Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель и задача данной курсовой работы – выявить современные тенденции развития лизинговых операций в России.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить теоретический базис лизинга;
2. Определить общие черты и особенности, присущие лизинговым операциям;
3. Проанализировать особенности и тенденции развития российского лизингового рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ЛИЗИНГА 4
1.1. Понятие лизинга 4
1.2. Основные элементы лизинговых операций 5
1.3. Виды лизинга 9
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИИ 14
2.1. Становление лизинга в России 14
2.2. Развитие лизингового рынка в России 16
2.2.1. Объем и динамика рынка 16
2.2.2. Лидеры рынка лизинговых услуг 18
2.2.3. Территориальное распределение сделок лизинга 18
2.2.4. Структура рынка по предметам лизинга 20
2.3. Перспективы развития рынка лизинга в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Распределение новых сделок по регионам применительно к сделкам с субъектами малого и среднего бизнеса более равномерное – доля Москвы в таких сделках в 2 раза ниже, чем в целом по всему объему сделок на рынке (20%). Второе и третье место занимают Центральный ФО (18,8%) и Приволжский ФО (18,6%), оставшийся объем сделок преимущественно распределен между Уральским и Сибирским ФО (10,7% и 10,4% соответственно). Доли остальных регионов не превышают 7%.
Рис. 4. Географическое распределение объема новых сделок в сегменте МСБ в 2011 году
Сегмент-лидер по объему заключенных сделок в 2011 году –железнодорожная техника – 48,6% (график 5), ее доля увеличилась почти на 10 % (в 2010 – 39,1%). Лидерство в сегменте железнодорожной техники, как и в 2010 году, принадлежит компании «ВТБ Лизинг» (168,3 млрд рублей новых сделок).
Темпы прироста рынка, очищенные от влияния железнодорожного сегмента, составили 51,5% (вместо 79,3%).
Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, обогнав авиационную технику, которая занимала второе место в 2010 году. Сегмент лизинга легковых автомобилей остался на четвертом месте по объему.
Структуру рынка по предметам лизинга за 2011 год можно видеть из представленной ниже таблицы. (таблица 3).[6]
Рис. 5. Доля сделок с железнодорожной техникой увеличилась на 9,5 %
Таблица 3
Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга |
Доля в новом бизнесе в 2011 г., % |
Доля в новом бизнесе в 2010 г., % |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % |
Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.12, % |
Железнодорожная техника |
48,60% |
39,10% |
122,9% |
47,38% |
Грузовой автотранспорт |
9,54% |
8,40% |
103,6% |
6,24% |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
7,47% |
10,50% |
27,6% |
12,04% |
Легковые автомобили |
6,22% |
7,10% |
57,0% |
3,98% |
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах |
4,99% |
4,50% |
99,0% |
4,03% |
Здания и сооружения |
2,68% |
3,20% |
50,1% |
2,72% |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование |
2,67% |
1,60% |
199,4% |
2,10% |
В рамках исследования лизинговым компаниям было предложено оценить степень влияния негативных факторов, которые в настоящее время препятствуют развитию лизингового сектора. Основные из них приведены в таблице 4 (в порядке убывания значимости).
Таблица 4
Влияние негативных факторов на лизинговые операции
Главными факторами, сдерживающими развитие рынка являются нехватка надежных клиентов и ограниченные у многих компаний возможности доступа к «длинным» и «дешевым» ресурсам.
Фактор нехватки «длинных» денег стал в 2010 году более важным и занял второе место по значимости. В то же время фактор доступа к необходимому объему средств на фоне избыточной ликвидности в банковском секторе потерял свою остроту и опустился со второго на третье место.
Фактор низкого спроса на лизинговые услуги занял 4 место, которое в 2009 году принадлежало фактору высокого уровня удорожания сделки. В связи со снижением в 2010 году процентных ставок на финансовом рынке уровень удорожания был исключен из списка оцениваемых факторов.
Фактор возврата лизинговым компаниям НДС не вошел даже в пятерку наиболее острых, поскольку в условиях снижения лизингового портфеля компании больше уплачивали НДС в бюджет, а не предъявляли его к возмещению. По оценке «Эксперта РА», НДС к возмещению на 01.10.2010 в целом по рынку составил около 5-6 млрд рублей (на 01.10.2007 – около 20 млрд рублей).
Среди прочих отрицательных факторов участники рынка называют сохранение чрезмерно консервативных подходов в риск-менеджменте банков, несмотря на позитивные изменения в экономике. Следствием этого являются повышенные требования к заемщикам – как к лизингодателю, так и к лизингополучателю. Также негативно на рынок влияет отсутствие у лизинговых компаний действенных возможностей для внесудебного изъятия имущества у недобросовестных клиентов. Хотя право собственности на имущество и остается у лизингодателя, процесс изъятия предмета лизинга с учетом судебных процедур зачастую занимает полгода и более, что отрицательно влияет на финансовую устойчивость лизинговой компании. Независимых лизингодателей (не являющихся дочерними компаниями банков или производителей техники) также тревожит значительное усиление конкуренции со стороны государственных лизинговых компаний. [5]
По рынку видно, что банки начали завлекать население повышенными ставками депозитов - а это налицо нехватка ликвидности. И заимствование лизинговых компаний в банках соответственно тоже не могло не подорожать.
Учитывая почти двойной рост рынка по итогам 2011г. по соотношению к прошлому году, на 2012 год можно предсказать рост не более в 20-30%. В новых условиях лизинговые компании научились более трезво оценивать заявки клиентов, особенно это касается лизинга оборудования. Можно было бы ожидать и больший рост, но надо вспомнить, что за последние десятилетия основные фонды предприятий износились очень существенно.
Также нельзя не учесть состояние всей экономики страны, а именно вялый рост ВВП, по сравнению с другими развивающимися экономиками на фоне Индии, Китая, Бразилии и некоторых других стран.
Все это на фоне кризиса политического, коррупции в стране не может гарантировать дальнейших впечатляющих успехов для роста объемов сделок по лизингу дорогостоящего оборудования, участия частных лизинговых компаний в инвестиционных проектах, которые зачастую зависят от банковского кредитования.
Поэтому увеличение прибыльности лизингового бизнеса должно происходить за счет улучшения сервиса, повышению лояльности клиентов за счет предоставления дополнительных услуг, поиска качественных клиентов, развития альтернативных (агентских) каналов продаж. [7]
Специалисты «Эксперт РА» выделяют три сценария развития рынка лизинговых услуг.
Сценарий прорыва предполагает быстрый рост качественных и количественных характеристик до уровня, адекватного потребностям экономики. При осуществлении такого сценария развития предполагается удлинение экономического цикла на рынке лизинга с одновременно высокими темпами прироста объемов деятельности (25-30 % в год).
В рамках инерционного сценария ключевые ограничения, как в сфере нормативной базы, так и в сфере расширения предложения услуг со стороны лизингодателей сохранятся, хотя макроэкономические условия, как в России, так и в мире в целом останутся благоприятными. Это сделает невозможным удовлетворение потребностей российских экономических агентов в адекватном лизинговом финансировании силами российских лизинговых компаний.
Основная причина реализации инерционного сценария - медленная реализация мер, необходимых для развития лизингового рынка. При осуществлении такого сценария развития на рынке сохранится экономический цикл длительностью около пяти лет со средними темпами прироста рынка 15-25%.
Кризисный сценарий реализуется при условии, что в течение 2012-2020 гг. не реализуются меры по улучшению нормативного и фискального регулирования лизинговой деятельности, а также происходит ухудшение конъюнктурных факторов (сокращение доступа лизинговых компаний к рынкам капитала, увеличение стоимости заимствований и так далее). При этом на рынке будут существовать короткие циклы экономической активности (длительностью 2-3 года) и низкие темпы прироста объемов деятельности (10-20%).
Исходя из прогноза Министерства экономического развития РФ объема ВВП России на 2020 год в размере 153,6 трлн. руб., можно оценить предполагаемый вес лизингового сектора в экономике России при реализации различных сценариев развития (табл. 5).
Таблица 5
Прогноз объемов рынка лизинга в России при реализации различных сценариев развития
Сценарий |
Пессимистичный сценарий |
Умеренный сценарий |
Оптимистичный сценарий | |||
Период |
Темпы прироста в год, % |
Объем рынка, млрд руб. |
Темпы прироста в год, % |
Объем рынка, млрд руб. |
Темпы прироста в год, % |
Объем рынка, млрд руб. |
2011 |
15 |
1740 |
17 |
2184 |
25 |
2835 |
2012 |
18 |
2054 |
25 |
2730 |
30 |
3686 |
2013 |
20 |
2464 |
30 |
3548 |
35 |
4976 |
2014 |
20 |
2957 |
25 |
4436 |
30 |
6469 |
2015 |
10 |
3253 |
20 |
5323 |
30 |
8409 |
2016 |
15 |
3741 |
18 |
6281 |
20 |
10091 |
2017 |
15 |
4302 |
18 |
7411 |
20 |
12109 |
2018 |
15 |
4948 |
20 |
8894 |
25 |
15136 |
2019 |
20 |
5937 |
25 |
11117 |
30 |
19677 |
2020 |
20 |
7125 |
25 |
13896 |
30 |
25581 |
Доля лизинга в ВВП в 2020 году, % |
- |
4.6% |
- |
9% |
- |
16.6% |
Для устойчивого развития лизинга необходима стабильность – как финансовая, так и правовая. В то же время именно в 2009–2010 годах в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды – в частности, отмена ускоренной амортизации для 1-3 групп имущества.
Помимо улучшения
В 2012 году рынок может вырасти на 10-30%, однако если в данном году произойдет отмена ускоренной амортизации, то рынок лизинга, напротив, ждет сокращение в 2-3 раза.
Таким образом, эффективность лизинговой деятельности в России зависит от множества факторов. Основными из них являются: развитие нормативно-законодательной базы, совершенствование системы информационного обеспечения лизинговых отношений, развитие банковской кредитной системы, повышение профессионализма лизинговых компаний при работе с клиентами, продвижение на рынок лизинговых услуг новых лизинговых продуктов и т.д. [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе всего вышесказанного,
можно сделать следующие
Понятие «лизинг» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под лизингом понимают весь комплекс имущественных отношений, которые возникают с передачей предмета лизинга во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в аренду.
Лизинг в узком смысле слова — это долгосрочная аренда (машин и оборудования), купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. При этом арендодатель получает арендную плату, арендатор — оборудование.
Основными элементами лизинга являются:
Информация о работе Перспективы развития рынка лизинга в России