Переходная экономика как особый тип экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:22, реферат

Описание работы

Распад биполярной политической системы в конце 1980-х гг., возникновение независимых государств постсоветского пространства обусловили необходимость трансформации их экономик в качественно иное состояние, которое характеризуется кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества, содержании человеческой деятельности, роли государства в механизме хозяйствования

Содержание работы

Введение
1. Переходная экономика как особый тип экономической системы
2. Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
2.1 Варианты перехода к рынку на примере отдельных стран
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

срс5.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

– нормативно-правовая база,

– системы бухгалтерского учета с особым акцентом на банковский сектор.

Данные принципы были задействованы в большинстве стран, где реализовывались программы МБРР. Большинство стран с переходной экономикой добились заметных успехов в продвижении к рыночной финансовой системе. Однако в некоторых программах исследований и программах помощи не была учтена взаимозависимость между реформированием банковского сектора, с одной стороны и предприятий, с другой, что позволило действующим совместно директорам банков и владельцам компаний подорвать процесс перехода к новой системе. Частные банки, тесно связанные с крупными предприятиями-заемщиками, едва ли способны функционировать в качестве полноценных и эффективных финансовых посредников. Необходимо было, чтобы на начальном этапе были приняты меры, обеспечивающие применение пруденциальных норм, в том числе лимитов на концентрацию займов и кредитование родственных структур. Несмотря на значительные масштабы приватизации, банки, находящиеся в государственной собственности, нуждались в укреплении путем совершенствования управления, ужесточения бюджетных ограничений, отделения филиалов и введения ограничений на сферу действия банковских лицензий.

В программах помощи ВБ подчеркивалось значение адекватной нормативно-правовой базы для финансового сектора, однако в них в недостаточной степени учитывалось, что для введения в действие соответствующих новых законов и нормативных актов требуется время и наличие подготовленных кадров. Проводилась подготовка сотрудников подразделений, занимающихся реализацией проектов, финансовых посредников, участвовавших в кредитных линиях МБРР, а также организаций, осуществлявших реструктуризацию и приватизацию предприятий. Недостаточно средств выделялось на расширенную подготовку, необходимую для управления финансовой системой в целом. Первоочередное внимание следовало уделять подготовке сотрудников банковского надзора, юристов и судей, бухгалтеров и аудиторов и других ква-лифицированных специалистов.

Развитию рынков капитала на ранних этапах перехода иногда придавалось чрезмерное значение как в самом МБРР, так и за его пределами, и это выводило скудные ресурсы, выделяемые на регулирование и надзор, из банковской системы. Ни один официальный фондовый рынок не мог выполнять роль, предписанную ему сторонниками массовой приватизации, без нормально функционирующей банковской системы, надлежащего бухгалтерского учета и аудита с соблюдением действующих требований по раскрытию информации, компетентного корпоративного управления и защиты миноритарных акционеров.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Переходная экономика явилась феноменом пограничной ситуации, в которой по обстоятельствам объективной необходимости оказались вновь обретшие независимость государства постсоветского пространства. В начале периода трансформации данный тип экономической системы характеризовался форсированным разрушением административно-командного типа управления, стихийным формированием рыночных институтов, в упорядочении процесса создания которых сыграли не только сами правительства, но и международные организации. Переход к рыночной экономике был связан с колоссальными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в экономике, распад торговых связей, социальная напряженность, рост коррумпированности и кризисных ситуаций. Сочетание правительственной политики дисциплины и стимулирования с протекционизмом и подавлением предпринимательской инициативы обнаружило два контрастирующих друг с другом режима регулирования, сочетания которых определили четыре альтернативных пути переходного процесса в постсоветских государствах.

Наиболее последовательные в реформировании старой системы правительства Эстонии, Венгрии, Польши добились успеха в переходе к рынку уже на первом этапе, предприняв в сжатые сроки меры по либерализации торговли и цен, приватизации государственной собственности, реформированию финансового сектора, системы социальной защиты, реструктуризации предприятий. Как бы хорошо ни была разработана реформа, темпы ее реализации во многом зависели от заинтересованности правительства в ее проведении и от того, могла ли эта реформа получить поддержку общества в целом. Мягкие бюджетные ограничения и отсутствие  надлежащего управления госсектором в Чехии, Литве, Словакии, Болгарии, Киргизии, Молдове, России и Украине в условиях либерализации экономики спровоцировали незаконное обогащение и расхищение активов с помощью закона или административного контроля. В Беларуси, Туркменистане и Узбекистане, где не было ни либерализации, ни ужесточения бюджетных ограничений, были созданы сильные отрицательные стимулы для выхода на рынок новых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

http://lib.kaznu.kz/

http://knowledge.allbest.ru/

Страны с переходной экономикой. Содействие Всемирного банка: оценка ДООД / Элис К. Галенсон. Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2004. – 113 с.


Информация о работе Переходная экономика как особый тип экономической системы