Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:19, реферат
Снижение открытых запасов нефти и изменения их структуры в направлении увеличения доли трудноизвлекаемых нефтей диктует необходимость оценки возможности освоения углеводородного сырья типа сверхвязких нефтей и природных битумов, считавшихся до последнего времени малорентабельными для разработки.
Битумоносные породы и содержащиеся в них природные битумы являются, по сути, комплексным сырьём ХХI века. Природные битумы, в отличие от нефтепродуктов, являются многоцелевым полезным ископаемым с повышенным содержанием сернистых компонентов, металлов, асфальтенов, смол, нефтяных кислот. Химическая комплексная переработка природных битумов позволяет получать важную промышленную продукцию: элементарную серу, сульфоксиды, сульфоны, кокс с высоким содержанием ванадия, нефтяные кислоты, лакокрасочные материалы, компоненты смазочных материалов, моторные топлива, дорожные, строительные и специальные битумы. При этом битуминозные породы являются весьма ценным дорожно-строительными материалами для изготовления асфальтобетона, нижних и верхних слоёв дорожного покрытия, силикатного кирпича, керамзитобетона, компонентов для офлюсованных и железнорудных окатышей в черной металлургии.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Особенности геологического строения природных битумов……………….…5
Методы разработки природных битумов………………………………………..7
Направления использования природных битумов и битуминозных пород….12
Состояние и перспективы производства битумов в России ……………….…16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...…22
Выход из создавшегося непростого положения – организация серьезной государственной поддержки как на всех стадиях базового ценообразования (примеры – страны ЕЭС, Кувейт и др.), так и в виде стимулирования производства высококачественных дорожных битумов и строительства частных автодорог.
По оценке специалистов дорожного хозяйства, в настоящее время до 25–28% дорожных битумов, используемых для приготовления асфальтобетонных смесей, являются некондиционными, т.е. не соответствуют требованиям ГОСТ 22245–90 по одному или нескольким показателям. Результаты обследований ряда асфальтобетонных заводов (АБЗ) в различных регионах страны подтвердили, что примерно в трех случаях из четырех причина брака – несоблюдение технологий транспортирования, перевалки и хранения битумов, использование битумов
с непрогнозируемым химическим составом, а именно: с малотоннажных локальных установок; неопределяемого происхождения, после коммерческого хранения, перегретые при перевалке, загрязненные и подвергнутые пересортице при транспортировке и т.п. Таким образом, "вклад" основных крупных российских производителей дорожных битумов в общий объем битумного брака не превышает 25%. Тем не менее, это недопустимо высокий процент для такой высокотехнологичной отрасли, как нефтепереработка. К основным причинам производства некондиции на НПЗ относится использование устаревших (опять же, очевидно, в силу вышеупомянутых экономических предпосылок) технологий производства.
Современная технология должна обеспечивать стабильный выпуск товарных битумов из гудронов и других полупродуктов различного состава и качества, а также предоставлять возможность выпуска не только продукции, превосходящей по качеству требования общероссийского стандарта (например, по соответствующему стандарту организации), но и перспективных материалов. Это достигается за счет оснащения установок системами автоматизации всех технологических операций, поточными анализаторами качества, герметичными эстакадами налива и затаривания продукции. Товарные и сырьевые резервуарные парки современных битумных производств должны быть оборудованы системами обогрева и компаундирования. При проектировании и эксплуатации битумных производств экологические проблемы безусловно должны учитываться. Понятно, что создание такого современного битумного производства требует серьезных финансовых инвестиций.
Нестабильность качества перерабатываемого сырья (сначала товарной смеси нефтей, а затем и гудронов) и обеспечение при этом качества продукции и стабильности ее эксплуатационных свойств – основная проблема технологических окислительных битумных установок колонного типа, составляющих сейчас основу производства. Отрицательный "вклад" в нестабильность качества гудрона вносят и технологические особенности эксплуатации вакуумных колонн: эффективность контактных устройств, колебания температурного режима, глубины вакуума, расходов, количества "проваливаемого" циркуляционного орошения. Следовательно, в схему современного битумного производства должен быть включен специальный блок подготовки сырья для оптимизации фракционного и группового
химического состава гудрона. Решения обеих поставленных задач во многом взаимосвязаны: утяжеление гудрона – это одновременно и способ снижения степени его парафинистости, а повышение степени его ароматизированности (например, компаундированием) позволяет одновременно регулировать и фракционный состав подготовленного гудрона.
Подготовка сырья – повышение содержания в нем смолистых соединений и одновременное снижение степени его "парафинистости".
Процесс производства окисленных битумов на большинстве российских НПЗ достаточно хорошо технологически отработан и не вызывает каких-либо серьезных проблем. В последние годы на некоторых НПЗ проведена модернизация и переобвязка действующих окислительных колонн с целью повышения степени использования кислорода воздуха при получении в основном высокоплавких битумов. К ним прежде всего следует отнести разработку схемы окисления мазутов, создание колонн с внутренним или наружным разделением зон реакции и сепарации и колонн с квенчинг-секцией. Такие решения позволяют повысить эффективность работы окислительной колонны за счет снижения нагрузок по воздуху и повышения температуры окисления в зоне реакции.
Вместе с тем имеются публикации о разработке специальных конструкций стационарных воздушных маточников, позволяющих сократить нагрузку по воздуху и существенно снизить содержание кислорода в отходящих газах окисления. Таким образом, наличие блока подготовки сырья, позволяющего минимизировать влияние колебаний марок, и современного автоматизированного блока окисления – достаточная гарантия стабильного производства дорожных битумов, соответствующих ГОСТ 22245-90. Производство же дорожных битумов более высокого качества (так называемых брендовых) должно базироваться на применении современного блока компаундирования продукции, имеющего в своем составе необходимые резервуарные мощности и оснащенного системами дозированного смешения поточными анализаторами и др. При его наличии и применении необходимых полупродуктов и добавок, можно значительно улучшить те или иные эксплуатационные характеристики дорожных битумных материалов.
Оценка экономических аспектов битумного
производства в России заставляет специалистов-
Заключение
Итак, развитие направления разработки высоковязких нефтей и природных битумов должно включать в себя следующие работы:
- изучение накопленного
Несмотря на то, что разработка высоковязких нефтей и природных битумов на сегодняшний день лидирующим направлением не является, рано или поздно она приобретет свое ведущее место.
Список использованной литературы
1.Аксенов А.А., Жабрева П.С. Методика
оценки прогнозных ресурсов
2.Баженова Т.К., Шиманский В.К. Сборник
материалов международной
3.Губницкий В.М. Геолого-геохимическая
оценка нефтегазоносности
4.Губницкий В.М. Природные битумы: состояние ресурсов - особенности освоения - возможности использования. «Геология нефти и газа». 1997 г. 14-18 с.
5.Смелков В.М., Кольчева А.В. Характеристика
поверхностных и
Информация о работе Перспективы развития добычи нефти из битуминозных пород