Переходная экономика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

В Украине, как и в других странах бывшего СССР, после отделения поспешили дискредитировать директивное планирование экономики и управления. Это, в свою очередь, привело к демонтированию старой административно-командной системы управления и планирования народного хозяйства, что в условиях отсутствия другого хозяйственного механизма привело экономику государства не к регулированному рынку, а, скорее, к стихийному. Хаос в рыночных отношениях усугубил кризисную ситуацию.

Файлы: 1 файл

Переходная экономика Украины.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

 
Переходная экономика  Украины.

 

В Украине, как и в других странах бывшего СССР, после отделения поспешили дискредитировать директивное планирование экономики и управления. Это, в свою очередь, привело к демонтированию старой административно-командной системы управления и планирования народного хозяйства, что в условиях отсутствия другого хозяйственного механизма привело экономику государства не к регулированному рынку, а, скорее, к стихийному. Хаос в рыночных отношениях усугубил кризисную ситуацию. В таких условиях разгосударствление и приватизация воспринимаются не как свобода товаропроизводителя, а как вседозволенность, которой сегодня нет ни в одной стране цивилизованного мира. Такая свобода характерна для стран «третьего мира», где каждый товаропроизводитель работает на свой риск, где экономика не регулируется государственными органами, и, тем более, не планируется. Именно такая свобода нашего товаропроизводителя привела к тому, что он, пользуясь отсутствием конкуренции, перестал учитывать интересы общества. Отсюда возник парадокс: рост зарплаты товаропроизводителей при снижении производства и производительности труда за счёт необоснованного завышения цен, что приводит к усилению дифференциации в доходах населения. 
 
Планирование экономики Украины, то есть планирование на макроуровне, должно сводиться к планированию основных пропорций между сферами и крупными отраслями народного хозяйства, основ НТП, к планированию обороны и т.д. Остальное должно планироваться на местах в границах областей, отдельных регионов, исходя из их экономических интересов. 
 
В таких условиях государство не будет заниматься опекой предприятий - оно будет вмешиваться в дела там, где нарушаются законы, и будет регулировать весь процесс экономического и социального развития с помощью нормативов, штрафных санкций, создания заинтересованности, влияния на экономические интересы товаропроизводителей и т.д. 
 
Украина может сохранить рыночную направленность своей экономики при следующих обязательных условиях. Во-первых, если будет безотлагательно снижена социальная цена рыночных реформ, что позволит обеспечить поддержку реформационного курса широкими массами, которые сегодня не только разочарованы в рыночных реформах, но и активно выступают против них, связывая своё обнищание с «переходом к рынку». 
 
Во-вторых, если будут использованы незадействованные (или недостаточно задействованные) внутренние источники экономического роста, не требующие дополнительных бюджетных расходов: ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, переориентация денежных потоков из финансово-банковского сектора в реальный (производственный) сектор и широкое привлечение ипотечных кредитов. 
 
В-третьих, если, наконец, будут созданы благоприятные условия для притока масштабных прямых инвестиций из-за рубежа, активное противодействие рыночнымреформам 
 
При переходе Украины к рынку нельзя не помнить о наличии теневой экономики, которая является специфической чертой экономики постсоветских стран и не может не вносить свои коррективы в процесс экономических реформ. А теневая экономика в Украине достигла такого развития и распространения, что в сочетании с общей криминализацией общества, начала угрожать экономической и национальной безопасности государства. Она существенно воздействует на все стороны экономической деятельности, на политическую и общественную жизнь в Украине; и, в отличие от легальной, теневая экономика динамично развивается на протяжении последних лет. 
 
Объёмы теневой экономической деятельности приобрели такие масштабы, при которых её недооценка, неучёт приводят к существенным ошибкам в определении макроэкономических показателей, экономических и финансовых пропорций, экономической политики, а также в принятии решений по её реализации властными структурами всех уровней. 
 
Поэтому проблема разработки методических подходов оценок объёмов теневой экономики и предложений по их существенному укорочению должны стать одним из приоритетных направлений научных исследований. 
 
Итак, государственное регулирование переходной экономики должно представлять собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. 
 
Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно переходного типа, является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. 
 
Пределы эффективности государственного регулирования переходной экономики при помощи государственного бюджета зависят от того, насколько резко потребности в финансировании государственных регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются. 
 
Границы экономического программирования также зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными программами 
Сейчас экономика Украины является переходной от командно-административной к рыночной. За время, прошедшее от получения Украиной независимости, на пути формирования рыночной экономики достигнуты значительные результаты. Произошел перелом в реформировании отношений собственности. Сейчас негосударственный сектор создает 2 / 3 общего объема промышленной продукции, дает около 100% сельскохозяйственной продукции, обеспечивает почти весь объем строительных работ и услуг торговли. 
Около 7 млн граждан Украины стали собственниками земельных паев. Это больше половины земельных угодий Украины. Вследствие реформирования создано 19 тыс. новых агрообьеднань или агрохозяйств рыночного типа. 
 
Сделано ощутимые шаги в направлении либерализации хозяйственных связей. В основном сформирована рыночный механизм ценообразования, происходит сложный переход к мировым ценам, введен либеральный режим внешней торговли. Создано более 10 тыс. совместных предприятий с участием иностранного капитала; действует 2660000 субъектов малого предпринимательства, где занято 4305000 человек. 
 
В экономике сформирован основы рыночной инфраструктуры. Происходит становление товарного, денежного, фондового и валютного рынков, рынка рабочей силы. Завершено формирование двухуровневой банковской системы. 
 
Интенсивно формируется класс предпринимателей, который играет все более ощутимую роль во всех сферах общественной жизни. Постепенно приобретает социальной выразительности средний класс. 
 
В 2000 г. после длительного экономического спада впервые была достигнута показателей роста украинской экономики. Валовой внутренний продукт увеличился на 5,8%, выросли объемы производства, повысились доходы граждан. В 2001-2002 pp. экономический рост продолжался (2001 г. - на 9,2%, 2002 г. - на 4,8%), а в январе-августе 2003 г. оно составило 5,3%. В общем двенадцатилетний путь со дня провозглашения независимости Украины можно было бы оценить так: Украина приближается к решающей стадии сложного этапа развития своей новейшей истории - до завершения переходного периода. Украинская экономика становится преимущественно рыночной. Однако экономическая ситуация в Украине все еще остается сложной. 
 
Осуществление инвестиций в акции ведущих украинских компаний, имеющих высокий потенциал роста, дает значительно больший доход чем тот, которого можно достичь другими средствами. 
 
Однако на сегодня цена акций ведущих предприятий Украины в несколько раз меньше цены акций подобных предприятий в странах Центральной Европы. Рост цен на украинские акции возможно через привлечение инвестиций, повышение технологического уровня и улучшения управления на отечественных предприятиях. Наиболее удачно осуществляют такую ??работу украинские инвестиционные компании и компании по управлению активами. 
 
Одной из самых опытных в этой сфере является инвестиционная компания КИНТО, успешно работает на рынке ценных бумаг Украины с 1992 p., т.е. с момента его зарождения. Как финансовый посредник и инвестиционная учреждение, КИНТО осуществляет поиск инвесторов и экспертизу инвестиционных проектов для привлечения прямых инвестиций непосредственно в производство. Это проекты в области телекоммуникаций, пищевой промышленности и других видов деятельности. КИНТО предоставляла финансовые услуги многим предприятиям Украины, среди которых «Днепр-азот», «Подольский цемент», Ивано-Франковский арматурный завод, УТЕЛ, «Укрречфлот», а также клиентам с CULIA, Великобритании, Германии, других стран. 
 
В 2003 г. в связи с изменением законодательства инвестиционная компания КИНТО была реорганизована в компанию по управлению активами. Уставный фонд компании КИНТО составляет сейчас 20 млн грн и является самым крупным среди подобных отечественных компаний. На сегодня в инвестиционном портфеле и в фондах под управлением КИНТО находятся акции более 100 предприятий различных отраслей экономики. 
 
Выполняя функции по управлению активами, КИНТО опосредует связь инвестора и эмитента, продавца и покупателя ценных бумаг, способствует развитию инвестиционных процессов и фондового рынка в стране, и, наконец, повышению уровня жизни украинских граждан. 
 
Проблемы переходной экономики Украины. 
Экономика Украины была жестко централизованной, большинство пропорций производства, распределения и потребления планировались из Москвы. Специалистов, готовых к работе в условиях рыночной экономики, не было. К тому же, во второй половине 80-х годов на хозяйственных объектах Украины произошел ряд крупных техногенных аварий, крупнейшей из которых оказалась катастрофа в апреле 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия этой беды еще не один год оказывать негативное влияние на национальную экономику. 
 
Объективные причины, осложняющие переход Украины к рынку, дополняются многочисленными субъективными. В правительственных программах перехода к рыночной экономике не отмечалось, какую рыночную систему Украины намерен создать. Ведь рыночное хозяйство, например, США отличается от хозяйств европейских стран или Японии. 
 
За годы независимости не удалось сформировать дееспособный механизм экономического управления рыночными преобразованиями, несовершенным оказался процесс приватизации. Недостаточно внимания уделялось развитию малого и среднего бизнеса, фермерским хозяйствам. 
 
Вместе с формированием рыночной экономики одной из важных задач правительства должна стать минимизация экономического спада. Ведь независимо от ситуации - переходной или стабильной - люди нуждаются в пище, одежде, обучение, лечение. К сожалению, в период 1991-1999 pp. основные макроэкономические показатели в Украине существенно уменьшились, валовой внутренний продукт, производство аграрной продукции и капитальные вложения сократились более чем вдвое, производство промышленной продукции - наполовину, реальные денежные доходы населения - в несколько раз. Одновременно резко увеличилась дифференциация доходов различных групп населения: появились очень бедные и очень богатые. 
 
Развитие рыночных основ в Украине тормозится и тем, что во многих секторах экономики нет конкуренции. Свобода хозяйственной деятельности заметно сужена, существуют многочисленные регламентации. Поэтому предприятия и фирмы в Украине не способны достичь успехов, которых их иностранные конкуренты. 
 
При этом государство не всегда защищает правопорядок, поэтому существует значительная правовая неопределенность, особенно для инвесторов. Реальные доходы большинства граждан остаются небольшими, что сужает внутренний рынок и не создает стимулов для развития предпринимательства. Такая ситуация требует продуманных действий по рыночной экономики и обеспечения экономического роста.

 

 

Экономическая стратегия  Украины в переходный период. 
 
Результаты экономического развития разных стран свидетельствуют: принципиальные положения экономической политики стран, которые находились в состоянии упадка и успешно преодолели его, были сходными, несмотря на определенные национальные и исторические различия. 
 
Способность государства сформировать эффективную экономику зависит от того, насколько продуктивно используются национальные ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательский талант людей. 
 
Производительность человеческих ресурсов измеряется доходами, которые получают работающие, а производительность капитала - доходом, который получают его владельцы. Именно доходы и являются движущей силой развития рыночной экономики. Поэтому экономическая стратегия нашего государства должна быть направлена ??на завершение формирования основ рыночной экономики, повышения прибыльности и снижения затратности украинской экономики. 
 
Украинская экономика имеет свои приоритеты, вытекающие из особенностей экономического и научно-технического потенциала Украины. Это прежде всего развитие наукоемких производств на базе достижений отечественной науки и техники. Во многих перспективных направлениях науки и техники ученые Украины занимают в мире ведущее место. Прежде всего это касается фундаментальных наук, материаловедения, авиационной, ракетно-космической и военной техники, некоторых новейших информационных технологий. 
 
Создание современной рыночной среды требует формирования у граждан Украины соответствующей системы ценностей: уважения к самим себе как граждан своего государства; уважения к свободе, независимости, законов, собственности, личности других людей, к высококвалифицированному труду как единственному источнику благосостояния. Во всех отраслях экономики надо создать условия для конкуренции. Нужно укрепить право собственности и ввести материальную ответственность участников рынка за последствия своих действий на основе закона о банкротстве. 
 
Государству принадлежит заботиться об укреплении доверия к себе, последовательно проводить борьбу с коррупцией. Для этого необходима прозрачность в деятельности государственных учреждений и государственных служащих, утверждение строгого правопорядка. 
 
Реформы в Украине должны сопровождаться социальными мерами, смягчать их негативные последствия. Недопустимые задержки с выплатой зарплаты и пенсий, социальных платежей. До экономических преобразований необходимо привлечь все политические и социальные силы, которые имеют своей целью становление сильной, процветающей, демократической Украины, которая обеспечит благосостояние и справедливую защиту своих граждан. 
 
Украина не находится на перепутье между различными экономическими системами: командно-административная экономика уже изжила себя, а «третьего пути» не существует. Благосостояние граждан, здоровую окружающую среду, стабильность, высокий уровень занятости, социальные гарантии возможны только при условии создания современного социально ориентированного рыночного хозяйства.

 

 

 

Заключение

 
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние  экономической системы, когда она  функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение  которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно  иное состояние в связи с кардинальными  реформами экономической системы. 
 
Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие. 
 
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики: 
 
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику. 
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры. 
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы. 
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования. 
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики. 
 
Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства. 
 
Для предотвращения надвигающейся национальной катастрофы, обеспечения роста производства и стабилизации экономики требуется принятие решительных мер. 

Список литературы 
1. Теория переходной экономики. Макроэкономика. Ч. 2: учеб. пособие для ВУЗов / под редакцией Е.В. Красниковой. - М.: Теис. 
 
2. Полоник, С.С. На пути к рыночной экономике // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.  


Информация о работе Переходная экономика Украины