Перспективы эффективного ограничения теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с развитием теневой экономики в мире и в Республике Беларусь, предпосылками ее формирования, прогнозированием и поиском конкретных путей приостановления развития масштабов нелегальной деятельности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
— определить сущность и охарактеризовать основные формы проявления теневой экономики;
— проанализировать причины возникновения теневого сектора;
— систематизировать существующие подходы к решению проблемы
теневой экономики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретический аспект теневой экономики ….………………….………..6
1.1 Общая характеристика теневой экономики …………..………….6
1.2 Причины и условия возникновения
теневого сектора экономики…….. ..………………..…………....12
1.3 Структура теневой экономики………………………………..…...13

2. Анализ масштабов теневой экономики, борьба с ней в
Республике Беларусь, России, США и других странах…..……………15
2.1 Динамика показателей, характеризующих особенности
развития теневой экономики в РБ, России, США и других
странах мира ……………………………………………………….15
2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики
в мировой практике ………………….……………………………17

3. Перспективы эффективного ограничения
теневой экономики …………………..…………………………………….26
3.1 Масштабы воздействия теневой экономики на современном
этапе и легализация незаконных доходов ….………………....26
3.2 Перспективы ограничения воздействия теневой экономики
государственными органами……………..…………….…………26

Заключение……………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 102.40 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что тяжелая  экономическая ситуация, сложившаяся в Беларуси после распада СССР, явилась основной причиной бурного развития “серой” экономики и теневого сектора в рамках административного регулирования экономической деятельности в государстве.

 Жесткая централизация экономики Беларуси в конце 90-х гг. привела к тому, что все базовые решения в сфере экономической политики - от ценообразования до валютного регулирования - принимаются главой государства, а от административного аппарата зависит предоставление льготных кредитов, льгот по таможенным сборам с дальнейшим реэкспортом в Россию, льгот по ценообразованию, обмену валют по льготным курсам, взаимозачетам по бартерным операциям и т. д. По мнению большинства экспертов, крупнейшим субъектом хозяйствования нынешней Беларуси является Управление делами президента, контролирующее (путем допуска “своих” предприятий к многочисленным льготам и госзаказу) наиболее прибыльные сферы экономики: торговлю нефтью и нефтепродуктами, природным газом, металлами, химической продукцией, лесом, льном, табаком и водкой. В Белоруссии сейчас фактически сложились три бюджета: официальный (около 2 млрд. долларов в год), внебюджетные фонды (например, Чернобыльский) и президентский, который формируется за счет деятельности Управления делами, части таможенных сборов, размещения средств в офшорных зонах и распродажи военной техники, доставшейся Беларуси от СССР. Причем размеры этого фонда абсолютно засекречены: эксперты оценивают его в 50 - 100 % от официального бюджета.

 В Беларуси объем теневого сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП [4, с.16]. Однако эта цифра не является точной оценкой реальных экономических процессов, происходящих в стране.

«Теневая» экономика это  прямые потери государства, из них значительную часть составляют потери от коррупции. Речь идет о продаже чиновниками  своих услуг и использовании  служебного положения в личных целях. В 2003 г. таких преступлений было совершено 4815, за 8 месяцев этого года - 2847.

В стремлении понять природу  теневой экономики Генпрокуратура Беларуси не одинока. Этим давно занимаются эксперты Всемирного банка, Transparency International и других авторитетных структур. Их оценки разительно отличаются от белорусских  данных. В докладе Doing Business -2005 объем "серой" экономики Беларуси в 2003 г. оценен в 48,1% валового национального дохода, или $7,6 млрд. Из переходных стран только на Украине доля теневого сектора к официальной экономике больше, чем в Беларуси.

Одну из серьезных угроз  экономической безопасности стран мира на современном этапе представляет процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, то есть реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы. Росту экономической преступности способствует стремление уголовных структур переключится на легальную экономическую деятельность, позволяющую узаконить их криминальные доходы и открыто пользоваться плодами незаконно накопленного богатства [10, c. 86].

Анализ динамики валового внутреннего продукта с учетом теневого сектора экономики показывает увеличение теневого объема производства с начала 90-х гг. до 1995 г. (с 15 до 42,3%) и его  снижение во второй половине 90-х гг. (с 33 до 26,8%) [1, c.28].

На 1995 г. пришелся наибольший спад производства в РБ(65% ВВП от уровня 1990 г.), а объемы теневой экономики достигли максимального значения (42,3% от ВВП). В течение 1996-2002 гг. наблюдались следующие тенденции: усилилась централизация управления экономикой и ужесточились меры финансового и государственного контроля, субъекты реального сектора приспособились к постоянно меняющимся условиям. При этом значительное влияние оказывал и такой фактор, как временной промежуток от принятия регулирующих законов до их исполнения и получения результатов [3, c. 56-57].

Относительно новым, специфически белорусским способом легализации  доходов, полученных незаконным путем, является незаконный вывоз наличной свободно конвертируемой валюты туристическими группами, так называемыми челноками, по сомнительным документам банков Российской Федерации. В связи с действующим  ограничением на вывоз иностранной  валюты выезжающие из республики граждане, имеющие суммы, превышающие допустимые, через туристические фирмы г. Минска приобретают справки, выписанные российскими банками. Справка выдается при покупке валюты в банке, является документом строгой отчетности и  служит основанием для вывоза валюты. Бланки справок изготовляются на Московской типографии Гознака и имеют защиту от подделки. Использование этого способа позволяет легализовать за рубежом средства, вывезенные за пределы страны преступным путем [14].

Для легализации незаконных доходов используется также канал  межгосударственных почтовых переводов. Выявленный механизм таких операций выглядит следующим образом. Гражданин Беларуси через почтовое отделение отправляет на свое имя (на конкретный адрес или до востребования) в Литву денежный перевод в белорусских рублях на сумму, эквивалентную 1000 долл. США. Такая операция в один день либо за достаточно короткий период повторяется значительное количество раз. Затем, выехав в Литву, этот гражданин получает денежные средства в валюте (литах) сам или через привлеченное лицо (адресата). Полученная таким образом валюта частично ввозится на территорию Беларуси, но большей частью размещается на счетах в банках Литвы [10, c. 92-93].

Таким образом, в формировании теневого сектора в национальной экономической системе на современном этапе можно определить особенность. Она заключается в расширении социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представители государственного аппарата и уголовной среды, то в настоящее время теневым бизнесом занимаются и представители интеллигенции, молодежь и прочие лица [3, c. 57-58].

 

3.2 Перспективы ограничения воздействия теневой экономики государствнными органами

19 июля 2000 года Президентом  Республики Беларусь был подписан  Закон Республики Беларусь “О  мерах по предотвращению легализации  доходов, полученных незаконным  путем” (№ 426-3), основные положения  которого соответствуют принципам  международного законодательства  по борьбе с отмыванием денег.

Действие данного закона распространяется на деяния субъектов  права, осуществляющих финансовые операции на территории Республики Беларусь, а  также на совершенные ими вне  пределов республики деяния, направленные против интересов Республики Беларусь или ее граждан, в случае если данные субъекты права не были привлечены за указанные деяния к юридической  ответственности.

Закон определяет виды финансовых операций, на которые распространяется его действие. К ним относятся:

- банковские операции, в  том числе сделки банков и  небанковских кредитно финансовых  организаций, связанные с денежными  средствами, ценными бумагами, драгоценными  металлами, драгоценными камнями  и иными видами ценностей;

- сделки и иные деяния  с ценными бумагами, предусмотренные  законодательством, влекущие за  собой переход права собственности  или иного права на эти ценные  бумаги либо на права, удостоверяемые  ценными бумагами;

- почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые отправления с ценными вложениями;

- получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре и в других основанных на риске играх, организация и проведение которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством;

- перемещение средств через таможенную границу Республики Беларусь;

- передача ценных бумаг  на хранение в депозитарий  или передача на хранение в  ломбард ценных бумаг, драгоценных  металлов, драгоценных камней и  иных ценностей;

- внесение физическим или юридическим лицом (страхователем) денежных средств (страхового взноса, страховой премии) страховщику по договору страхования, а также получение страховой суммы по этому договору;

- внесение денег, ценных  бумаг, другого имущества, в  том числе имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный  фонд, либо внесение паев (приобретение  долей) при создании (реорганизации)  юридического лица, а равно и  при увеличении уставного фонда  юридических лиц независимо от  их организационно-правовой формы [11].

Если указанные операции совершаются с нарушением законодательства, то они квалифицируются как финансовые операции, имеющие незаконный характер. Несмотря на то, что теневая составляющая завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно. Основная причина - отсутствие надежной первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности на постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена [8, c.69-70].

У нас в республике проблемами оценки размеров теневой экономики  на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а  также международных организаций  утверждена Методология оценки объемов  ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь. Поскольку статистический орган не является контрольным, а полученная им информация конфиденциальна, она не может использоваться в качестве основания для наложения штрафов, пени, сбора дополнительных налогов [20, c.75].

Дальнейшее изучение международного опыта борьбы с отмыванием денег является неотъемлемой составляющей государственной политики в будущем. Мировой опыт показывает, что на практике довольно широко применяется перемещение за границу по международному денежному переводу денежных средств, связанных с различного рода преступлениями в целях легализации источников их получения. Поэтому в принятом в республике законе перечень финансовых операций по международному переводу денежных средств, подлежащих особому контролю, определен в соответствии с международными рекомендациями [11].

Финансовые операции по кредитам также должны подлежать особому контролю, в частности такие, как:

- предоставление или получение  кредита, обеспеченного вкладом  кредитополучателя в иностранном  банке;

- предоставление или получение  кредита, обеспеченного финансовыми  средствами кредитополучателя, находящимися  в другой кредитно-финансовой  организации, если неизвестно  происхождение этих средств или  их размер явно не соответствует  доходам и имущественному положению  кредитополучателя; 

- одновременное получение  кредитов, обеспеченных одним и  тем же имуществом кредитополучателя,  у двух или более кредитодателей;

- разовое или неоднократное  получение кредитов, соединенное  с международным переводом полученных  денежных средств [9].

В Республике Беларусь, согласно положениям закона №426-3, государственные  органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций, обязаны  принимать следующие меры по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем:

- проводить документальные  и иные проверки;

- разрабатывать и осуществлять  меры по совершенствованию системы  контроля за проведением финансовых  операций;

- представлять по запросам  судов, органов прокуратуры, органов  предварительного расследования,  органов финансовых расследований  необходимую информацию о результатах  проверки лиц, осуществляющих  финансовые операции;

- при установлении факта  совершения финансовой операции, имеющей незаконный характер, приостановить  в установленном порядке эту  операцию;

- при установлении факта  непредставления информации о  совершении финансовой операции, подлежащей особому контролю, информировать  налоговые органы, а по финансовым  операциям в иностранной валюте - Комитет государственного контроля [11].

Иные права и обязанности  государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, определяются законодательством. Координация деятельности государственных  органов по предотвращению легализации  доходов, полученных незаконным путем, осуществляется Государственным секретариатом  Совета Безопасности Республики Беларусь. Что же касается координации общих  вопросов международного сотрудничества, то она отнесена к компетенции  Министерства иностранных дел и  Министерства внутренних дел Республики Беларусь [12].

Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики, многоаспектны, то и методы борьбы с нею должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.

В краткосрочном периоде  наиболее эффективными могут оказаться  меры принудительного характера. Подпольное производство, контрабанда, обычные  схемы уклонения от уплаты налогов  выявляются проведением комплексных  проверок со стороны правоохранительных, налоговых и таможенных органов. При занятии незаконной деятельностью  не должно создаваться ощущения безнаказанности, что делает преступный бизнес привлекательным [19].

Информация о работе Перспективы эффективного ограничения теневой экономики