Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

В области контроля и регулирования контроля за реализацией планов предполагает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объём. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений.

Содержание работы

1.Сущность и виды внутрифирменного планирования
2.РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА И ЕГО МЕСТО В ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.Контроллинг и его место в планировании и контроле реализации планов предприятия.

Файлы: 1 файл

пл.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАНИРОВАНИЕ  НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.Сущность и виды внутрифирменного планирования

2.РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА И ЕГО МЕСТО В ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

3.Контроллинг и его место в планировании и контроле реализации планов предприятия.

1. Сущность и виды внутрифирменного планирования

 

Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее опциональных путей его достижения.

Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии.

В процессе внутрифирменного планирования определяются:

  • цели деятельности предприятия и его структурных подразделений различных уровней;
  • будущие  значения плановых показателей  предприятия и его структурных подразделений;
  • способы достижения поставленных целей;
  • участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей;
  • виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений.

Основные принципы планирования на предприятии в рыночной экономике: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников.

Система планирования в  настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического  планирования, тактического планирования и оперативного планирования.

В условиях рыночной экономики  установление генеральных целей  предприятия осуществляет собственник  или представитель собственника. В настоящее время главной  генеральной целью многих зарубежных предприятий является повышение благосостояния собственника. Главная генеральная цель разбивается на подцели, количественно выраженные системой целевых  плановых показателей. В качестве целевых плановых показателей выступают следующие: рост доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации, рост выручки, рост уровня качества продукции, чистая рентабельность собственного капитала, операционная прибыль, дивиденд на акцию, численность работников, затраты на экологические мероприятия и социальное развитие, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д.

Для достижения генеральных  целей на предприятии разрабатываются  стратегические, тактические и оперативные  планы.  Это является обязательным условием выполнения принципа непрерывности.

В рамках стратегического  планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что  оно будет выпускать, на каких  рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Стратегия определяет последовательность шагов по достижению основных долгосрочных целей фирмы. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер.

Целью тактического планирования является упорядочивание  действий работников организации по реализации стратегии. Тактическое планирование часто называют текущим. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы)  и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства.

Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий.

Тактические планы разрабатываются  на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Необходимо помнить, что разработка тактических планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д.(рис. 10.1). Завершает процесс планирования финансовых план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения.

Оперативные планы определяют что конкретно, в таком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации тактических планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа:

1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха);

2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок);

3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами.

По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и  индикативное планирование.

Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана.  Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.

 

 

2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА И ЕГО МЕСТО В ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Маркетинг — это деятельность, способствующая получению предприятием прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей.

Одна из основных задач  маркетинга — установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности фирмы исходя из ее стратегических целей. Эффективная реализация всех функций маркетинга на должном уровне малореальна без продуманного и всеобъемлющего планирования. Связь между системой маркетинга и планированием носит активный, двусторонний характер. Цели маркетинговой деятельности оказывают решающее воздействие на характер, временной горизонт и на систему планирования.

Годовой план предприятия устанавливает общие цели предприятия (куда входят рыночные, финансовые, производственные, инновационные и цели в области управления персоналов) и определят пути и способы их достижения.

План маркетинга — документ, являющийся важнейшей составной частью годового плана развития предприятия (наряду с финансовым, производственным и другими планами), в котором устанавливаются рыночные цели предприятия и предлагаются методы их достижения.

Схема разработки плана  предприятия выглядит следующим  образом:

Однако, так как в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, то и план маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь.

план маркетинга:

  • систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя;
  • позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение;
  • является документом, организующим работу всего предприятия;
  • позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям;
  • позволяет четко распределять время и другие ресурсы;
  • наличие плана мобилизует сотрудников компании.

Алгоритм разработки плана маркетинга состоит из пяти шагов:

  1. Определение миссии предприятия На этом этапе определяется миссия предприятия (его предназначение на рынке).
  2. Проведение SWOT-анализа. это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды). Данный анализ дает очень четкое понятие о том, где находится предприятие и что оно из себя представляет.
  3. Определение стратегии и целей предприятия. Данный раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий.
  4. Определение задач маркетинга и программы действий по их достижению. На данном этапе определяются задачи отдела маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач.
  5. Составление маркетингового плана и контроль за его выполнением. На данном этапе составляется сам документ и определяются значения параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга.

Разработка плана маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия за счет четкого определения целей и методов их достижения.

 

 

3. Контроллинг и его место в планировании и контроле реализации планов предприятия.

 

Контроллинг в настоящее время представляет собой мало изученную сферу управленческой деятельности. Нет устоявшейся концепции контроллинга. В современных экономических исследованиях не существует единой точки зрения на определение самого понятия «контроллинг», бытуют различные мнения по поводу его сущности и структуры системы контроллинга.

За период своего существования контроллинг значительно расширил круг изучаемых проблем — если при его зарождении он рассматривал в основном вопросы бухгалтерского учета, а впоследствии — бухгалтерский учет, управленческий (производственный) учет, оперативное планирование, то в настоящее время он включает практически все направления и аспекты управления предприятием: бухгалтерский (управленческий) учет, экономический анализ, планирование, контроль. Поэтому если раньше контроллинг определяли только как систему управленческого учета, то сегодня он является очень широким понятием, включающим в себя, помимо вопросов управленческого учета, вопросы анализа, планирования, контроля, организации информационных потоков, подготовки рекомендаций для принятия управленческих решений, а также получения дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе.

В общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным  функциональным областям менеджмента.

В области планирования поддержка процесса заключается  в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определении необходимой для планирования информации. Источников информации и путей её получения.

Система контроллинга информационно  поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.

          Служба контроллинга не определяет что планировать, но разрабатывает технологию планирования, выполняя управленческую функцию ведения задачи планирования на предприятии. Ответственность за реализацию планов остаётся в компетенции линейных руководителей.

Основные задачи контроллинга в области планирования: 

- информационная поддержка  при разработке базисных планов (продаж,

производства, инвестиций, закупок);

- формирование и совершенствование всей “архитектуры” системы планирования;

- установление потребности в  информации и времени для отдельных  шагов процесса планирования;

- координация процессов обмена  информацией;

- проверка предлагаемых планов  на полноту и реализуемость;

- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

- составление сводного плана  предприятия.

 

 В области контроля и регулирования  контроля за реализацией планов  предполагает разработку методов  ведения контроля, определение места  его проведения и объём. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений.

Основные задачи контроля и регулирования: определение параметров, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и фактических  показателей для измерения и  оценки степени достижения цели; определение  допустимых границ отклонений величин; анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

Информация о работе Планирование на предприятии