Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:51, реферат
“План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы. В дальнейшем за детальную разработку плана взялись два ведомства: Государственный департамент и Государственный военно-морской координационный комитет.
Введение………………………………………………………………………...…3
Основная часть…………………………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………...9
Список используемой литературы………………………………………….…..10
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Экономический факультет
Экономико-правовой колледж
Реферат
На тему:
План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран западной Европы
Чистополь 2011
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….…..
Введение
“План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен
государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что
они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы. В дальнейшем за детальную разработку плана взялись два ведомства: Государственный департамент и Государственный военно-морской координационный комитет. Большую роль в продвижении плана сыграл Вильям Клейтон, которого называют крестным отцом “плана Маршалла”, госсекретарь по экономике, американский представитель в ГАТТ ( Генеральное соглашение по тарифам и торговле - многостороннее международное соглашение об условиях торговли, заключенное в 1947 г. 23 странами ) и в Экономической комиссии ООН для Европы.
В 1947 году была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что:
-
объем производства в странах
довоенного с критическим уровнем добычи угля;
- потребность в импорте очень высока;
-
Европа потеряла крупный
-
произошел сильный сдвиг в
соотношении цен между
- наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и
внутренней, и внешней.
В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной только за счет
уменьшения предложения денег. Им должны противостоять необходимые товары, запасов которых не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым “запустить” производство. Не хватало и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства. Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска продукции. Другими
словами, укрепление финансовой системы рассматривалось не как предварительная или заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных финансов может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема.
К 1947 году сложилось положение, при котором само сохранение достигнутых объемов выпуска продукции оказалось под вопросом. Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет их собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла - примерно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не покрывала собственным производством даже половины потребности в основных продуктах питания. Уменьшение импорта
этих продуктов из США могло привести к голоду.
Сразу после войны импорт стран Западной Европы обеспечивался
предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием золотых и долларовых резервов и др. К 1947 г. поток финансовых поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич. Его наступление не отвечало бы и собственным интересам США. В то же время ни
американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на
закрепление за США роли действующего на благотворительных началах поставщика сырья и самых разнообразных товаров первой необходимости. Следовательно требовался такой сценарий сотрудничества, который бы :
- обеспечивал
большую самоокупаемость
- повышал отдачу американской помощи;
- вписывался в начавшееся в конце 40-х годов очередное обновление
технологической базы американской экономики.
В июле 1947 года в Париже была
созвана конференция
“План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам.
Важным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках
финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок. Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались.
Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не
займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства. Второй вид поставок - промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка. Третий вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и т.д. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший для этих целей специальное отделение.
В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских государств и
представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В
соответствии
с “Планом Маршалла” его
-
предпринять меры по
- через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее
эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции;
-
предпринять финансовые и
восстановлению доверия к ним;
-
придать европейской
Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.
В
экономической политике
направленные на поиск и применение новых методов экономического регулирования. Государства столкнулись с противоречием. С одной стороны, условием американской помощи был отказ страны, ее при принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут причинять ущерб частному предпринимательству, т.е. развитие частного капитала. С другой стороны, восстановление можно было осуществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность - сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать неспособные к самообеспечению отрасли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, некоторые отрасли тяжелой промышленности.
В этих условиях, также как и в США в 30-е годы, стало необходимым
использование
кейнсианского подхода к
стимулирование спроса через достижение полной занятости путем
государственного манипулирования налогами и расходами. Снимая наиболее острые вопросы, “план Маршалла” исподволь поощрял этот процесс.
Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного планирования. Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Германии, Бельгии, Италии. Во Франции осуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом, главной целью было не столько достижение более высокого уровня производства, сколько модернизация производства.
Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру “спасения” стагнирующих отраслей, а не средство стимулирования роста эффективности. Экономическая политика страны была направлена на решение 2-х задач : достижение высокого уровня занятости на основе кейнсианского метода повышения совокупного спроса через государственное вмешательство в экономику и улучшение платежного баланса, используя финансовую помощь США.
Главными проблемами Италии в послевоенный период были безработица и высокая инфляция. Сравнительно быстрое восстановление также опиралось на усиление государственного контроля, рост прямых государственных инвестиций, модернизацию промышленности в госсекторе. В отличие от Великобритании, использовавшей американскую помощь на укрепление платежного баланса, итальянское правительство разрешило частным предпринимателям использовать фонды помощи на финансирование импорта оборудования из США.
Заключение
В 1948 году одним из наиболее актуальных вопросов международной политики был “план Маршалла”. Окончание 2-й мировой войны привело к существенным изменениям всей международной обстановки. Военный разгром блока фашистских государств, антифашистский освободительный характер войны, решающая роль Советского Союза в победе изменили соотношения сил между двумя системами - социалистической и капиталистической. Советский Союз и сторонники социалистического пути развития резко отрицательно относились к инициативе США. Они считали, что “план Маршалла” не помогает европейским народам восстановить свою экономику, а наоборот, тормозит дело восстановления, лишает европейские страны их самостоятельности, превращает их в придаток американского империализма. Особые опасения высказывались в отношении милитаристского характера плана.
Французский публицист А.Клод пишет, что американские милитаристы
провозгласили новый курс, направленный на завоевание мирового господства. Важной вехой на этом пути является “план Маршалла” - план закабаления европейских народов американским капитализмом. Сосредоточивая свое главное внимание на Европейском континенте, американские империалисты стремились разрешить одновременно две задачи: избежать экономического кризиса, дав европейским странам возможность продолжать закупки американских товаров, и “поддержать” империалистическую систему в Европе, приостановив рост демократического движения. Эта двойная задача и должна быть разрешена путем предоставления европейским странам американских кредитов на условиях, которые сделали бы эти страны полностью зависимыми от США и превратили бы их народы в объект колониальной эксплуатации американскими монополиями.
Список используемой литературы