Парламент Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Согласно Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года двухпалатный Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Организация и деятельность Парламента Республики Казахстан, правовое положение его депутатов определены Конституцией, Конституционным Законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» и другими законодательными актами.

Файлы: 1 файл

Парламент Республики Казахстан.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Парламент РК;

Переход от президентской формы  правления к президентско-парламентской  форме правления

 

Согласно Конституции  Республики Казахстан, принятой на республиканском  референдуме 30 августа 1995 года двухпалатный Парламент Республики Казахстан  является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Организация и деятельность Парламента Республики Казахстан, правовое положение его депутатов определены Конституцией, Конституционным Законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» и другими законодательными актами. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. Срок полномочий Парламента определяется сроком полномочий депутатов Мажилиса очередного созыва. Досрочное прекращение полномочий Парламента может быть осуществлено только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

    В статье 57 Конституции закреплена особая группа полномочий Палат Парламента. Особенность их состоит в том, что ими самостоятельно пользуются Мажилис без участия Сената и, наоборот, Сенат без участия Мажилиса. В какой-то мере эти полномочия свидетельствуют о равенстве прав Палат в решении организационных и правовых вопросов, как в Парламенте, так и вне Парламента. Поэтому самостоятельные полномочия даны в одной статье. Поскольку процедуры рассмотрения некоторых вопросов в Мажилисе и Сенате отличаются, их следует рассмотреть в отдельности. 

Сенат формируется двумя способами:

1) часть депутатов состоит из  лиц, избираемых по два человека  от каждой области, города республиканского  значения и столицы Республики на совместном заседании всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики;

2) семь депутатов Сената  назначаются Президентом Республики  на срок полномочий Сената.

     Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учётом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

      Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.

    "В 21 веке необходимо новое прочтение нашей Конституции, это живой механизм, из конструкции которого общество должно черпать правовые социальные инновации, адекватные новым условиям и качеству казахстанского социума",- сказал Назарбаев на международной конференции, посвящённой Дню Конституции Казахстана.

Что же касается новейшего этапа  государственного строительства, то речь идет о реализации конституционной  реформы, осуществленной посредством  закона от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». Прежде всего, Республика сделала эволюционный шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, что является логическим результатом политики по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. Конституционная реформа от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» подвергла, как и к расширению, так и к сокращению полномочий Парламента Республики Казахстан.

Привести примером относительно к расширению полномочий Парламента Республики Казахстан можно:

 В статье 56 пункт 2, подверглась изменению. Согласно данным изменения  Мажилис большинством голосов от общего числа своих депутатов вправе выразить вотум недоверия Правительству, то есть упрощение процедуры выражения вотума недоверия Правительству, для чего ныне достаточно простого большинства голосов вместо требовавшихся ранее двух третей.

Также, подверглась  к изменению статья 57, пп. 6 в котором  изложено что,  большинством голосов от общего числа депутатов вправе принимать обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Здесь также, Упрощена процедура обращения к Президенту об освобождении от должности члена Правительства, для чего ныне достаточно простого большинства голосов вместо требовавшихся ранее двух третей.

Особенно подверглась  к изменению статья 55 подпункт 5, где излагается  выполнение функций парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий, то есть Сенат получает полномочия выполнения функций всего Парламента в случае роспуска Мажилиса. В предыдущей редакции Конституции, предусматривавшей роспуск всего Парламента, эти функции имел Президент. Подобные изменения наглядно показывают ощутимый шаг президентской к президентско-парламентской форме правления.

Также были сокращены  полномочий Парламента Республики Казахстан:

В статье 44, пункт 4,  Президент с согласия Сената назначает, освобождает от должности председателя Национального Банка. Это значит, требуется согласие лишь Сената, не обеих палат, как было ранее. Согласия Мажилиса не требуется.

Усложнена процедура преодоления  парламентом возражений Президента. Об этом излагается в статье 54, пункт 2, пп.2:  возражения Главы государства на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из палат. Теперь требуется три четверти, вместо требовавшихся двух третей голосов. Изменения и дополнения о сокращений полномочий Парламента Республики Казахстан были изложены лишь в некоторых аспектах.

Учитывая о сокращений и расширений полномочий, можно заявить, что  Конституционная реформа от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» является постепенным переходом от президентской к президентско-парламентской форме правления.

Президентская форма правления  Республики Казахстан, установленная  Конституцией 1995 г., вполне отвечает современным  реалиям переходного времени  и способствует стабильности курса  постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее президентско-парламентскую.. Основополагающими принципами деятельности казахстанского государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, а также незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.

Обобщая опыт стран Содружества  Независимых Государств, можно придти к обобщающему выводу о том, что  для Республики Казахстан, как и  других постсоветских республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной является конституционная модель президентско-парламентской формы правления. В этой связи важно отметить, что реализация возможностей сильной президентской формы правления может всемерно способствовать не только эволюционному и политически выверенному воплощению принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы государства как общенационального политического лидера, что может нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной демократической политической системы казахстанского общества.

Кроме того, президентско-парламентская  форма правления позволяет интегрировать  законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику; неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Интернет-газета Zona.kz http://www.zonakz.net/articles/17796
  2. Парламент Республики Казахстан http://www.parlam.kz/ru
  3. Федеральный правовой портал http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1302826
  4. Казахстанский портал http://news.nur.kz/229518.html
  5. Деловой Мир, законы Казахстана http://law.delovoimir.kz/laws/view/133/1/page:29
  6. Коллекция электронных документов http://www.alldocs.ru/zakons/index.php?from=11416
  7. Известия Казахстан http://www.izvestia.kz/node/17525

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Казахстанско-Британский технический университет

 

                 

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Эссе №1

 

Тема «Парламент РК;

Переход от президентской формы правления к президентско-парламентской форме правления»

Дисциплина: "Юриспруденция"

 

 

Выполнила: студент 2-го курса SFE

 **************

Практика: среда 10:00-11:00

Проверил: К.ю.н., доцент, ассистент профессор

**************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Алматы, 2013


Информация о работе Парламент Республики Казахстан