Переходная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
- изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям;
- определить проблемы и пути решения переходной экономики в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1. Понятие переходной экономики и ее основные черты ………………..5
1.1. Понятие переходной экономики ……….………………………….. 5
1.2. Основные черты переходной экономики ……………..……………..10
2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики…………………………….…………………13
2.1. Особенности функционирования переходной экономики....………13
2.2 Закономерности и тенденции развития переходной экономики……………………………………………………………………….15
3. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с переходной экономикой …………………………………………. ……………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Переходная экономика.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Из сказанного можно  сделать вывод, что объективная  необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.

Экономика современных  государств — это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

 

 

 

3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  КАК СРАТЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, - значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с древнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идет борьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси.

Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.     

1. Охлократическая, когда  общественная жизнь подчинена  интересам "простых" людей. Такое в истории не раз происходило. Например, когда народные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие ужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются,

С точки зрения распределения  общественного богатства, "простые" люди заинтересованы в распределении по труду, при этом имеются в виду затраты труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.

При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметь колоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому что распределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей. Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или директора предприятия от доходов пролетариев отличаются незначительно. Все подогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого – власть худших).

Политические ценности массы в большой степени соответствуют "естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель политического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав меньшинств.

2. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатства  осуществляется в пользу относительно небольшой группы лиц, получающих свои доходы не в конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу, а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствует интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.

3. Либерально-демократическая  модель. Именно эта модель преобладает  сегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокий уровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы среднего класса.

Отметим, что к среднему классу относят тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации можно найти выход. Их главной ценностью является личная свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего протестуют "средние русские" против необходимости соответствовать представлениям консервативной части социальных групп.

В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и хороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда".

Представитель среднего класса не может существовать в условиях охлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное достоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие" госструктур, то есть ему не нужна «олигархическая» модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной рыночной экономике.

Среднему классу объективно нужна демократия. Потому что любой авторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжается недолго, или/и перерождается в олигархию с ее коррупцией, всесилием бюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в пользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для среднего класса в авторитарной модели места нет.

Охлократическая модель устройства общества генетически передается с глубокой древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в небольшие группы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только в пределах малых групп.

Новые политические (демократия) и экономические (вместо координации деятельности из центра - свобода договоров)отношения, новая мораль (конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не только внутри малой группы) и новая идеология (отсутствие общей цели) - все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в полисах Древней Греции.

Новая модель стала следствием колонизации и развития торговли в Древней Греции. Торговля подорвала устои естественного родового общества и создала цивилизацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов.

Родовое общество сопротивлялось развитию обмена, денежного хозяйства, В отдельных полисах Греции законы препятствовали развитию купеческого класса.

Например, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал всякую посредническую торговлю, предписывал крестьянам самим продавать свои продукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжигание ростовщиков на кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы" вместе с носителями этого духа в нацистской Германии и т. п.

И сейчас по отношению  к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке, можно определить, кто есть кто.

Но превратить Беларусь в цельную охлократическую модель, подобную той, не удастся

Беларусь относится к странам с переходной экономикой, поэтому ей также присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального регулирования экономики, возникающие в период постсоциалистической трансформации.

Серьезным ограничением эффективности системы общественных финансов в постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким сокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами на стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризиса зависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной политики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения по отношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокращения бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за 1989 г. до 5% за 1992 г.; в Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992 г. [4, с123]);

Ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сектора; сокращения налоговых льгот; ликвидации квазибюджетного финансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательной процентной ставки, от множественности валютных курсов, от кредитов убыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смогли получить при умеренной инфляции практически сбалансированный бюджет (-2,2% от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0% в Чехии). [5, с 8]

Правда, после этого страны Центральной Европы настиг так называемый вторичный фискальный кризис, продолжавшийся 2-3 года. Он был связан с кризисом оборотных средств на государственных предприятиях, потерявших бюджетные субсидии, с трудностями сбыта выпускавшейся по устаревшим технологиям продукции в условиях появившейся конкуренции, а также со снижением инфляции (исчезла «бумажная прибыль» как источник налога). В этот период наблюдалось серьезное сокращение поступлений от налога на прибыль (в Болгарии - с 23,2% от ВВП в 1989 г. до 5,6% в 1993 г.; в Польше - с 9,7% от ВВП в 1989 г. до 5,3% в 1993 г.). Однако этот вторичный кризис не поразил Чехию, Словению, Хорватию и Эстонию, и прежде всего по той причине, что им удалось существенно упорядочить и ограничить социальные расходы бюджета. [5, с 8]

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он возникший как результат краха командно-административной системы.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными  чертами:

1) наиболее заметной  чертой экономического кризиса  является длительный обвальный  спад, последствия которого сохраняются до настоящего времени. Он особенно ощутим в таких областях, как реальное потребление населения, инвестиции и т.д.;

2) углубляющаяся структурная  диспропорциональность;

3) сохраняются высокие  темпы инфляции;

4) значительный дефицит  государственного бюджета;

5) снижение инвестиционной  активности, переходящее в инвестиционный  кризис;

6) продолжается падение  курса белорусского рубля;

7) остается относительно  низким жизненный уровень населения  при усиливающейся дифференциации  его по уровню доходов;

8) значительных масштабов достигла скрытая безработица.

Кризис поразил и  внешнеторговые отношения. Так, снизился экспорт продукции белорусских  предприятий на российский рынок  из-за разницы в ценах. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с этой страной. При отсутствии в стране достаточного количества валюты, расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставок продукции ведущих машиностроительных предприятий Беларуси. В результате республика теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках [6, c 21-22].

Республика оказалась среди наиболее пострадавших от развала Советского Союза в силу своей роли "сборочного цеха" и ориентации на Россию как главного рынка сбыта своей продукции.

Способы, применяемые  в республике для разрешения обозначенных выше противоречий, в основной своей массе неэффективны, что предопределяет высокие трансформационные издержки и медленные темпы перехода к рынку.

На сегодня в Беларуси более 80% активов в городе и деревне  являются государственной и кооперативной  собственностью. Здесь нет олигархов  и крупных частных состояний. Но государственные предприятия и колхозы, а также совхозы работают лучше, чем в советские годы. В обществе сохранились в основном советские формы хозяйствования, хотя здесь нет правящей партии, а две маловлиятельные компартии находятся в оппозиции.

В стране сохраняются  очень низкие цены на основные потребительские  товары и услуги ЖКХ - благодаря дотациям из бюджета. Частная инициатива развивается  главным образом в сфере мелкого  и среднего производства и сфере  услуг. По уровню преступности и коррупции Белоруссия самое благополучное государство в СНГ. Безработицы в Беларуси фактически нет, и в поисках работы сюда приезжает немало людей из соседней Украины.

Товарооборот с Россией  постоянно растет. Белорусские тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию химической промышленности покупают в 66 странах мира. В СНГ хорошо продаются холодильники и морозильные устройства. По структуре экспорта и импорта Республика Беларусь - промышленно развитая страна, а не сырьевой придаток России или стран Запада.

Беларусь - единственная страна в СНГ, где фактически не уменьшилась  площадь сельскохозяйственных угодий (на Украине - в 2 раза), а урожайность  основных культур возросла по сравнению  с советским периодом.

По существующим критериям  Беларусь можно определить как социалистическое государство, но устроенное более разумно, чем СССР [7, c 64-65].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переходная экономика  представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика  имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных  институтов рынка; масштабность и глубина  идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Информация о работе Переходная экономика