Перекрестное субсидирование в энергетике в России. Насущные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:37, доклад

Описание работы

В энергетике РФ, как и во многих других отраслях экономики, существует проблема перекрестного субсидирования.
«Перекрестное субсидирование» - это механизм, при котором тарифы на электроэнергию для потребителей на низком напряжении (населения) искусственным образом занижаются и устанавливаются ниже уровня предельных издержек, и чтобы компенсировать возникающие денежные потери, завышаются тарифы для потребителей на высоком напряжении (крупных и средних промышленных предприятий) и устанавливаются выше уровня предельных издержек.

Файлы: 1 файл

Problemy_perekrestnogo_subsidirovania_tezisy.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

А.А. Жукова, С.В. Колибаба, студ.; рук. А.Ю. Костерин, доц.

(ИГЭУ, г. Иваново)

ПЕРЕКРЕСТНОЕ  СУБСИДИРОВАНИЕ В ЭНЕРГЕТИКЕ В РОССИИ. НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

В энергетике РФ, как и во многих других отраслях экономики, существует проблема перекрестного  субсидирования.

«Перекрестное субсидирование» - это механизм, при котором тарифы на электроэнергию для потребителей на низком напряжении (населения) искусственным образом занижаются и устанавливаются ниже уровня предельных издержек, и чтобы компенсировать возникающие денежные потери, завышаются тарифы для потребителей на высоком напряжении (крупных и средних промышленных предприятий) и устанавливаются выше уровня предельных издержек.

Принято выделять восемь основных видов перекрестного  субсидирования в энергетике региона:

  1. Субсидирование производства электрической энергии за счет производства тепловой энергии на ТЭЦ.
  2. Субсидированием потребителей электрической энергии за счет потребителей тепла от ТЭЦ.
  3. Субсидирование затрат на обеспечение резерва электрической мощности за счет затрат на электрическую энергию.
  4. Субсидирование затрат на обеспечение резерва тепловой мощности за счет затрат на производство тепловой энергии.
  5. Субсидирование социально-значимых потребителей (избирателей) по принципу «всем за счет всех».
  6. Субсидирование удаленных потребителей за счет близко расположенных к энергоисточникам
  7. Субсидирование новых потребителей за счет «старых»
  8. Субсидирование новых и энергосберегающих технологий.

Отметим, что  на конкурентных рынках перекрестное субсидирование не бывает продолжительным, потому что  в этом случае потребитель будет искать другого поставщика, который не станет взимать с него лишнюю плату. Перекрестное субсидирование искажает ценовые пропорции и плохо работает в качестве уравнительного механизма.

Цель существования «перекрестного субсидирования» - поддержка тарифа на электроэнергию на стабильно низком уровне для населения. Однако наличие такого субсидирования не позволяет рассчитывать на долгосрочные перспективы по удержанию заниженных тарифов. При существующей системе тарифообразования происходит опережающая деградация основных фондов электроэнергетики, что в конечном итоге это приведет к кризису в энергетическом комплексе. Преодоление последствий такого кризиса потребует значительных финансовых вложений, которые неизбежно будут компенсированы за счет повышения тарифа. Необходимость модернизации электроэнергетики ведет в тому, что в ближайшем будущем в России произойдет взрывной рост тарифов на электроэнергию.

Рост тарифов  будет происходить в любом  случае, так как невозможно бесконечно долго поддерживать уровень тарифов на электроэнергию для определенных категорий потребителей ниже экономически обоснованного уровня – это противоречит базовым экономическим законам.

Перекрестное  субсидирование, являясь по своей  сути одной из форм дискриминации цен, т.е. установления такого их уровня, который покрывает средние общие издержки отрасли, вызывает ряд проблем:

  • проблемы естественных монополий;
  • проблемы населения;
  • проблемы энергосбережения и энергоэффективности;
  • проблемы крупных промышленных потребителей;
  • проблемы экономического роста страны.

Проблемы. Естественные монополии.

В результате перекрестного субсидирования фирма оказывается в рамках модели «издержки плюс прибыль», что в результате подрываются основополагающие стимулы рыночной экономики. Если прибыль фирмы, естественной монополии, превышает издержки на определенную фиксированную величину, то отпадает необходимость в минимизации самих издержек, а последнее является сложным мероприятием. Более того, вполне вероятно использование в расчетах эффективности регулирования естественных монополий завышенных (или заниженных) норм прибыли на капитал, которые могут не соответствовать его альтернативной стоимости.

С другой стороны, если регулирующие органы установили в определенной отрасли цены ниже уровня предельных издержек, то у фирмы отсутствуют стимулы к внедрению прогрессивных и ресурсосберегающих технологий. Так, в случае формирования тарифной политики на основе анализа маржинальных издержек, создаются благоприятные условия для внедрения энергосберегающих технологий.

Проблемы. Население.

Сегодня электроэнергию по льготному тарифу получают все  категории населения.  В итоге  большая часть средств «перекрестного субсидирования» уходит на льготы для  вполне состоятельных граждан, потребляющих большие объемы электроэнергии. Из-за отсутствия дифференцированного подхода малообеспеченные слои населения, реально нуждающиеся в льготах на оплату электроэнергии, получают эти льготы в существенно меньшем объеме, чем это необходимо.

Кроме того, промышленные предприятия оплачивают льготные тарифы населения, с одной стороны. Но, с другой стороны, завышенные тарифы на электроэнергию крупных промышленных предприятий приводят в росту цены на их продукцию через включение в нее «переплаты» за электроэнергию. Тем самым, это отражается на уровне жизни населения, так как в конечном итоге население само оплачивает большую часть собственных льгот по электроэнергии.

Проблемы. Энергосбережение и энергоэффективность.

При существовании  «перекрестного субсидирования» ни потребители, ни производители электрической энергии не имеют стимулов для повышения уровня энергоэффективности и энергосбережения.

Потребители лишены таких  стимулов, поскольку получают электроэнергию по цене заметно ниже ее реального  уровня.

Производители лишены этих стимулов, поскольку органы тарифного  регулирования при установлении тарифов исходят из принципа «издержки  плюс».

Проблемы. Крупные промышленные потребители.

В первую очередь  стоит отметить, что перекрестное субсидирование экономически необоснованно, так как промышленные потребители получают напрямую более дешевую электроэнергию с оптового рынка на высоком напряжении, когда население получает электроэнергию после понижения напряжения, что значительно увеличивает ее стоимость.

Также «Перекрестное субсидирование» ложится дополнительной нагрузкой на всех промышленных потребителей, уменьшает свободные средства предприятий, ведет к росту их издержек, уменьшению объема внутренних инвестиции и инноваций, и, в конечном счете, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает темпы развития промышленных предприятий.

Проблемы. Экономический рост страны.

Объем дополнительной нагрузки в виде «перекрестного субсидирования», приходящаяся на все промышленные предприятия, по разным оценкам, достигает 80 миллиардов рублей в год. Эта дополнительная нагрузка, ложащаяся на всех промышленных потребителей, уменьшает свободные средства предприятий, ведет к росту их издержек, уменьшению объема внутренних инвестиции и инноваций, и, в конечном счете, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает темпы развития промышленных предприятий. Это приводит к тому, что «перекрестное субсидирование» оказывает негативное влияние на рост валового внутреннего продукта в России.

Таким образом, проблема перекрестного субсидирования в электроэнергетике остается актуальной и болезненной как для  различных групп потребителей, так и для энергетических предприятий.

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.03.2012 N 239, от 04.05.2012 N 437, от 04.05.2012 N 442, от 04.06.2012 N 548, от 30.06.2012 N 663,от 05.10.2012 N 1015)
  3. Приказ ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2012 N 23784).
  4. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»; № 520 от  14.07. 2008 г., № 294 от 04.04.2000 г.
  5. Постановление от 27 декабря 2010 г. №1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»
  6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии

Проблемы  договоров «последней мили» и экономические последствия ее ликвидации.

 

Понятие договора «последней мили»

    Частным примером «перекрестного субсидирования» является договор последней мили. Под этим типом договора понимают договор аренды между Федеральной сетевой компанией и территориальной сетевой организацией (ТСО), в соответствии с которым ТСО берет в аренду у ФСК ЕЭС определенный участок магистральной электрической сети напряжением 220 кВ и других объектов электросетевого хозяйства.

В результате такой  аренды потребитель вынужден платить  за передачу электрической энергии не только ФСК, но и МРСК, тарифы которой выше, что позволяет завышать суммарную выручку распределительных компаний. Очевидно, что крупные потребители электроэнергии критикуют договора «последней мили» из-за порождения «перекрёстного субсидирования».

Перекрестное  субсидирование в данном случае представляет собой механизм сбалансирования  тарифов, в результате которого население  платит заведомо меньше, а крупные  предприятия, физически присоединенные к сети ФСК ЕЭС, но оплачивающие еще  и услуги распределительных сетей более низкого напряжения (Холдинг МРСК), услугами которых в действительности не пользуется, - заведомо больше. Это в свою очередь увеличивает себестоимость продукции и понижает конкурентоспособность предприятий.

Подобные договоры аренды стали возможны на основе Федерального Закона № 250 от 4 ноября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России», который даёт право организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ФСК ЕЭС) передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства.

По закону они  могли заключаться до 2011 г., но фактически сроки их заключения были продлены до 1 января 2014 года (Федерального закон «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об электроэнергетике»). Сейчас по данным газеты "Ведомости" со ссылкой на официальные документы, Министерство энергетики предполагает продлить сроки действия договоров "последней мили" до 2016-2017 гг.

Проблемы  договора «последней мили»

Очевидно, что  крупные потребители, недовольны тем, что с каждого киловатта им приходится переплачивать от 10 до 25%. Существующее положение вещей явно не устраивает крупных потребителей электроэнергии.

Ситуация с  «последней милей» особенно обострилась  в последние годы. Крупные потребители  один за другим отказываются от услуг МРСК и переходят на прямые договоры с ФСК. При этом предприятия инициируют иски против сетевых компаний, стремясь вернуть ранее выплаченные деньги. В свою очередь, МРСК пытаются отсудить выпадающие доходы у региональных властей, которые, по мнению энергетиков, неправильно рассчитали тарифы. 

На сегодняшний  день сетевые компании погрязли в судебных разбирательствах. При этом выпадающие доходы и штрафы начинают угрожать их финансовой стабильности. 

Государство намерено в будущем отказаться от «последней мили», как и от большинства других видов перекрестного субсидирования, но точные сроки этого продолжают обсуждаться. Правительство заявило о готовности решить данную проблему путем постепенного отказа от договоров «последней мили». Первоначально изменения коснутся 18 регионов, где проблема стоит наиболее остро. Данный процесс будет проходить поэтапно и продлится до 2014 года. Альтернативой «последней миле» должна стать социальная норма потребления. Определенная объем электроэнергии для населения будет оплачиваться по социальному тарифу, а все, что выше нормы, — по рыночным ценам. 

 

Экономические последствия ликвидации «последней мили»

  • для крупных потребителей

Отмена договоров “последней мили” значительно снижает стоимость электроэнергии для крупнейших потребителей- компаний нефтегазового и нефтехимического сектора, черной и цветной металлургии первого передела и других аналогичных предприятий. Это приведет к возможному снижению цены продукции, особенно если речь идет о металлургии.

Переплата крупных  потребителей составляет от 10 до 25% с каждого киловатта; если убрать “последнюю милю” - все крупные потребители (750 кВ-А и выше):

  1. значительно снизят расходы на электроэнергию,
  2. снизят цену продукции
  3. займутся развитием производства и экономики РФ

Другим положительным  моментом являются новые возможности  в развитии производства и экономики  РФ.

 

  • для населения и среднего и малого бизнеса

В случае отмены договоров последней мили у всех МРСК образуются значительные выпадающие доходы, так как по этим договорам  они получали в среднем 20-30% выручки.

Частично выпадающие доходы МРСК планируется компенсировать за счет более высоких тарифов за превышение социальной нормы, которую планируется установить на минимальном уровне. По социальному (низкому) тарифу население сможет оплачивать установленные 50 – 100 кВт*ч на человека, все остальную потребленную энергию населению придется покупать по значительно более высоким ценам. Это увеличит объем выручки, которую сбытовые компании смогут получать от населения, и позволит повысить долю сетевых компаний в этой сумме.

Информация о работе Перекрестное субсидирование в энергетике в России. Насущные проблемы