Отчет по практике в ОАО Сбербанк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 08:23, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения и приобретения практических навыков.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучение экономической деятельности дополнительного офиса 8636/0135 Сберегательного банка России;

- выполнение индивидуального задания;

- сбор и анализ необходимых материалов для отчета по практике.

Содержание работы

Введение 3

1 Общая характеристика «Сбербанка России». 5

1.1 Характеристика «Сбербанка России» 5

1.2 Миссии и цели «Сбербанка России» 6

1.3 Репутация «Сбербанка России» 9

2 Анализ экономической деятельности доп. офиса № 8636/0135 «Сбербанка России» 12

2.1 Экономическая анализ деятельности доп. офиса № 0135 12

2.1.1 Общая характеристика дополнительного офиса № 0135 12

2.1.2 Персонал доп.офиса № 0135 12

2.1.3 Основной капитал доп. офиса № 0135 15

2.1.4 Оборотный капитал доп. офиса № 0135 16

2.2 Анализ системы управления в доп. офисе № 0135 17

3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

3.1 Анализ рынка пластиковых карт Амурской области Сбербанка России 27

3.2 Индивидуальное задание 30

Заключение 35

Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 69.63 Кб (Скачать файл)

 
2.1.2 Персонал доп.офиса № 0135  
 
В доп. офисе согласно штатного расписания 23 человека, 11 человек единицы ОСБ. Структура доп.офиса представлена следующим образом: 
 
1. заведующий дополнительного офиса; 

  1.  
    кредитный инспектор (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
  2.  
    сектор кредитования физических лиц- 5 человек: 

 
- начальник сектора; 
 
- 4 кредитных инспектора. 

  1.  
    сектор обслуживания юридических лиц- 4 человека: 

 
- начальник сектора; 
 
- 2 операциониста; 
 
- кассир. 

  1.  
    сектор обслуживания физических лиц- 12 человек:

 
- начальник сектора; 
 
- 3 старших контролера-кассира; 
 
- 2 старших кассира; 
 
- 5 контролеров-кассиров; 
 
- консультант. 
 
В течение рассматриваемого периода численность работников не изменялась. Оставалась стабильной.  
 
В Амурском филиале ОАО «Сбербанк» доп. офиса № 0135 применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Величина заработной платы работника зависит от фактически отработанного им времени, его тарифной ставки (оклада) и премиального вознаграждения. Уровень заработной платы в зависимости от профессионально - квалификационных групп работников различен: должностные оклады устанавливаются по сложности выполняемого труда и квалификации работников. Данные о средней заработной плате работников банка запишем в таблицу 2. 
 
Таблица 2 – Среднемесячная заработная плата на 1 работника 
 
тыс. руб.

 
Показатель

 
2007

 
2008

 
2009

 
Среднемесячная заработная плата

 
7500

 
8300

 
9500


 
 
 
 
Рисунок 1 – Динамика изменения среднемесячной заработной платы за период с 2007 по 2009 года 
 
В течение 2007 - 2009 годов в доп. офисе № 0135 планомерно осуществлялись мероприятия, направленные на обеспечение достойного уровня жизни работников, основанные на совершенствовании системы оплаты труда, повышения заработной платы и социальной защищенности. В результате проведенных мероприятий был обеспечен рост заработной платы работников на 26 % в 2009 году по сравнению с 2007 годом. 
 
Режим труда и отдых работников банка, их социальное страхование и обеспечение, вопросы отпусков регулируются уставом предприятия и действующим законодательством. Также принимает меры по улучшению и повышению уровня социальной защищенности работников: продолжительность отпуска, оплаты командировочных расходов, выплата дополнительных социальных пособий. 
 
Осуществляется календарный учет праздничных и выходных дней.  
 
Работникам предоставляется отпуск в соответствии с графиком отпусков. Продолжительность ежегодного отпуска для работников банка составляет 30 календарных дней (24 календарных дня — основной отпуск, 6 календарных дней предоставляется за ненормированный рабочий день). Оплата труда работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором. Заработная плата сотрудников доп.офиса № 0135 складывается из оклада, премий, районного коэффициента, надбавки.  
 
В целях определения соответствия работников занимаемым должностям и стимулирования их деловой активности была продолжена работа по аттестации персонала Банка, в течение года были аттестованы все специалисты. 
 
2.1.3 Основной капитал доп. офиса № 0135  
 
В состав основного капитала ОАО «Сбербанка» доп. офиса № 0135 входят: основные средства и нематериальные активы, хозяйственные товары, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). Основные средства отражаются в I-м разделе актива баланса. Порядок учета основных средств в банках регламентируется приложениями №4 "Порядок учета основных средств, оборудования, нематериальных активов, их воспроизводства, амортизации и выбытия" и № 5 "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях". 
 
Основные средства, поступающие в банк, отражаются на активных балансовых счетах второго порядка с подразделением по категориям: 
 
Категория 1 - здания и сооружения; категория 2 - легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных; категория 3 - оборудование, транспортные средства и другие основные средства, не включенные в категории 1 и 2. 
 
Рассмотрим наличие основного капитала доп.офиса № 0135.  
 
Таблица 3 – Анализ наличия основного капитала доп.офиса № 0135 за 2007 – 2009 г.г. 
 
тыс. руб.  

 
Показатель

 
01.01.08

 
01.01.09

 
01.01.10

 
Основные средства и нематериальные активы, хозяйственные товары и МБП

 
729

 
833

 
951


 
 
 
Рисунок 2 – Структура основного капитала доп.офиса № 0135 за 2007 – 2009гг. 
 
Проанализировав данные таблицы 3, можно сделать вывод, что количество основного капитала в 2007 – 2009 гг. увеличивалось. Наглядно это можно проследить на рисунке 2.  
 
Рассмотрим динамику изменения основного капитала доп.офиса № 0135. Полученные данные поместим в таблицу. 
 
Таблица 4 – Динамика изменений основного капитала доп.офиса № 0135  
 
относительно 2007г.

 
Показатель

 
01.01.08

 
01.01.09

 
01.01.10

 
Абсолютный прирост, тыс.руб.

 
-

 
104

 
118

 
Темп роста, %

 
-

 
114

 
115

 
Темп прироста, %

 
-

 
14

 
15


 
Проанализировав данные, можно сказать, что в 2008г. по сравнению с 2007г. основной капитал увеличился на 104 тыс.руб.; в 2009г. по сравнению с 2007г. капитал увеличился на 118 тыс. руб. Темп роста основного капитала увеличился на 114 %, что свидетельствует о том, что стоимость основного капитала выросла в 2008г. на 114 %; в 2009 г. стоимость увеличилась на 115 % относительно 2007г. Темп прироста основного капитала в 2008г. составил 14 %, в 2009г. 15 %. 
 
2.1.4 Оборотный капитал доп. офиса № 0135  
 
В состав оборотного капитала ОАО «Сбербанка» доп.офиса № 0135 входят денежные средства на расчетных счетах и краткосрочная дебиторская задолженность. А именно: текущие денежные средства, средства в кредитных организациях (корреспондентские счета), ссудная задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ссудная задолженность физических лиц, просроченная ссудная задолженность. Оборотный капитал отражается во II-м разделе актива баланса. 
 
Ведущую роль в составе источников формирования занимают собственные оборотные средства. Они обеспечивают имущественную и оперативную самостоятельность ДО. Первоначальное формирование их произошло в момент создания доп. офиса № 0135. Источником собственных оборотных средств на этой стадии являются собственные средства Сбербанка, передаваемые доп. офису. В дальнейшем, по мере развития деятельности собственные оборотные средства пополняются за счет средств юридических и физических лиц, находящихся на счетах в доп.офиса, в том числе средств, привлеченных в виде депозитов; кредитов других банков; не распределенной в течении отчетного года прибыли. 
 
Одной из приоритетных целей доп. офиса № 0135 «Сбербанка» является максимальное привлечение финансово стойких клиентов. Подавляющая часть ресурсов коммерческого банка формируется за счет привлеченного капитала, а не собственного. Коммерческие банки привлекают свободные денежные средства юридических и физических лиц путем выполнения депозитных операций, в процессе которых используют разные виды банковских счетов. Клиенты доп. офиса № 0135 не в полной мере используют средства на депозитных счетах, в результате чего на них хранится стабильный остаток средств, который используется для осуществления активных операций. Поскольку процент за кредитами намного превышает размер платы за депозитами до востребования, то банк при этом получает существенный доход, который в дальнейшем используется в обороте.  
 
2.2 Анализ системы управления в  
доп. офисе № 0135  
 
Управление в ОАО «Сбербанк» доп. офисе № 0135 осуществляется в соответствии с Положением о дополнительном офисе. 
 
Организационная структура Сбербанка России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 3 - Организационная структура «Сбербанка» 
 
Общее собрание акционеров - является высшим органом управления Банка. На общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности банка. Перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров, определены федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Банка. 
 
Наблюдательный совет. В соответствии с Уставом руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет. 
 
В 2009 году проведено 6 заседаний Наблюдательного совета. Среди вопросов, которые рассматривались на заседании: годовой отчет и годовой бухгалтерский отчет Банка за 2008 год, выплата дивидендов за 2008 год, реализация стратегии развития Сбербанка России на период до 2014 года, общие ориентиры бизнес – плана Банка на 2009 год и на период до 2011 года, результаты проверок службы внутреннего контроля, мероприятия по оптимизации расходов, создание представительств Банка в Германии и Китае, открытие Чеченского отделения и др. 
 
Правление. Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Президентом, Представителем Правления банка и Правлением Банка. 
 
Правление является коллегиальным исполнительным органом управления. По состоянию на 31 декабря 2009 года Правление состояло из 13 менеджеров. В 2009 году на заседаниях Правления рассматривались следующие вопросы: утверждение бизнес – плана, система управления рисками при работе с малым бизнесом, концепция работы с просроченной задолженностью физических лиц на ранних и поздних сроках, установление процентных ставок по вкладам и векселям физических лиц, организационная структура центрального аппарата, оказание благотворительной помощи и спонсорской поддержки, классификация ссудной задолженности заемщиков и дт. 
 
Из состава Правления Банка в течение 2009 года выбыли: Арофикин А.В., 
 
Гаврилов В.В., Захаров А.В., Кружалов А.В., Песоцкий В.Ф., Рыбакова Г.А, Саланен И.С. и др. В марте 2010 года в совет Правления вошел Донских Андрей Михайлович. 
 
Комитет наблюдательного совета. В целях обеспечения эффективности деятельности Наблюдательного совета, а именно для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций по ним, При Наблюдательном совете созданы и несколько лет действуют профильные комитеты (комитет по аудиту, комитет по кадрам и вознаграждениям, комитет по стратегическому планированию).  
 
Формирование комитетов из числа членов Наблюдательного совета Банка осуществляется ежегодно, при этом в состав каждого комитета включаются независимые директора. 
 
Комитет при правлении. В целях повышения эффективности работы и развития бизнеса в Банке функционирует ряд коллегиальных органов (комитетов), подотчетных Правлению, основными задачами которых является решение вопросов и проведение единой, согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности Банка. 
 
Коллегия Банка .В Сбербанке России около двух лет функционирует новый коллегиальный орган – Коллегия Банка, куда входят члены Правления Банка, руководители территориальных и дочерних банков, руководители ключевых подразделений Центрального аппарата. Этот коллегиальный орган является площадкой активного обсуждения стратегических вопросов развития Банка и выработки оптимальных решений, адекватно учитывающих региональные особенности деятельности Банка. В течение 2009 года проведено 5 заседаний Коллегии, на которых были рассмотрены важные для развития Банка вопросы и принят целый ряд принципиальных решений. 
 
Ревизионная комиссия. Для осуществления контроля за финансово – хозяйственной деятельностью Банка годовым Общим собрание акционеров избирается ревизионная комиссия в количестве 7 членов. Избирается на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутреннего контроля, законность совершенных операций. Ревизионная комиссия дает оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка. 
 
Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами. Особое внимание Сбербанк уделяет построению открытого диалога с миноритарными акционерами. В течение года в Банке активно функционировал Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами. В 2009 году комитет провёл 5 заседаний в Москве и 3 выездных заседания. В каждом из ни участвовали 150-200 акционеров с учётом подключения в режиме телеконференции региональных подразделений банка. 
 
Результаты деятельности Комитета и план работы на 2010 год были рассмотрены и одобрены Наблюдательным советом Сбербанка. На 2010 год намечено дальнейшее развитие коммуникаций с миноритарными акционерами. 
 
Характеристика отделов Сбербанка России. 
 
Основными задачами и функциями отдела ресурсов и ценных бумаг являются: организация работы по выполнению бизнес-плана; инвестиционная, депозитарная деятельность; деятельность на биржевом и внебиржевом рынках ценных бумаг; управление денежными потоками и оптимизация перераспределения ресурсов; ведение открытой валютной позиции, определение эффективности валютно-обменных операций; управление кассовыми остатками в рублях и инвалюте; межбанковское кредитование в рублях и инвалюте (внутрисистемное перераспределение ресурсов); регулирование курсов иностранной валюты и другие. 
 
Отдел кредитования занимается оформлением договоров, определением кредитоспособности тех или иных заемщиков, ведением кредитных дел клиентов, определением эффективности кредитных операций по различным критериям, организацией работы по выдаче кредитов и другим. 
 
Отдел бухгалтерского учета и отчетности осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом, несет ответственность за организацию и совершенствование учета, отчетности и расчетов; внедрение прогрессивных форм и методов ведения первичного и бухгалтерского учета; организует меж. филиальные расчеты между подчиненными учреждениями и межбанковские расчеты с другими банками; составляет сводные ежедневные балансы ежемесячные, квартальные и годовые отчеты.  
 
Основными функциями административно-хозяйственного отдела являются организация работ по ремонту и поддержанию работоспособности зданий и сооружении отделения, оборудования и коммуникаций; организация строительства, материально-технического снабжения; ведение делопроизводства, вопросов режимно-секретной работы, мобилизационной подготовки, мероприятий ГО и ЧС; вопросов по технике безопасности, пожарной безопасности. 
 
Юридический отдел занимается выявлением правовых средств для совершенствования развития операций ОСБ, увеличения его доходов; защитой прав и законных интересов банка, обеспечивает строгое соблюдение законности в его деятельности, сохранение банковской тайны, а также правильное применение действующего законодательства. 
 
Экономический отдел создан для анализа регионального финансового рынка, разработки текущих, годовых финансовых и бизнес-планов, контроля за их осуществлением; составления прогнозов достаточности капитала; управления доходами и расходами банка; контроля за выполнением установленных лимитов и нормативов.  
 
Отдел по работе с персоналом обязан проводить эффективную кадровую политику в ОСБ, обеспечить количественный и качественный состав персонала, осуществлять анализ состояния кадрового потенциала банка, определять пути его совершенствования. Сектор по работе с персоналом ведет персональный учет работников ОСБ, выдает справки о настоящей, прошлой трудовой деятельности, хранит и ведет трудовые книжки, другую кадровую документацию; формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности.  
 
Отдел безопасности и защиты информации создан в целях защиты экономических интересов, коммерческой и банковской тайны, обеспечения собственной безопасности, имущества, денежных средств отделения, охраны жизни и здоровья работников, проверки деловой репутации заемщика, состояния залога, проведения расследований по уклонению от погашения задолженности, принятие адекватных мер к должнику, разработки требований по обеспечению информационной безопасности в информационно-вычислительных системах и телекоммуникационных сетях, генерации, хранения, рассылки и сопровождение криптоключей, проведения проверки технической укрепленности систем безопасности, снабжения оружием и патронами и их учета и многого другого. 
 
Основными задачами отдела кассовых операций и инкассации является осуществление инкассации и перевозки ценностей; сохранности ценностей при организации кассовой работы; оборудование филиалов специализированной техникой; анализ минимально-допустимых остатков денежной наличности и размер запаса инвалюты, ценных бумаг и бланков в подразделениях; участие в ревизиях и проверках, контроль за устранением вскрытых недостатков. 
 
В компетенции контрольно-ревизионного отдела находится обеспечение контроля за соблюдением подразделениями ОСБ и их сотрудниками требований законодательства РФ, контроль за соблюдением правил ведения бухгалтерского учета, достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности, своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности, проверка функционирования системы внутреннего контроля и т.п.  
 
Задачи отдела по работе с клиентами - осуществление банковских операций и сделок по обслуживанию юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов); развития клиентской базы; организация работы хранилища, операционных касс вне кассового узла, доп.офисов, проведение экспертизы ценных бумаг для доп.. офисов отделения, пересчет денег; организация работы подразделений по созданию эффективной системы комплексного обслуживания юридических и физических лиц.  
 
Отдел расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, бюджетов и пластиковых карт в составе вышеназванного отдела занимается привлечением денежных средств юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте; открывает и ведет счета; принимает на инкассо платежные и расчетные документы; осуществляет расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, в том числе функции контроля за соблюдением юридическими лицами кассовой дисциплины; проводит документарные операции в рублях по поручению клиентов; осуществляет клиентские операции с монетами из драгметаллов; проводит экспертизу ценных бумаг; производит покупку-продажу инвалюты; проводит операции с чеками иностранных эмитентов; предоставляет в аренду сейфы. 
 
Задачами сектора валютных операций и внешнеэкономической деятельности являются: организация, развитие и совершенствование операций в иностранной валюте и операций; обслуживание клиентов отделения в инвалюте; их консультирование по вопросам валютного регулирования и контроля; контроль за правильностью совершения валютно-обменных операций (по экспорту и импорту товаров); учет валютных операций; контроль за достоверностью собранной отчетности по валютным операциям и ее передача в соответствующие органы. 
 
3адачи сектора банковских карт, маркетинга и рекламы – это обеспечение универсального обслуживания физических (резидентов и нерезидентов) и юридических лиц, частных предпринимателей всеми видами операций по банковским картам; развитие бизнеса банковских карт на территории г. Благовещенска и Амурской области путем внедрения различных программ. Для этого осуществляется изучение спроса и предложения на карточные продукты, развивается сеть банкоматов, в части маркетинга и рекламы осуществляется взаимодействие со средствами массовой информации региона, распространяется рекламная продукция. 
 
Задачи операционных касс - обеспечение универсального обслуживания физических лиц всеми видами банковских операции и услуг; увеличение объема финансовых ресурсов банка за счет привлечения вкладов физических лиц; внедрение электронных технологий в системе расчетов; функции операционных касс – прием и выдача вкладов, операции с ценными бумагами, прием платежей от физических лиц, операции с пластиковыми картами физических лиц, кассовые операции по выдаче кредитов физическим лицам и приему платежей в погашение ссуд, услуги по аренде сейфов. 
 
Процесс принятия решения в доп. офисе № 0135 состоит из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за его выполнением, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. 
 
В процессе наблюдения за работой персонала доп. офиса № 0135 и их межличностными отношениями, было выявлено, что в офисе формальные и неформальные лидеры совпадают. Доп. Офис обладает достаточно сплоченным коллективом.  
 
Уровень конфликтности в банке достаточно низкий. Метод наблюдения показал, что между многими сотрудниками существуют дружеские, приятельские отношения, присутствует взаимопомощь и консультирование друг друга по различным вопросам, что положительно сказывается на работе банка.  
 
Корпоративная культура формируется в соответствии с миссией, целями и задачами. По степени доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации является «стабильной», т.е. характеризуется четко заданными нормами поведения и традициями (например, соблюдение дресс – кода, организация ежегодных традиционных корпоративных мероприятий и т.п.). Также разработана фирменная символика, бренд - что развивает культуру организации. По содержанию доминирующих в банке ценностей культура - «функционально-ориентированная», основная ценность заключается в реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и статусно-определенных моделей поведения. Наблюдение за персоналом показало, что некоторые сотрудники неудовлетворенны своей работой. Это может говорить о недостаточно развитой культуре мотивации персонала. Сотрудники, выполняя свои должностные обязанности, не стремятся к достижению миссии, целей и задач, поставленных в банке. Возможно, требуется повысить уровень развития корпоративной идеологии, внутренней духовной культуры организации, разработать новые способы мотивации. 
 
В данном случае, коррекция культуры банка может быть обеспечена: 

  •  
    увеличением значимости мотивации, расширением использования положительных стимулирующих воздействий;
  •  
    изменением программы обучения персонала в направлении присоединения его к новым ценностям и вовлечения в выполнение миссии организации;
  •  
    изменением качества ценностей и их приоритетов в направлении общественной значимости и согласования с ценностями персонала;
  •  
    ненавязчивым постоянным разъяснением персоналу и общественности значимости новых целей и происходящих изменений с помощью наглядной агитации, тенденциозно подаваемой информации и другими средствами.

 
 
3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ 
3.1 Анализ рынка пластиковых карт Амурской области Сбербанка России  
 
На данный момент пластиковый рынок Амурской области уже в достаточной мере количественно насыщен картами, и пришло время для качественного развития данного направления бизнеса банков.  
 
В Амурской области преобладают дебетовые карты, их доля на рынке составляет около 80 %. Это обусловлено в первую очередь недостаточным восприятием населения новых карточных продуктов, предлагаемых банками, как правило, владелец карты использует ее просто для снятия наличных денег, например зарплаты. И это несмотря на то, что большинство банков планируют либо уже начали работать на рынке кредитных либо овердрафтных карт. На сегодняшний день необходимо расширение банкоматно-терминальных сетей и увеличение точек обслуживания пластиковых карт в предприятиях торговли.  
 
Очевидно, что в продвижении услуг по безналичным расчетам прежде всего заинтересованы, конечно же, банки.  
 
Однако свой интерес есть и у торговли. Работа с наличными деньгами (содержание кассового узла, инкассаторские услуги) более трудоемкая и затратная, нежели по безналичному расчету. Есть и психологический мотив - обладатель пластиковой карты легче расстается с деньгами. При отсутствии «прямого контакта» с купюрами человек, как правило, чаще совершает незапланированные покупки.  
 
Число пластиковых карт в Приамурье с каждым годом растет. По данным ГУ Банка России по Амурской области, за первое полугодие 2009 года в регионе было выпущено более 577 тысяч карт. В 2009-м их количество составляло более 500 тысяч, а в 2007-м - порядка 375 тысяч. Сегодня пластиковую карту имеет каждый второй житель Амурской области. Оплата товаров и услуг по пластиковым картам за эти полгода составила 14,5 % от общего числа операций по картам. Амурская область в этом направлении опередила Сахалинскую, в которой число таких операций составило 12 %, и Приморский край (10 %). Явными лидерами являются Республика Саха (Якутия) – 54 % и Чукотский автономный округ – 39 %. Лидерами по выпуску банковских карт в Приамурье являются Сбербанк России. 
 
Дальневосточный банк Сбербанка России предлагает пластиковые карты международных платежных систем VISA International (Visa Classic, Visa Gold, Visa Electron) и MasterCardInternational (MasterCard, MasterCard « MTS», Gold Master card, maestro), действующие на всех континентах. Карточки выпускаются на 3 года и действительны до последнего дня месяца. Международные пластиковые карты выпускаются в рублях, долларах и евро. Сбербанк России производит выпуск микропроцессорных карт Сберкарты, обслуживаются только в структурных подразделениях Сбербанка и в торгово-сервисных точках. 
 
Выпуском пластиковых карт в области занимаются как местные банки, так и филиалы инорегиональных. На долю последних приходится более 70 % эмитированных карт. Эмитируются карточки семи платежных систем, пять из которых российские и две международные. Но как раз на эти две - MasterCard и Visa - приходится основная доля карточек, находящихся в активном обращении. 
 
И все-таки, несмотря на то, что сеть магазинов, ресторанов, бензозаправок и прочих сервисных точек, где можно рассчитаться «пластиком», растет, клиенты не торопятся расставаться с обычными наличными деньгами. По данным ГУ ЦБ, в среднем за квартал держатели карт используют ее лишь четыре раза. Восемь из десяти операций, совершаемых на территории России с использованием банковских карт, приходилось на получение денег. Удельный вес безналичных расчетов с помощью банковских карт в объеме розничного товарооборота, общественного питания и платных услуг населению области составляет всего полпроцента.  
 
Владельцы пластиковых карт не спешат использовать его по прямому назначению, так как в привычке людей рассчитываться наличными достаточно глубоко. Некоторые клиенты, по наблюдению банкиров, боятся, что с их счета спишут неправильную сумму.  
 
Многие также думают, что расплачиваться пластиком дольше и дороже, а магазины и прочие торгово-сервисные заведения, работающие с пластиком, можно пересчитать по пальцам.  
 
Для изменения ситуации банки разрабатывают различные программы, стимулирующие расчеты «пластиком». Так, большая часть эквайринговых договоров Благовещенского отделения Сбербанка предусматривает предоставление покупателям значительных скидок (от 1 до 7 %) при расчетах с помощью карт. На сегодняшний день Благовещенским ОСБ заключено 426 договоров эквайринга с крупными торговыми точками и представителями малого бизнеса. Со скидками можно купить ювелирные изделия, заправить автомобиль или получить медицинскую услугу, оплатить коммунальные платежи, услуги сотовой и мобильной связи.  
 
Современные технологии позволяют регулярно отслеживать все совершенные с помощью банковской карты транзакции. Данная услуга в различных банках называется по-разному: «Мобильный банк», «SMS-банк». Информирование клиентов об операциях с помощью SMS-сообщений осуществляют Сбербанк, Росбанк, Азиатско-Тихоокеанский банк.  
 
Некоторые банки в целях развития пластиковых платежей всячески поощряют продавцов, стимулирующих клиентов к безналичным расчетам. Например, Сбербанк проводит конкурсы среди сотрудников торговых точек , а также среди работников банка.  
 
Сберегательный банк является лидером в мире по эмиссии Международных банковских карт и установки банкоматов, из них 60 % банковских карт выпущенных по заключенным зарплатным проектам 
 
На территории Дальневосточного банка Сбербанка России установлено 440 банкоматов, а на территории Амурской области 72 банкомата, где кроме обычной операции – снятие наличных денег, предлагаются другие безналичные услуги :  
 
- перевод средств с карты на карту; 
 
- оплата за сотовую связь Билайн, МТС, Мегафон. Платежи проводятся бесплатно, без взимания комиссии с держателей карт. 
 
Сберегательный банк активно приступил к установке Информационно-платежных терминалов. На территории области до конца года ИПТ будут установлены и подключены в каждом дополнительном офисе и крупных торговых центрах. Проводятся безналичные платежи с пластиковой карты за услуги Дальсвязи – абонентская плата за телефон, международние переговоры и Интернет. 
 
Весь комплекс мер начинает приносить конкретные результаты. Как заметили специалисты всех опрошенных мной в Благовещенске банков, суммы безналичных платежей ежемесячно растут.  
 
3.2 Индивидуальное задание 
 
Для изучения спроса пластиковых карт были применены два метода: 
 
1) полевые исследования связанны со сбором информации непосредственно на месте. Целью данного метода является получение первичной информации; 
 
2) кабинетные исследования – это анализ вторичной или первичной информации, полученной в результате полевых исследований.  
 
В процессе исследования, сотрудниками банка, было опрошено 100 человек. Возраст респондентов – от 20 лет до 45 лет.  
 
Таким образом, из 100 респондентов наибольшую группу составляет группа респондентов в возрасте от 20 до 25 лет (37 %), это связано с тем что молодежь более лучше предрасположена к банковским новинкам, вторая по величине группа от 26 до 30 лет (21 %), 17 % приняло участие в анкетировании от 41 до 45 лет, 12 % – составляют группу от 31 до 35 лет, 13 % – от 36 до 40 лет. 
 
Далее анализируется спрос респондентов, которые пользуются пластиковыми картами доп. офиса, это можно увидеть в таблице 5. 
Таблица 5 – Виды пластиковых карт Сбербанка России, которыми пользуются респонденты.

 
Виды банковских карт

 
Количество респондентов, чел-к

 
Удельный вес, %

 
зарплатная карта

 
39

 
56,52174

 
личная карта

 
16

 
23,18841

 
социальная карта

 
14

 
20,28986

 
Итого

 
69

 
100


 
Таким образом, большая часть респондентов пользуются картами по зарплатным проектам 56,5 %. Личные карты (по свободной эмиссии) используют всего 23,2 % респондентов. Социальными картами пользуются меньше всего (20% респондентов). 
 
Использование пластиковых карт Сбербанка, кроме как хранение заработной платы и свободных денежных средств, показано на Таблице 6. 
Таблица 6 – Использование пластиковых карт

 
Использование пластиковых карт

 
Количество респондентов, чел-к

 
Удельный вес, %

 
Итого респондентов

 
Да

 
Нет

 
Да

 
Нет

 
Для приобретения товаров

 
15

 
54

 
21,7

 
78,3

 
69

 
Оплата услуг

 
3

 
66

 
4,3

 
95,7

 
69


 
Как видно из таблицы 6, держатели банковских карт очень редко используют карты при оплате покупок и различных услуг. В основном используют карты как средство надежного хранения денег. Это все происходит из-за того, что многие люди привыкли пользоваться наличными деньгами, и боятся, что у них спишут больше денег, чем нужно. 
 
Держателям банковских карт предлагается дополнительная услуга “Мобильный банк”, это оперативное получение информации на мобильный телефон о совершенных операциях по карте, оплата услуг сотовой связи со счета карты через мобильный телефон. Опрошенным респондентам был задан вопрос: - “ Пользуетесь ли Вы услугой “мобильный банк” по пластиковой карте?” Полученные результаты изображены на таблице 7. 
 
Таблица 7 - Пользование услугой “мобильный банк” по пластиковой карте.

 
Пользование "Мобильным банком"

 
Количество респондентов, чел-к

 
Удельный вес, %

 
ДА

 
40

 
58

 
НЕТ

 
29

 
42

 
Итого

 
69

 
100


 
Большая часть опрошенных респондентов, а именно 58 % пользуются данной услугой, так как считают ее очень удобной. Но 42 % опрошенных ответила “нет”, так как скорее всего они плохо были информированы о данной услуге. 
 
Таким образом, по результатам исследования, можно сделать вывод, что деятельность Сбербанка освещена, но не на все 100%. Необходимо обратить внимание на те условия, по которым население не выбирает тот или иной банк, присмотреться к обслуживающему персоналу, изменить кредитную политику и политику вкладов, развивать банковскую грамотность у населения. 
 
Доп. офис работает с международными банковскими картами с 9 июля 2004 года. Выпускаются личные, зарплатные, социальные пластиковые карты для различных слоев населения. За этот период заключено 26 зарплатных договоров, где предусматривается годовое обслуживание от 50 до 250 рублей. При заключение договоров заведующим доп. офиса проводятся встречи с руководством организаций и коллективами. 
 
В доп. офисе установлено 3 терминала, из них один терминал установлен у контролера для совершения переводных операций со счета на счет пластиковой карты. По мере развития банковских карт ежедневно таких операций совершается сейчас от 5 до 15. Два терминала установлено на кассах, где можно совершить расходную операцию. С июля месяца 2008 года Сбербанк предложил новую услугу держателям МБК – списание платежей в счет полученного кредита. 
 
В фойе доп. офиса в марте 2007 года установлен банкомат, что сразу сократило очереди в операционном зале к терминалам, и значительно уменьшило время обслуживания держателей пластиковых карт. В среднем в день совершается от 100 до 130 операций, при ежемесячной норме на банкомат 3500 операций.  
 
Анализируя выпуск банковских карт по годам, можно сказать, что активно доп. офис работал в 2007 году выпущено 1201 карта, за первые 3 года всего выпущено 1089, так как с картами доп. офис работает с 2004 года. В первом полугодии 2007 года учет по видом пластиковых карт не велся, они учитывались в общем количестве. На 1 января 2009 года удельный вес зарплатных карт составлял 68 %, личных 23 %, а социальные карты составили всего 9 %. За 10 месяцев 2009 года выпущено 463 карты, а удельный вес по видам выпускаемых карт не изменился и составил 69 %, 23% и 8%. 
 
Однако мы видим, что остатки на счетах пластиковых карт растут. На 1 января 2007 года средний остаток на пластиковой карте составил 5025 рублей, на 1 января 2008 года 5543, темп роста 110 %, на 1 октября 2009 года – 5985 рублей. Низкий процент выпущено социальных карт, всего 4,5 % пенсионеров пользуются банковскими картами. 
 
В заключение можно сказать, что пластиковыми картами выпущенными доп. офисом получили развитие, в районе пользуются 47 % работающего населения и еще примерно 350 зарплатных карт выпущено Благовещенским отделением, но клиенты получают карты и обслуживаются на территории Благовещенского района. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Подводя итоги изучения и прохождения ознакомительной практики в ОАО «Сбербанк» дополнительном офисе № 8636/0135 можно сделать следующие выводы: 

Информация о работе Отчет по практике в ОАО Сбербанк России