ОАО «Банк Москвы» Президент – Председатель
Правления ОАО Банк ВТБ Костин Андрей Леонидович;
Президент – Председатель Правления
Банка ВТБ24 (ЗАО) Задорнов Михаил Михайлович;
Генеральный директор Государственной
корпорации «Агентство по страхованию
вкладов» Исаев Юрий Олегович;
Заместитель Председателя Государственной
корпорации «Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)» Карпова
Юлия Станиславовна;
Президент – Председатель Правления Кузовлев
Михаил Валерьевич;
2 Выполнение операций
с эмиссионными ценными бумагами в ОАО
«ВТБ», их специфика и бухгалтерский учет
2.1 Нормативное
регулирование эмиссии и обращения ценных
бумаг в РФ
Рынок ценных бумаг является
одним из наиболее регламентированных
в рыночной экономике. Сложность отношений
на рынке, его масштабность, присущие ему
повышенные риски, интересы безопасности
его участников (субъектов) обусловливают
необходимость принятия детальных стандартов
и правил работы на рынке, а также привлечения
к вопросам регулирования различных государственных
органов.
Государственное регулирование
рынка ценных бумаг - это регулирование
со стороны общественных органов власти.
Система государственного регулирования
рынка ценных бумаг включает государственные
и иные нормативные акты; государственные
органы регулирования и контроля.
Система регулирования рынка
ценных бумаг включает следующие главные
составные части (рис.2.1.1):
- создание и совершенствование
необходимой нормативно-правовой базы;
- создание органов регулирования
рынка;
- организация отбора и допуска
юридических и физических лиц в качестве
участников рынка ценных бумаг;
- контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
- разрешение споров между участниками
рынка.
Рисунок 2.1.1 - Система регулирования
российского рынка ценных бумаг
Государственное управление
рынком ценных бумаг имеет следующие формы:
прямое (административное) и косвенное
(экономическое).
Прямое (административное) управление
рынком ценных бумаг со стороны государства
осуществляется путем:
- установления обязательных
требований ко всем участникам рынка ценных
бумаг;
- регистрации участников рынка
и ценных бумаг, эмитируемых ими;
лицензирования профессиональной
деятельности на рынке ценных
бумаг;
- обеспечения гласности и равной
информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на
рынке.
Министерство финансов Российской
Федерации:
- регулирует выпуск государственных
ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов
Федерации и органов местного самоуправления;
- устанавливает правила бухгалтерского
учета операций с ценными бумагами;
- осуществляет выпуск государственных
ценных бумаг и т.п.
Центральный банк Российской
Федерации — федеральный орган, который:
- действует на основании закона;
- регистрирует выпуски ценных
бумаг кредитных организаций;
- регулирует порядок осуществления
кредитными организациями операций на
открытом рынке ценных бумаг, ломбардного
кредитования и переучета векселей;
- устанавливает и контролирует
антимонопольные требования к операциям
на рынке ценных бумаг кредитных организаций;
- регулирует деятельность на
рынке ценных бумаг клиринговых организаций
и организаций, производящих безналичные
расчеты по сделкам с ценными бумагами
(в том числе депозитариев);
- контролирует экспорт и импорт
капитала.
В соответствии с Федеральным
законом «О рынке ценных бумаг» государственное
регулирование данного рынка осуществляется
на основе российского рынка ценных бумаг
.Основные формы (составные части) государственного
регулирования российского рынка ценных
бумаг представлены в рисунке 2.1.2 :
Рис.2.1.2 - Составные части государственного
регулирования
-
- установления обязательных
требований к деятельности на рынке ценных
бумаг: эмитентов ценных бумаг; профессиональных
участников; саморегулируемых организаций;
- установления стандартов эмиссии
ценных бумаг;
- государственной регистрации
выпусков эмиссионных ценных бумаг (включая
регистрацию проспектов ценных бумаг);
- государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ими ценным бумагам;
- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- лицензирования деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- запрещения и пресечения предпринимательской
деятельности на рынке ценных бумаг без
соответствующей лицензии;
- создания системы защиты прав владельцев
ценных бумаг;
- установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления.
Органы регулирования российского
рынка ценных бумаг — это совокупность
организаций, осуществляющих рыночное
регулирование на основе обязательных
(нормативных) и добровольных (этических)
правил регулирования.
Органы, осуществляющие регулирование
российского рынка ценных бумаг, приведены
на (рис.2.1.3):
Рис.2.1.3 - Органы регулирования
российского рынка ценных бумаг
Правила регулирования рынка
ценных бумаг включают:
- нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции и другие правовые документы);
- обязательства осуществления предпринимательской деятельности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, добровольно принимаемые ими;
- обычаи делового оборота и национальные
традиции.
Федеральная антимонопольная
служба РФ устанавливает антимонопольные
правила и осуществляет контроль за их
исполнением.
Рынок ценных бумаг может эффективно
выполнять свои функции, если он защищен
от финансовых махинаций и недобросовестной
конкуренции. В связи с этим отечественное
законодательство устанавливает ряд требований
к осуществлению деятельности на РЦБ.
Государственные органы регулирования.
К органам регулирования рынка ценных
бумаг относятся все органы государственной
власти: президент, правительство, министерства
и иные органы исполнительной власти.
Специализированным государственным
органом, осуществляющим всестороннее
регулирование рынка корпоративных ценных
бумаг, является федеральный орган исполнительной
власти по рынку ценных бумаг, функции
которого возложены на Федеральную службу
по финансовым рынкам. Однако она осуществляет
регулирование не только рынка ценных
бумаг, но и других финансовых рынков.
Российский рынок ценных бумаг
регулируется гражданским правом посредством
совокупности общеобязательных правовых
актов, издаваемых органами государственной
власти в установленной форме с соблюдением
определенной процедуры — законодательства
РФ.
Акты гражданского законодательства
образуют иерархическую систему.
На верхнем уровне находится
Конституция РФ. Остальные акты законодательства
не должны ей противоречить. В Конституции
определены пределы полномочий субъектов
РФ, в рамках которых они могут принимать
собственные законодательные акты, а также
полномочия Российской Федерации. Гражданское
законодательство отнесено к ведению
федеральных органов государственной
власти, т.е. в своей основе едино на всей
территории РФ. Собственно гражданское
законодательство имеет в качестве фундамента
Гражданский кодекс, в котором описаны
основные понятия и их взаимоотношения,
остальные законы и другие правовые акты,
регулирующие гражданские правовые отношения,
не должны ему противоречить.
Следующий уровень составляют
законы РФ, например, Федеральный закон
«О рынке ценных бумаг», Федеральный закон
«Об акционерных обществах» и другие.
Конституция, кодексы и законы относятся
к законодательным актам. Однако законодательство
ими не ограничивается: существует множество
иных актов законодательства или подзаконных
актов. Федеральным законом от 22.04.1996 г.
№39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются
отношения, возникающие при эмиссии и
обращении эмиссионных ценных бумаг независимо
от типа эмитента (ст.1). В соответствии
с ним государство осуществляет регулирование
данного рынка, но не управляет им. В этом
разделении понятий заложено принципиальное
отношение государства к процессам, происходящим
на рынке. Для ФЗ «О рынке ценных бумаг»
характерны следующие основные моменты:
Преемственность - учитываются
практика российского рынка ценных бумаг
1990-1996 гг. и изданные за это время государственными
органами исполнительной власти нормативные
акты;
Непротиворечивость закона другим
законодательным актам, например, Гражданскому
кодексу;
Признание смешанной модели фондового
рынка, где действуют как коммерческие
банки, так и небанковские инвестиционные
институты (профессиональные участники
рынка ценных бумаг);
Сочетание либеральных принципов организации
рынка с усилением государственного надзора
за ним, единство государственного регулирования
рынка ценных бумаг.
ФЗ «О рынке ценных бумаг» -
комплексный законодательный акт, который
регулирует рынок ценных бумаг как в целом,
так и его отдельные сегменты.
Основные достоинства закона:
- четкое определение порядка
деятельности профессиональных участников
рынка ценных бумаг, который распространяется
и на банки; установлены общие «правила
игры»;
- информационное обслуживание
рынка ценных бумаг:
- законодательно определены перечень информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;
- введены ограничения по рекламе;
- запрещены сделки с использованием
служебной информации.
Важно отметить, что система
раскрытия информации ориентирована на
пользователя (а не на других участников
системы раскрытия), выражает возможности
для любого пользователя нахождения конкретной
информации и доступа к ней в регламентированное
время. Раскрытие информации (гласность)
лежит в основе общественного и рыночного
регулирования и обеспечивает общественную
и рыночную стабильность.
Разграничение сферы регулирования
фондового рынка между различными регуляторами:
Федеральная служба по финансовым
рынкам регулирует рынок корпоративных
ценных бумаг, институциональных инвесторов
и профессиональных участников фондового
рынка;
Министерство финансов РФ и
Банк России регулируют рынок государственных
ценных бумаг.
Наряду с государственным регулированием
рынка ценных бумаг, важнейшую роль играет
саморегулирование организаций профессиональных
участников рынка ценных бумаг, что является
новацией в условиях России.
Исходя из инструкции ЦБ "О
правилах выпуска и регистрации ценных
бумаг кредитными организациями на территории
Российской Федерации"
Выпуск акций кредитными
организациями:
Кредитная организация, созданная
в форме акционерного общества,
формирует свой уставный
капитал из номинальной
стоимости акций,
приобретенных акционерами.
Уставом кредитной
организации должны быть
определены
количество, номинальная
стоимость акций, приобретенных
акционерами
(размещенные акции), и
права, предоставляемые этими акциями.
Уставом кредитной организации
могут быть определены количество,