Перспективы развития лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана с тем, что деятельность банков на рынке лизинговых услуг связана со следующими аспектами лизинга как способа инвестирования:
1) лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки являются основными держателями денежных ресурсов;
2) лизинговые услуги по своей экономической природе тесно связаны с банковским кредитованием и являются своеобразной альтернативой последнему.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы лизинга……………………………..5
1.1 Понятие лизинговых операций…………………………..5
1.2 Основные элементы и виды лизинговых операций…….7
Глава 2.Анализ лизинговых операций……………………………...15
2.1 Преимущества и недостатки лизинговых операций…….15
2.2 Анализ эффективности лизинговых операций…………..18
Глава 3. Перспективы развития лизинга в России………………….22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая Лизинг .docx

— 2.28 Мб (Скачать файл)

В соответствии с рекомендациями применяется следующая последовательность расчетов.

Расчет общей суммы лизинговых платежей:

 

ЛП=АО+ПК+КВ+ДУ+НДС,

 

где ЛП – общая сумма лизинговых платежей;

АО – величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК – плата за кредитные ресурсы, используемые лизингодателем на приобретение лизингового имущества,

КВ – компенсационное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ – плата лизингодателю за оказание дополнительных услуг лизингополучателю, предусмотренных договором лизинга;

НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем за услуги лизингодателя.

Расчет амортизационных отчислений:

 АО=БС*НА/100,

 

где БС – балансовая стоимость имущества – предмета договора лизинга;

НА – норма амортизационных отчислений.

Определение платы за кредитные ресурсы (КР), используемые лизингодателем на приобретение лизингового имущества:

 

ПК=КР*СТ/100,

 

где ПК – плата за используемые кредитные ресурсы,

СТ – ставка за кредит, в процентах годовых.

В каждом отчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в текущем году или среднегодовой остаточной стоимости имущества – предмета договора:

 

КРt=Q*(ОСн+ОСк)/2,

 

где КРt – кредитные ресурсы, затрачиваемые на приобретение имущества, плата за которое осуществляется в расчетном году;

ОСн – расчетная остаточная стоимость имущества на начало года;

ОСк - расчетная остаточная стоимость имущества на конец года;

Q – коэффициент, учитывающий долю заемных средств  в общей стоимости приобретенного  имущества. Если для приобретения  имущества используются только  заемные средства, то коэффициент Q=1.

Расчет комиссионного вознаграждения лизингодателю, которое устанавливается по соглашению сторон в процентах от:

- а) балансовой  стоимости лизингового имущества;

- б) среднегодовой  остаточной стоимости имущества.

Комиссионное вознаграждение соответственно может быть рассчитано по двум вариантам:

КВt=p*БС, где p – ставка комиссионного вознаграждения, процент годовых от балансовой стоимости имущества; БС - балансовая стоимость имущества – предмета договора лизинга;

 

КВt=((ОСн+ОСк)/2)*(СТв/100),

 

где ОСн – расчетная остаточная стоимость имущества на начало года; ОСк - расчетная остаточная стоимость имущества на конец года; СТв – ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества.

Определение платы за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга в расчетном году:

 

ДУt=(P1+P2+…+Pn)/T,

 

где ДУt – плата за дополнительные услуги в расчетном году;

P1, P2, …, Pn –  расход лизингодателя на каждую  предусмотренную договором услугу;

Т – срок договора, лет.

Расчет размера налога на добавленную стоимость, который уплачивается лизингодателем по услугам договора лизинга:

 

НДСt=(Bt*СТн)/100,

 

где НДСt – величина налога, подлежащего уплате в расчетном году;

Bt – выручка  от сделки по договору лизинга  расчетном году;

СТн – ставка налога на добавленную стоимость.

Определение суммы выручки в расчетном году (Вt). В нее включаются: амортизационные отчисления (АОt), плата за пользование кредитными ресурсами (ПКt), сумма вознаграждения лизингодателю (KBt) и плата за дополнительные услуги лизингодателя (ДУt), предусмотренные договором:

 

Bt=АОt+ПКt+KBt+ ДУt.

 

Расчет размера лизинговых взносов при их уплате равными долями с оговоренной в договоре периодичностью:

 

ЛВr=ЛП/Т,

 

где ЛВr - размер ежегодного лизингового взноса;

ЛП - общая сумма лизинговых платежей;

Т - срок договора лизинга (лет).

Указанным образом с учетом всех элементов лизинговых платежей рассчитывается базовая величина, которая будет служить исходной для расчетов стоимости лизинга.

 

Глава 3. Перспективы развития лизинга в России

В последние годы в России лизингу уделяется значительное внимание и не только со стороны независимых экспертов и средств массовой информации, но и, что очень показательно и важно, со стороны Правительства РФ. В результате рынок лизинговых услуг в стране динамично развивается. Этому способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Так, был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24. 12. 02)[СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2002. № 5. Ст. 376; № 52 (ч. 1). Ст. 5132.], в котором сформулированы следующие цели:

1) развитие  форм инвестиций в средства  производства на основе финансовой  аренды (лизинга);

2) защита  прав собственности и прав  участников инвестиционного процесса;

3) обеспечение  эффективности инвестирования. Данным  Законом определены меры государственной  поддержки деятельности лизинговых  организаций (компаний, фирм):

- разработка  и реализация федеральной программы  развития лизинговой деятельности  в РФ или отдельном регионе  как части программы средне 

- и долгосрочного  социально-экономического развития  РФ или региона;

- создание  залоговых фондов для обеспечения  банковских инвестиций в лизинг  с использованием государственного  имущества;

- долевое  участие государственного капитала  в создании инфраструктуры лизинговой  деятельности в отдельных целевых  инвестиционно-лизинговых проектах;

- меры государственного  протекционизма в сфере разработки, производства и использования  наукоемкого высокотехнологичного  оборудования;

- финансирование  из федерального бюджета и  предоставление государственных  гарантий в целях реализации  лизинговых проектов, в том числе  с участием фирм-нерезидентов;

- организация  инвестиционных кредитов для  реализации лизинговых проектов;

- предоставление  банкам и другим кредитным  учреждениям в порядке, установленном  законодательством РФ, освобождения  от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от выдачи кредитов  субъектам лизинга на срок  не менее чем три года для  реализации договора лизинга;

- предоставление  в законодательном порядке налоговых  и кредитных льгот лизинговым  компаниям (фирмам) в целях создания  благоприятных экономических условий  для их деятельности;

- создание, развитие, формирование и совершенствование  нормативно-правовой базы, обеспечивающей  защиту правовых и имущественных  интересов участников лизинговой  деятельности;

- предоставление  лизингополучателям, ведущим переработку  или заготовку сельскохозяйственной  продукции, права осуществлять лизинговые  платежи поставками продукции  на условиях, предусмотренных договорами  лизинга;

- отнесение  при осуществлении лизинговых  операций в агропромышленном  комплексе к предмету лизинга  племенных животных;

- создание  фонда государственных гарантий  по экспорту при осуществлении  международного лизинга отечественных  машин и оборудования.

На основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 26. 03. 03)[СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093; № 50. Ст. 4925; 2003. № 2. Ст. 169; № 9. Ст. 805; № 11. Ст. 956; № 13. Ст. 1178.] после 10 февраля 2002 г. отменяется обязательное лицензирование лизинговой деятельности в РФ, хотя это воспринимается участниками рынка неоднозначно. С одной стороны, это требование соответствует политике либерализации и открытости экономики; некоторые компании начинают использовать лизинг как инструмент сбытовой политики. Но, с другой стороны, отмена лицензирования уже сегодня приводит к тому, что при отсутствии пусть даже формального контроля и учета со стороны государства некоторые компании получили возможность подменять договоры купли-продажи договорами лизинга с целью уменьшения налогообложения. Банки вынуждены работать с компаниями, не имеющими опыта лизинговой деятельности, при этом возникает необходимость прилагать значительные усилия для их дополнительных проверок и корректировки лизинговых проектов. Нормы гл. 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ дают новые возможности для маневра при проектировании многих лизинговых сделок. По различным оценкам объем российского лизингового рынка в 2001 г. составил от 1,7 до 2 млрд дол. Прирост инвестиций по лизингу по сравнению с 2000 г. оценивается в пределах 40 - 66 %. Доля инвестиций по лизингу в основные производственные фонды по расчетам специалистов колеблется от 2 до 4 %. По состоянию на начало 2002 г. в России было зарегистрировано около 2000 лизинговых компаний, но реально работали на рынке не более 200 из них. Сейчас уже можно говорить о том, что в России сформировалась структура лизингодателей, в которую входят:

- банки, осуществляющие  льготное финансирование лизинговых  операций для своих клиентов;

- лизинговые  компании, выступающие в роли  дочерних компаний банков или  созданные при участии банковского  капитала;

- компании, существующие в рамках финансово-промышленных  групп;

- специализированные  лизинговые компании, организованные  крупными производителями машин  и оборудования;

- лизинговые  компании, образованные предприятиями, специализирующимися на покупке, поставке и обслуживании техники;

- муниципальные  лизинговые компании, которые были  созданы при муниципалитетах, и  в основе являются компаниями  малого бизнеса;

- компании, образованные иностранными банками  и зарубежными лизинговыми компаниями  исключительно для обслуживания  своих клиентов-нерезидентов;

- независимые  лизинговые компании.

Все лизинговые компании функционируют благодаря привлечению в различной степени банковского кредита. Сами же банки редко участвуют в лизинговых операциях в качестве лизингодателей. Наибольшую активность на российском рынке в настоящее время проявляют лизинговые компании, созданные в рамках крупных промышленных и финансово-промышленных групп. Такая компания имеет возможность эффективно управлять «длинными деньгами», которые удается привлечь либо банку, либо группе, концентрируя их в своих руках. Плюсы такой лизинговой компании заключаются в следующем:

- во-первых, опираясь на сотрудничество с  банком, можно находить кредитные  ресурсы, используя при этом экспортные  агентства, операции с возможностью  обратного выкупа оборудования, или просто через открытие  кредитных рисков на предприятии  своей промышленной группы;

- во-вторых, лизинговая компания способна  четко проводить концепцию единого  покупателя, что в итоге оказывает  положительное влияние на цены;

- в-третьих, наличие лизинговой компании  в рамках финансово-промышленной  группы предполагает защиту собственности. Если новое оборудование приобретается  на лизинговую компанию и сдается  в лизинг предприятиям, то, несмотря  ни на какие попытки в дальнейшем  отобрать эти предприятия у  их собственников, все новое оборудование  продолжает оставаться у лизинговой  компании. В течение последних  двух лет было создано большое  количество новых лизинговых  компаний с участием российского  и западного капиталов. На российский  рынок пришли многие иностранные  компании-нерезиденты. В качестве  резидентов были учреждены и  стали действовать компании «Даймлер  Крайслер лизинг автомобили», «Райффайзен-лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Дельта-Лизинг», «Вольво трак финанс», «Цеппелин  Русланд (Caterpillar)» и др. Заинтересованность  государства в развитии лизингового  рынка и привлечении инвестиций  в Россию позитивно скажется  на дальнейшей активизации рынка  лизинговых услуг. Практически после  годового перерыва в полную  силу заработал федеральный аграрный  лизинг, но уже на новой экономической и правовой основе. Созданная по замыслу Правительства РФ новая национальная система аграрного лизинга является в настоящее время мощнейшим инвестиционным институтом. В основе системы лежит деятельность государственной агропромышленной компании «Росагролизинг», уставный капитал которой сформирован за счет целевых бюджетных средств в размере 8 млрд руб. Компания заключила более 300 договоров лизинга и работает с 60 субъектами РФ. Она закупила и распределила по регионам 4708 единиц сельскохозяйственной техники: 3219 комбайнов, 1063 трактора, 426 единиц прочей техники. Получил поддержку государства и авиационный лизинг. На российском рынке используются около 30 различных схем проведения лизинговых операций. Они разрабатываются с учетом:

Информация о работе Перспективы развития лизинга в России