Переходная экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики.
Задачи курсовой работы:
 определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики.
 рассмотреть модели переходной экономики на примере зарубежных стран;
 изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям;
 определить проблемы и пути решения переходной экономики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты:
1.2 Закономерности функционирования переходной экономики
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения:
Глава 2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики
2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период
2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран
Глава 3.Переходная экономика в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовуха.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

«Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике» были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. руб. таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.

Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другой предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже государственной собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек (в 1990 году было около 305 тысяч) , и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела «500 дней»  в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее, уже тогда многие полагали, что реализация плана «500 дней» в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР, а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков (помощник президента СССР), Станислав Шаталин (член президентского совета), Леонид Абалкин (экономист), Григорий Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР), Борис Федоров (министр финансов РСФСР) и Николай Шмелев (член плановой и бюджетно - финансовой комиссии при СМ СССР). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР М.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Предполагалось за основу взять проект «500 дней» и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название «президентского». У исходной формулировки программы и окончательного “президентского” варианта были следующие отличия.

1) Отсутствие в «президентском» варианте принципа преобладания республиканских законов над союзными.

2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса.

3) Различие в способах формирования бюджета. В «президентской» программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий.

4) Разные подходы к земельной реформе. Если в «500 днях» предусматривалась не только частная собственность на землю , но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в «президентском» говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду.

Но у обеих программ был один и тот же недостаток. Они не давали никакого ответа на вопрос о том, что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики (если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК, а если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл) .

Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным положением которых, можно считать взаимное признание суверенитета было заключено целых два: с Украинской СССР и с Казахской СССР.

26 декабря Россия принимает бюджет, в котором Финансирование Союза сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд.

24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". По принятому документу владельцы имущества, могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом, уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Таких как во множестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры, которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу".

Вторым не менее принципиальным пунктом было то, что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя (разумеется в пределах его финансовых возможностей). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово - посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности. [9, c. 46].

В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона:

- Инвестиционной деятельностью на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранные государства.

- Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности.

- Государственные органы или должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения, между участниками инвестиционной деятельности это превышает их полномочия.

- Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.

Последующие месяцы не были отмечены чем- либо примечательным. Медленно продвигался процесс подписания нового союзного соглашения в Ново-Огареве. Россия продолжала заключать межреспубликанские договора. Перед подписанием столь важного для себя документа президент Горбачев отправился в отпуск. В это время в России произошел путч.

В послепутчевое время и начинается новая история России. Вернувшемуся в Москву президенту СССР не на кого было опереться. Фактически он вернулся из отпуска в совершенно другую страну. Российская власть, оставившая перестроечную идеологию и вдохновленная "абсолютным" народным доверием уничтожила КПСС. Расставшись со своим союзным прошлым, при всей сложности и неразберихе взаимоотношений республики получили возможность разобраться со своими проблемами своими силами. Какие изменения внес путч в деловую активность в России.

В сентябре после путча объемы экспорта и импорта российских предприятий несколько увеличились по сравнению с августом. Правда, падение активности иностранных инвесторов превзошло все ожидания. В период с начала августа по конец сентября объемы иностранных инвестиций уменьшились в два раза. С российской стороны наблюдалась совершенно противоположная тенденция. Коммерческие структуры инвестировали в 3 раза больше средств, чем в предыдущие месяцы. Причем наибольшее количество средств было вложено в финансовый и торгово-финансовый сектор экономики. К концу года инвестиционный кризис приобрел черты широкомасштабного спада практически по всем направлениям инвестиционной деятельности:

1) Объемами капитальных вложений.

2) Мерой их использования.

3) Размерами выпуска инвестиционных товаров.

4) Проведения жилищно- строительных работ.

По данным Госкомстата объем капитальных вложений в 1991 году сократился на 5% против уровня 1990 года. На фоне масштабов общеэкономического спада это покажется незначительным. Однако инвестиционную сферу характеризуют не только финансовые, но и натуральные показатели, а их значения выглядят гораздо хуже. Производство важнейших инвестиционных товаров, таких как цемент, лен, производственное оборудование снизилось на 7-25% в зависимости от отрасли. В результате срыва прямых договоров уровень капиталовложений стремительно упал. Кризис инвестиций приобрел стагфляционный характер. Стагфляция характеризуется резким сокращением объемов инвестиций, сопровождающимся ростом цен. В конце 1991 года доля капитальных вложений предприятий уменьшилась на 20%, а доля средств идущих на компенсационные выплаты увеличилась на 16%. кроме того создалась ситуация двойного налогообложения: налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль изымалось примерно 40% прибыли у предпринимателя, что никак не способствовало улучшению инвестиционной обстановки.

В связи с повышением цен предприятия производили работникам выплаты, социального характера 50% из которых, составляла материальная помощь.

В это время сокращение производства, отставание денежных доходов от роста цен привели к значительному сокращению уровня потребления по сравнению с 1991 годом. Потребление мясных продуктов уменьшилось на 12%, молока и молочных продуктов на 18%, фруктов и яиц на 33%. Резко уменьшилась доля покупаемых товаров непродовольственного потребления.

Если на потребительском рынке ощущался острый дефицит товаров, то в финансовой сфере экономики - острый переизбыток горячих денег. Вообще в действиях правительства и Ц.Б. выделяется 2 периода. В течение первого периода (январь-май 1992 года.) удерживание роста количества денег в обращении находилось в центре внимания, правительства и Ц.Б. Жесткий контроль над денежной массой являлся важнейшим условием не срыва экономики в гиперинфляцию после либерализации цен в январе. Эта попытка была реализована довольно успешно, и в целом темпы роста денежной массы удавалось сдерживать на уровне 9-17% в месяц. Объединенный бюджет был почти сбалансированным. Вот статистика денежного обращения в 1992 году. Население заплатило различных налогов и взносов 318,3 млрд. рублей, внесло на счета, во вклады в различных банках 129,9 млрд. рублей, сдало в учреждения Сбербанка различных ценных бумаг стоимостью 2 млрд. руб. В объемах денежных доходов значительно увеличилась доля наличных денег. Оседание наличности пополнилось эмиссией, которая за 9 месяцев составила 804,4 млрд. руб. Наибольшей она была в 3 квартале-537,6 млрд. руб, что соответственно больше чем в первом и во втором квартале в 6,8 и 2,7 раза. Преимущественно за счет эмиссии была ликвидирована задолженность по выплатам населению зарплаты, пенсий, пособий.

К тому времени в промышленности сложилась следующая ситуация. Физический объем производства сократился на 17,8%.ect. Начало этого процесса было заложено в самой структуре российской экономики, просто с началом реформ произошло резкое сокращение промышленного производства. Однако нельзя не признать, что спад производства был очень неравномерным. В наибольшей степени 15-32% он затронул пищевую, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию. В наименьшей степени спад происходит в электроэнергетики, металлообработки - на 0,7-1,1%. Для большинства предприятий важнейшим фактором, приведшим к спаду являлся разрыв хозяйственных связей с партнерами, перебои с поставками сырья, общая социально-экономическая нестабильность. Большинство отраслей не смогло сразу отреагировать на изменение внешней ситуации и снизить объем производства т.к большое количество предприятий работало не на потребителя, а на другие предприятия в замкнутой экономической системе. Исключением являлось только пищевая промышленность. Но в течение 1992 года спад в промышленности не был равномерным. После первого удара вызванного гайдаровской реформой мы видим, как во второй половине года интенсивная кредитная эмиссия привела к замедлению спада производства в сентябре-октябре с 3.2% до 1.1% в месяц. Во-вторых, спад производства начинает приобретать структурный характер. В то время как значительней всего сокращается выпуск в легкой промышленности в машиностроении, спад в электроэнергетике, топливной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности невелик, а в черной и цветной металлургии налицо тенденция к росту производства. Однако совершенно очевидно, что это изменение в темпах спада никак нельзя назвать глубоким структурным изменением. И тем более уменьшение спада носит инфляционный характер.

Серьезное ухудшение макроэкономической ситуации заставили правительство приступить, начиная с сентября к ужесточению бюджетной политики находящейся в его прямом ведении. Наряду с этим продолжающийся рост объема кредитования вкупе с принятием нового налогового законодательства способствовали долговременному приросту денежной массы. Это означает, что важнейшей проблемой 1993 года становилось торможение инфляции достигшей гиперинфляционного уровня. Кстати в 1992 году и правительство и средства массовой информации очень много стращали население призраком гиперинфляции который находился, совсем рядом. Интересно отметить, что когда все так много говорили о приходе гиперинфляции, она уже пришла, как же иначе можно трактовать 26% инфляции в месяц. [10, c. 189].

С этой макроэкономической ситуацией страна вступила в 1993 год. Экономическое положение в России в 1993 году оставалось сложным. ВВП по сравнению с предыдущим 1992 годом сократился на 11%, промышленное производство на 17%, капиталовложения на 12-15%. Высок уровень инфляции, достигавший в отдельные месяцы почти 30%. Все это усугублялось продолжающими функционировать неэффективными производствами. Сырье и материалы продолжали потребляться в значительных количествах при сокращении объемов выпуска готовой продукции. Практически не снижается энергоемкость производства. Относительная стабилизация за счет смягчения кредитно-денежной политики, отсутствие резких изменений ценовых ориентиров при накопленном предприятиями опыте коллективной защиты (в виде лоббирования)от проводимой государством политике, практическое бездействие Закона о банкротствах - все это никоим образом не способствовало структурным, прогрессивным преобразованиям в экономике. Спад производства несет характер медленного приспособления к структуре платежеспособного спроса.

Сохраняются негативные тенденции в сфере государственных финансов. Расходы продолжают увеличиваться, тогда, как доходы продолжают сокращаться.

Предприятия продолжают увеличивать доходность за счет увеличения цен, а не за счет модернизации производства. Как следствие к этому преобладает инфляция издержек. Продолжает оставаться острой проблема сокрытия доходов. По НДС недоимка составила 593 млрд. рублей по налогу на прибыль 574 млрд.

В 1993 году сохраняется рост оптовых цен предприятий производителей по сравнению с потребительскими ценами. Однако это опережение носило не столь существенный характер. Рост цен на основные потребительские товары происходит меньшими темпами, чем в 1992 году. При этом следует отметить, что цены на продовольственные товары росли медленнее, чем на непродовольственные товары и услуги. На фоне продолжающегося снижения общего объема производства товаров и услуг в меньшей степени сокращается производство товаров народного потребления, растет их импорт из стран дальнего и ближнего зарубежья. Благодаря этому в целом уровень жизни в 1993 году перестал падать. Увеличилось потребление основных продуктов питания, выросла покупательная способность населения.

Информация о работе Переходная экономика в России