Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотрение характеристики современного состояния газовой отрасли и выявление путей решения существующих проблем. Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- рассмотреть место и роль газовой промышленности в топливно-энергетическом комплексе России;
- изучить особенности развития и размещения газовой промышленности России;
- проанализировать сложившиеся проблемы развития газовой промышленности и выявить пути их решения;
- определить перспективы дальнейшего развития газовой промышленности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Современное состояние мирового рынка природного газа…………4
Характеристика природного газа…………………………………..4
Структура рынка природного газа…………………………………5
Субъекты рынка……………………………………………………..7
Спрос и предложение на рынке природного газа…………………9
Особенности развития мирового рынка природного газа…………12
2.1 Ценообразование на рынке природного газа……………………...12
Анализ конкуренции на рынке природного газа………………….16
Анализ динамики рынка природного газа…………………………24
Мировые запасы природного газа………………………………….26
Перспективные тенденции развития рынка природного газа…….28
3.1 Новые технологии на рынке природного газа………………………28
3.2 Общие тенденции в развитии рынка природного газа……………..29
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………
Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. По мировым меркам это очень много. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна. Это относится даже к тем державам, что газом не обделены: в Великобритании его доля 40%, в Нидерландах — 38%, в Канаде — 27%, в США — 26%, а в Норвегии с её преобладанием гидроэнергетики — всего лишь 9%. Однако на фоне таких стран, как Иран, где газ тоже даёт 55% всей первичной энергии, или Алжир, где его доля равна 60%, Россия смотрится вполне органично. А если сравнивать с ОАЭ, Катаром, Туркменией, Азербайджаном, Узбекистаном или Белоруссией, то говорить, что в России всё топится газом, вообще нельзя. Тем не менее, потребление газа в России гигантское. Достаточно сказать, что оно равно потреблению Германии, Франции, Италии, Японии, Китая и Индии вместе взятых. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд.куб.метров газа, уступая по этому показателю только США.
В таблице 4 представлены данные о крупнейших странах-потребителях природного газа.
Таблица 4 – Крупнейшие страны-потребители природного газа, млрд. куб.м.5
2. Особенности развития мирового рынка природного газа
2.1 Ценообразование на рынке природного газа
В результате мирового экономического кризиса на европейском газовом рынке произошли определенные изменения в балансе спроса и предложения, и очень возможно, что эти изменения в будущем самым непосредственным образом скажутся и на принципах ценообразования природного газа. Это, в свою очередь, будет иметь далеко идущие последствия для всего постсоветского пространства, где и продавцы, и покупатели этого товара стремятся к тому, чтобы цена импортируемого газа была привязана к цене газа для европейских потребителей.
Вследствие спада промышленного производства европейские государства снизили объемы потребления природного газа, в то время как объем предложения не изменился и даже имеет тенденцию к росту, в том числе и за счет роста предложения сжиженного газа.
Увеличение предложения при одновременном снижении спроса на определенный товар обычно должно приводить к снижению цены этого товара. Но на газовом рынке ситуация несколько иная. Дело в том, что основные поставщики природного газа на мировой рынок, прежде всего Россия, Норвегия и Алжир, осуществляют поставки на основе долгосрочных контрактов, где цена на газ привязана к средней цене на определенные виды нефтепродуктов за предыдущие шесть или девять месяцев.
Но, кроме долгосрочных контрактов, относительно небольшие объемы природного газа можно приобрести и на обычной бирже, где его цена будет зависеть от соотношения спроса и предложения на момент покупки (так называемые спотовые контракты, т.е. краткосрочные). Так вот, в этом году на виртуальных газовых биржах NBP (Великобритания), TTF (Нидерланды) и NCG (Германия) природный газ продавался по цене примерно вдвое ниже той, что заложена в долгосрочных контрактах.
Если предложение природного газа и в дальнейшем будет превышать спрос, а цена поставки по долгосрочным контрактам будет так же значительно отличаться от рыночной цены на момент покупки, то существующие еще с 70-х годов прошлого века принципы формирования цены природного газа в зависимости от цены на нефть не выдерживают критики.
В связи с этим уже в ближайшем будущем можно с уверенностью прогнозировать отход от традиционной схемы ценообразования, при которой цена природного газа жестко привязана к цене нефти. По нашим прогнозам, это может произойти уже в течение ближайших двух лет, но не позднее 2014 года.
Во время газовых переговоров в начале 2009 года Киев и Москва договорились о том, что цена природного газа для Украины должна подняться до общеевропейского уровня за вычетом дополнительной стоимости транспортировки. То есть, другими словами, Украина должна получать российский газ по той же цене, что и европейские потребители. Именно этот принцип ценообразования заложен в подписанном в январе “Газпромом” и “Нафтогазом Украины” газовом контракте. Согласно условиям документа, цена на российский газ для Украины пересматривается каждые три месяца в зависимости от средней цены на мазут и газойль, сложившейся за предыдущие девять месяцев.
Однако, учитывая сложности с формированием европейской цены на газ, уже очень скоро может встать вопрос о формировании цены на газ и для Украины. То есть, коль скоро Киев должен получать газ по цене не ниже его чистой экспортной стоимости для европейских потребителей, то каков должен быть изначальный уровень, от которого следует отталкиваться при определении экспортной цены газа для Украины?
На сегодняшний день существует три группы причин, которые делают необходимым и неизбежным переход к новой системе ценообразования природного газа:
- Первый комплекс причин связан с нынешним механизмом ценообразования. Изначально логика привязки цены природного газа к цене на некоторые виды нефтепродуктов была обусловлена тем, что эти нефтепродукты (а именно — мазут и газойль) могут использоваться как заменители природного газа в таких областях, как жилищно-коммунальное хозяйство, сфера обслуживания, промышленность и электроэнергетика.
Однако за последние 20 лет крупнейшие европейские потребители природного газа в значительной мере утратили свои возможности по использованию газа вместо мазута и дизельного топлива, и наоборот. Это связано с тем, что область применения нефтепродуктов сегодня ограничивается только лишь обслуживанием потребностей автомобильных перевозок и транспортной индустрии.
Данные статистики говорят о том, что во время экстремально холодной зимы 2005—2006 годов, когда на рынках некоторых европейских государств ощущался значительный дефицит природного газа, на использование нефтепродуктов смогли перейти лишь очень немногие промышленные потребители в Германии и несколько электростанций в Испании. То есть сохранившиеся на сегодняшний день в крупнейших европейских странах возможности по использованию нефтепродуктов вместо природного газа и наоборот покрывают менее 5% от их общей энергетической потребности.
Если в 70-х годах прошлого столетия цены природного газа и нефти были примерно одинаковыми в силу того, что потребности в газе можно было с успехом восполнять за счет нефтепродуктов и наоборот, то сегодня такая возможность утеряна большинством крупнейших потребителей, на долю которых приходится около 75% европейского газового рынка. Поэтому можно говорить о том, что существующая формула ценообразования с привязкой цены природного газа к цене мазута и газойля больше не соответствует рыночным реалиям. Тем не менее именно такая формула сохранилась и используется до наших дней, так как она полностью устраивает и поставщиков, и потребителей, особенно учитывая отсутствие реальных альтернативных механизмов ценообразования.
Крупные поставщики природного газа уже неоднократно пытались проводить скоординированную политику на рынке. Например, в 2001 году был создан Форум стран — экспортеров газа, а в 2008 году Россия, Иран и Катар заключили “тройственный газовый союз”. Эти попытки вызвали в среде потребителей опасения, что в случае отмены ценовой связки нефть—газ экспортеры будут пытаться внедрить механизмы ценообразования, аналогичные тем, которые применяются сегодня в рамках Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК).Такие попытки, безусловно, будут предприниматься. Но при этом всем следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на мировом газовом рынке, особенно в его североамериканском сегменте, а также тот факт, что региональные рынки, в недавнем прошлом четко отделенные друг от друга, будут в какой-то степени связаны поставками сжиженного газа, который, в отличие от трубопроводного газа, можно относительно легко транспортировать с одного континента на другой.
- В
основе второго комплекса
В 2009 году объем европейского рынка природного газа, по разным оценкам, сократился в среднем примерно на 8% (хотя для различных стран отклонения от этого показателя могут быть весьма значительными). Объемы импорта газа за этот же период упали еще больше. Так, за первые шесть месяцев 2009 года объем газовых поставок крупнейшим европейским потребителям сократился на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом самое масштабное падение отмечено в сфере импорта газа странами СНГ, где соответствующий показатель достиг 30,6%.
Из этого следует, что европейские потребители купили меньше газа в целом и прежде всего минимизировали импорт из России. Одной из причин такой ситуации стал срыв графика газовых поставок в январе этого года. Но в еще большей степени на ситуацию повлияла возможность приобретения природного газа из альтернативных источников и по более выгодной цене (в частности, через газовые биржи или так называемые спотовые рынки, где цена диктуется балансом спроса и предложения на конкретный момент времени), а также стремление потребителей отложить закупки газа по долгосрочным контрактам на вторую половину года.
Согласно условиям долгосрочных контрактов, европейские покупатели обязаны отобрать определенный минимальный объем законтрактованного газа (обычно это 80% от заранее согласованного объема контракта) либо заплатить неустойку в размере полной стоимости недопоставленного газа.
В сентябре появились сообщения о том, что крупнейшие импортеры российского газа в Германии, Турции и Италии обратились к “Газпрому” с просьбой об отсрочке платежей за недобор ранее оговоренного объема газа и, кроме того, предложили откорректировать стоимость поставок с учетом цены, сложившейся на спотовом рынке. В то же время стало известно о том, что некоторым потребителям газа нероссийского происхождения удалось добиться корректировки ценовых параметров соответствующих контрактов и получить больше газа по цене, приближенной к цене спотового рынка.
Все это говорит о том, что переход от ценовой привязки газа и нефти к другим механизмам ценообразования фактически уже начался.
- И,
наконец, третий комплекс
Если спрос на природный газ на европейском рынке быстро восстановится до уровня 2008 года и если с рынка исчезнут альтернативные источники поставок (главным образом, сжиженного газа), то рыночные позиции покупателей газа сильно ослабнут, а маржа между ценой поставки по долгосрочным контрактам и ценами спотового рынка вновь сократится до минимума. В таком случае механизм формирования цены природного газа вряд ли изменится. Но, с другой стороны, есть все основания говорить о том, что события будут развиваться по совсем иному сценарию.
1. Последствия мирового
экономического кризиса, а
2. Превышение предложения
над спросом на газовом рынке
США (вследствие неожиданно
3. Стремительный рост на территории континентальной Европы спотовых рынков, традиционно имевших ограниченную ликвидность и занимавших очень небольшой сегмент газового рынка.
Все вышеописанное дает основания полагать, что переход к формированию цен на природный газ на основе рыночных конкурентных механизмов без привязки к нефтяным котировкам — это не спонтанное явление, а логичное стратегическое направление развития газового рынка.
2.2 Анализ конкуренции на рынке природного газа
Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки. Во избежании предполагаемого роста издержек и соответственно цен в случае либерализации этих рынков государство, передавая право управлять ими компаниям-монополистам, одновременно устанавливает контроль над издержками и ценами.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам. Государство либо полностью владеет компанией-монополистом, являясь его собственником, либо выступает в роли куратора с решающими полномочиями. Например, во Франции сразу же после окончания второй мировой войны была установлена государственная монополия на рынке природного газа и электроэнергии. В 1945 г. управление рынком природного газа было возложено на государственную компанию «Газ де Франс», управление рынком электроэнергии - на «Электрисите де Франс».
В руках «Газ де Франс» были сосредоточены основные рычаги управления газовым хозяйством страны. Ей было предоставлено монопольное право на транспортировку, хранение и распределение природного газа на территории Франции, а также на внешнюю торговлю природным газом. Деятельность компании не касалась производства газа, но все производители газа не допускались к распределительной сети и обязаны были продавать газ компании-монополисту. В 1946 г. был принят закон, в соответствии с которым «Газ де Франс» получала финансовую самостоятельность и выступала в деловой сфере как частное юридическое лицо. За государством сохранялись контрольные функции. В частности, инвестиционные программы и тарифы «ГдФ» должны были быть одобрены органами государственной власти. Контрольные функции за деятельностью «ГдФ» возлагались на министра промышленности и министра экономики.В настоящее время «Газ де Франс» управляется административным советом, в который помимо президента входят 18 человек, в том числе 6 представителей государственной администрации. В ряд оперативных управлений «ГдФ» включены представители «Электрисите де Франс». Такие смешанные управления созданы для обеспечения единства в энергетической политике двух естественных монополий, чтобы изменения тарифов на электроэнергию корреспондировались с ценами на газ. «ГдФ» развивает газовую инфраструктуру - строит магистральные газопроводы, газораспределительные сети, терминалы для метановозов, подземные хранилища. В частности, «ГдФ» построила подземные хранилища газа под водоносными горизонтами в районах Гурнайа, Байнсе и Шемера, в соляных пластах в районах Терзаниа и Этреза. Объем хранилищ газа, принадлежащих «ГдФ», превысил в середине 90-х годов 14 млрд.куб.м. На внутреннем рынке «ГдФ» конкурирует только с производителями других энергоносителей - электричества, нефтепродуктов, каменного угля. Иностранных поставщиков газа «ГдФ» стремится не допускать непосредственно до французских потребителей (и что ему до последнего времени удавалось), установив режим единого импортера. Таким образом, конкуренция «газ - газ» на внутреннем рынке полностью исключалась.
Информация о работе Перспективные тенденции развития рынка природного газа