Перспективы развития пенсионной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:17, реферат

Описание работы

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в России представляет од¬ну из острейших социально-экономических проблем.
Российская пенсионная система в силу своей всеобщности, многоукладности и наличия большого государственного пенсионного долга по советским пенсионным обязательствам остается для экономики главным вызовом в течение всего XXI века. Поэтому государство должно сохранять свою лидирующую функцию регулятора в пенсионной системе, построенной на принципах социального страхования, на весь переходный период для сохранения социальной стабильности.
Цель исследования – рассмотреть перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Проблемы пенсионной системы РФ 4
2. Меры по совершенствованию пенсионной системы 7
3. Меры по укреплению накопительного компонента пенсионной системы 9
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Перспективы развития пенсионной системы РФ.docx

— 34.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Проблемы  пенсионной системы РФ 4

2. Меры по  совершенствованию пенсионной системы 7

3. Меры по  укреплению накопительного компонента  пенсионной системы 9

Заключение 12

Список литературы 14

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в России представляет одну из острейших социально-экономических проблем.

Российская пенсионная система  в силу своей всеобщности, многоукладности  и наличия большого государственного пенсионного долга по советским  пенсионным обязательствам остается для  экономики главным вызовом в  течение всего XXI века. Поэтому государство  должно сохранять свою лидирующую функцию  регулятора в пенсионной системе, построенной  на принципах социального страхования, на весь переходный период для сохранения социальной стабильности.

Цель исследования – рассмотреть  перспективы развития пенсионной системы  Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

- рассмотреть основные  проблемы настоящей пенсионной  системы РФ.

- исследовать меры по  укреплению накопительного компонента  пенсионной системы.

Объект исследования –  пенсионная система РФ.

Предмет исследования - перспективы  развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

 

 

  1. Проблемы пенсионной системы РФ

 

Для укрепления фундамента современной  пенсионной модели России и ее дальнейшего развития необходимо решить сегодня следующие проблемы:

  1. Монополизм ПФР. Именно монополизм ПФР сегодня является причиной неэффективного развития накопительной составляющей трудовой пенсии, стремительного возрастания обязательств государства перед будущими пенсионерами. Кроме того, возникла реальная угроза дефицита государственных облигаций для обслуживания средств пенсионных накоплений, находящихся в управлении государственной управляющей компании (УК).
  2. Налоговое стимулирование. В соответствии с действующим законодательством не подлежат обложению налогом на прибыль только пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников. Это существенно ограничивает возможности работодателей по социальной поддержке членов семей работников, а также бывших работников соответствующего предприятия. Пенсионные выплаты по негосударственному пенсионному обеспечению, сформированные за счет пенсионных взносов работодателя или родственников работника, облагаются налогом на доходы физических лиц. Установлена максимальная величина социального налогового вычета, включающего расходы физического лица на негосударственное пенсионное обеспечение, обучение, лечение и т.д.
  3. Инвестирование. Отсутствует достаточное количество качественных инвестиционных инструментов, способных одновременно удовлетворить императивные нормы законодательства по инвестированию пенсионных накоплений и требование необходимой минимальной доходности для сохранения покупательной способности накопительной пенсии.
  4. Риск фондовых инвестиций и его покрытие. По сути, риски страхуются только на уровне ПФР — УК, а не на всех уровнях обращения пенсионных активов (статья 25 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»1).
  5. Правовые пробелы. Не установлены критерии и гарантии пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию со стороны государства. Не определены в законодательном порядке правила выплаты накопительной части трудовой пенсии.
  6. «Риски в конце пути». Расчеты показывают, что размер взносов, отчисляемых на формирование накопительной части трудовой пенсии (6%), не достаточен для того, чтобы реально обеспечить в среднесрочной перспективе даже при высоком инвестиционном доходе достойную прибавку к пенсии. Средний размер накопительной пенсии к началу 2020-х годов может составить от 500 до 1200 рублей.
  7. Финансовая культура и пенсионная грамотность. Необходимо повышать финансовую культуру и страховую грамотность граждан.

Третий этапа пенсионной реформы (2010 год) инициирован Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. В Концепции содержится раздел, посвященный проблемам пенсионной системы, главной целью развития которой является повышение уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы2.

Но в результате корректировки  пенсионной системы — валоризации, замены единого социального налога страховыми взносами и их увеличения, а также слияния базовой и страховой частей трудовой пенсии — произошло деление трудовой пенсии на две части: страховую и накопительную. Этот подход изменил содержание модели пенсионной системы в России и явил собой начало третьего этапа реформирования пенсионной системы.

Однако замена единого социального  налога страховыми взносами ситуацию, скорее всего, не улучшит, а, напротив, ухудшит. Пенсии сегодня лишь на треть обеспечены страховыми взносами, остальное — прямые бюджетные трансферты. Дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации огромен (1,1 триллиона руб.) и в сложившейся системе экономических и финансовых координат практически не снижаем в силу «конструкции» пенсионной системы и большого числа пожилых людей. Через несколько лет «передышки» дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации возрастет многократно.

Деньги, отчуждаемые у бизнеса, подлинными страховыми платежами так  и не стали. Работодатели, скорее всего, будут сворачивать свое участие  в корпоративных пенсионных программах из-за резкого повышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Таким образом, долгосрочной тенденцией в пенсионной системе России является снижение коэффициента замещения, что свидетельствует о системном кризисе пенсионной системы страны, который можно преодолеть только путем коренных ее преобразований, а также с помощью государственного регулирования системы заработной платы в стране.

Другими словами, пенсионная система  России вошла в фазу финансовой неустойчивости, которая будет все более усугубляться.

Несмотря на то что система негосударственных  пенсионных фондов активно и эффективно работает, Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации собирается поменять для них правила игры, чтобы работали еще лучше.

 

2. Меры по совершенствованию  пенсионной системы

 

Государственное регулирование  развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий.

Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две  главные проблемы - дефицит бюджета  ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного  заработка – не могут быть полностью  урегулированы внутри пенсионной системы  без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и  демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование  макроэкономических и демографических  факторов и финансовая поддержка  федеральным бюджетом пенсионной системы  на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.

В России используется солидарный коэффициент замещения, который  рассчитывается как соотношение  среднего для всех получателей размера  пенсии в текущем году и средней  заработной платы в экономике  за этот же период, выраженное в процентах.

В этой связи представляется необходимым осуществить нормативное  закрепление методологии определения  коэффициента замещения пенсией  утраченного заработка в целях  обеспечения сопоставимости его  расчета с международными нормами.

Разработка комплекса  мероприятий по дальнейшему совершенствованию  пенсионной системы должна быть непосредственно  взаимоувязана не только внутри нее, но и с базовыми макроэкономическими  параметрами развития страны, и строго синхронизирована на долгосрочную перспективу (весь период пенсионной реформы). Поэтому  особое значение имеет согласование всех этапов пенсионной реформы с  макроэкономическими тенденциями в каждый конкретный период, что определено действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Назрела необходимость формирования института долгосрочного макроэкономического  прогнозирования. В ряде стран для  такого прогнозирования используются тренды развития, проявляющиеся, прежде всего, в системах пенсионного обеспечения, являющихся наиболее долгосрочными  по своим функциональным конструкциям.

Кроме того, персонифицированный  учет пенсионных прав застрахованных лиц, являющихся суммарным результатом  их многолетней трудовой деятельности, позволяет актуарным службам  национальных пенсионных фондов располагать  уникальной по объему и структуре  базой данных, использование которой  дает возможность разрабатывать  собственные прогнозы основных макроэкономических параметров в области заработной платы, занятости, структуры трудовых ресурсов и т.д.

 

 

3. Меры по укреплению накопительного компонента пенсионной системы

 

Для решения задач развития накопительного компонента пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а  также механизмов устойчивого роста  пенсионных накоплений, формируемых  в пользу граждан, предлагается следующий  комплекс мер по укреплению накопительного компонента пенсионной системы.

1. Поэтапный вывод обязательного  накопительного компонента из  системы обязательного пенсионного  страхования и его трансформация  в систему обязательного накопительного  пенсионного страхования в рамках  гражданско-правовых (договорных) отношений.

2. Институциональное преобразование  негосударственных пенсионных фондов  в накопительные пенсионные фонды.

3. Повышение эффективности  инвестирования средств пенсионных накоплений.

4. Обеспечение сохранности  пенсионных накоплений путем  развития механизмов компенсации возможных потерь.

5. Целевое стимулирование  формирования пенсионных накоплений.

6. Гуманизация накопительного  компонента пенсионной системы.

7.  Модернизация государственного  контроля.

Для реализации предложенной концепции развития накопительного компонента пенсионной системы потребуется  внесение изменений в следующие  законодательные акты:

• Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»3 и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»4;

• Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»5 и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»6 в части определения взноса на обязательное накопительное пенсионное страхование в качестве вычета из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и исключения накопительной части трудовой пенсии из видов страхового обеспечения.

Потребуется трансформация  закона «О негосударственных пенсионных фондах»7 в закон «О накопительных пенсионных фондах», предусматривающая определение статуса накопительных пенсионных фондов и их организационно-правовой формы; создание и функционирование на равных правах фондов, создаваемых частными учредителями, и государством; определение прав и обязанностей учредителей фондов; Возможно включение в трансформированный закон основных положений, регулирующих накопительное пенсионное страхование, а также положений по страхованию риска передачи накоплений из фонда в фонд на случай лишения лицензии в качестве основной гарантии сохранности средств пенсионных накоплений.

Потребуется модернизация Федерального закона «Об инвестировании средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии»8 в закон «Об инвестировании средств пенсионных накоплений», где должны быть реализованы положения о составе портфелей по уровню допустимого риска для возрастной дифференциации их выбора участниками обязательного пенсионного накоплениям, установлены особенности для добровольного пенсионного накопления, а также внесены корректировки в нормы, регулирующие структуру инвестиционного портфеля и взаимоотношения накопительных пенсионных фондов и управляющих компаний. 

Заключение

 

В заключении  хотелось бы сказать о том, что Минздравсоцразвития  России работает над Стратегией долгосрочного  развития пенсионной системы до 2050 года. Документ призван заложить принципы и сформировать системный подход к развитию пенсионной системы в  России. Целью Стратегии является создание современной, сбалансированной и понятной для граждан национальной пенсионной системы. В частности, она  призвана решить проблемы тарифной политики, возраста выхода на пенсию, негосударственного пенсионного страхования, а также  досрочных пенсий.

Замминистра сформулировал основные принципы, на которые опираются специалисты министерства в процессе работы над Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года.

Пенсия является отложенной заработанной платой. Для увеличения размера пенсионного обеспечения, по словам замминистра, необходимо проведение планомерной политики по повышению  уровня заработанной платы в стране. «Пенсионная система является производной от сферы социально-трудовых отношений. Ни какая модель устройства системы, распределительная или накопительная, эту взаимосвязь не способна изменить», - сказал он.

Новая пенсионная система  должна обеспечить равенство прав и  обязанностей всех застрахованных лиц. По мнению Юрия Воронина, все категории  плательщиков должны перечислять страховые  взносы в Пенсионный фонд России по единому тарифу. «К этой цели мы будем идти последовательно, предусматривая переходные ключи, чтобы не было резкого скачка в нагрузки на плательщиков страховых взносов», - подчеркнул замминистра.

Пенсионная система должна функционировать как страховая  система. Для этого, по убеждению  Юрия Воронина, необходимо вернуть  в частности значение для застрахованного  лица роли трудового (страхового) стажа. «В страховой стаж должны включаться периоды работы и иной деятельности, когда уплачивались страховые взносы, либо периоды общественно полезной деятельности, за которые из бюджета выплачивались компенсационные платежи», - сказал он.

Информация о работе Перспективы развития пенсионной системы в РФ