Пенсионный Фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;

Файлы: 1 файл

!!!Курсовик!!!.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Территориальные Отделения  в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

В состав правления ПФР  входят: председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР  могут принимать участие с  правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР  проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.

Для осуществления  контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру  Пенсионного Фонда Российской Федерации:

 


 

Рисунок 1. Структура Пенсионного  фонда Российской Федерации

2.2 Функции и задачи Пенсионного Фонда РФ

Согласно Положению  о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ);
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР также может  принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

2.3 Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ

Бюджет ПФР  и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а так же отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В Законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении бюджета за каждый год также в виде федерального закона утверждается Государственной Думой РФ.

Средства ПФР  формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • пенсий при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Исходя из вышесказанного, видно, что за счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд  и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону  повышения также за счет Пенсионного  фонда. Средства фонда идут также  на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Расходы, не предусмотренные  бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным  законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

  • на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования  временных свободных средств  Пенсионного фонда Российской Федерации  определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения  в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Размер этого  резерва, а также порядок его  формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

 

3. ПФР в современных условиях

Говоря о  пенсионной системе современной  России, следует отметить, что все  пенсионные и социальные выплаты  по линии Пенсионного фонда России осуществляются в срок и в полном объеме. Их ежегодная индексация в  последние годы стала признаком  стабильности пенсионной системы страны.  Впрочем, так было не всегда.  

90-ые годы  у большинства жителей страны  и жителей Удмуртии ассоциируются  с глобальными потрясениями в  экономике. Цены на жизненно  важные группы товаров постоянно  росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров и фактически ставило их на грань нищеты. Индексация пенсий один раз в квартал не успевала за ростом цен, поэтому старшее поколение первым реально  почувствовало, что такое инфляция. 

По состоянию  на 1 января 1991 года в республике получателей пенсий насчитывалось 322 тысячи человек. Средний размер пенсий составлял 111 рублей и еле дотягивал до прожиточного минимума пенсионера в Удмуртии. Нестабильность власти 90 – х годов, стремительное падение экономики страны, невыплата заработной платы работающему населению привели к тому, что в России начались задержки выплаты пенсий продолжительностью от 2 до 5 месяцев.

В 90-ые стране резко  упала рождаемость, а доля пожилых  людей в общей численности  населения страны выросла. По оценкам  экспертов, соотношение работающих граждан на одного пенсионера составило 1,5 : 1. Все эти негативные явления  требовали незамедлительной реакции государства.

Стране была нужна новая пенсионная система, которая заставила бы работодателей  отчислять деньги в Пенсионный фонд России.

 

Руководство страны в 2001 году внедрило новую модель, которая  включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное  пенсионное страхование.

В результате регулярных плановых повышений пенсий темпы роста выплат почти на 19% превысили инфляцию, то есть пенсии выросли не только в номинальном, но и в реальном выражении.

С 1 января 2010 проведена  валоризация  - переоценка пенсионных прав граждан, имеющих трудовой стаж за период до 1 января 2002 года.

Также с января 2010 года неработающие пенсионеры, чей  совокупный доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, стали получать социальную доплату. В 2010 году у нас в республике прожиточный  минимум пенсионера был установлен в размере 4 042 рублей. В 2011году он равнялся 4 398 рублям. В течение 2012 года он составит 5 296 рублей. По сравнению с прошлым годом число получателей социальной доплаты выросло с 23 до 32 тысяч человек. Таким образом, сегодня у неработающих пенсионеров нет пенсий ниже прожиточного минимума. 

Вдовам погибших от военной  травмы военнослужащих предоставлено  право на одновременное получение  двух видов пенсий. «Военные» пенсионеры стали получать вторую пенсию –  трудовую, если после выхода на «военную» пенсию проработали на гражданских должностях не менее 5 лет.

Существенно расширен перечень нестраховых периодов, засчитываемых  в страховой стаж наравне с  периодами работы.

Теперь работающим пенсионерам  нет необходимости ежегодно обращаться в Пенсионный фонд России с заявлением о перерасчете пенсии. Корректировка размера пенсии в зависимости от суммы уплаченных страховых взносов за время работы производится ежегодно с 1 августа автоматически, без подачи заявления.

Пенсионерам стало проще  подсчитывать сумму увеличения пенсии при индексации, т.к. базовый размер пенсии вошел в состав страховой части, и сегодня индексируется вся сумма пенсии одновременно.

Россия стала единственной страной в мире, которая во время  мирового экономического кризиса смогла выполнить все социальные обязательства по увеличению пенсий. 

В Удмуртии сегодня  проживает 416 230 пенсионеров (по сравнению с прошлым годом количество пенсионеров выросло на 6 тысяч человек, а по сравнению с 1991 годом на 95 тысяч). 130 233 человека продолжают работать. Средний размер трудовой пенсии в республике составляет 8 тыс. 313 рублей (197% от величины прожиточного минимума пенсионера или 54% от величины средней заработной платы). Таким образом, с учетом всех повышений средний размер пенсии в республике с декабря 2000 года по январь 2012 года увеличился в 9,8 раза. 

Позитивные изменения  в пенсионном законодательстве продолжаются. В 2012 году трудовые пенсии будут проиндексированы дважды: с 1 февраля и с 1 апреля. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут увеличены с апреля.

Социальное пособие  на погребение неработающих пенсионеров  с 1 января 2012 года увеличено до 5 192 руб. 94 копеек. Напомним, это пособие выплачивается  гражданам, взявшим на себя организацию  похорон.

Реализуется Программа государственного софинансирования пенсий, которая предоставила гражданам возможность увеличить свою будущую пенсию за счет бюджетных средств. Вкладывая дополнительные средства в собственное пенсионное будущее можно получить столько же от государства, то есть личные инвестиции в пенсионный капитал приносят 100-процентный доход. В Удмуртии в Программе участвуют 155 тыс. 509 человек.  Большая группа участников (68%) - женщины. В настоящее время жители Удмуртии - участники программы перечислили в счет своей будущей пенсии более 173 млн. рублей.

Информация о работе Пенсионный Фонд Российской Федерации