Планирование НТП и осуществление инновационной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:09, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается во всестороннем анализе механизма HТП, выявлении присущих данному явлению противоречий и тенденций развития НТП.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций
определить особенности и значение НТП и развития инноваций
рассмотреть основные направления и экономическую эффективность НТП
определить методы прогнозирования и планирования НТП и инновационных процессов
выявить проблемы, касающиеся развития НТП на современном этапе
определить методы регулирования НТП государством и инновационным сектором

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность НТП
2. Государственная инновационная политика: цели и направления
3. Методы реализации инновационной политики государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Планирование НТП и осуществление инновационной политики государства.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Существуют  и другие прогрессивные технологии производства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство - более высокая производительность и экономичность.

На современном  этапе и в будущем вряд ли можно  найти такой фактор, который бы так сильно влиял на производство, экономику и социальные процессы в обществе, каким является ускорение НТП.

Достижение  эффективной структуры производства предполагает, что в ситуации равновесия вся выпущенная продукция производится с наименьшими долгосрочными издержками. Фирмы, осуществляя производство, используют экономически наиболее эффективные технологии. Из этого следует, что НТП выступает как материальная основа формирования эффективной отраслевой структуры производства.

Подведу итог вышесказанного: основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Результатом внедрения  достижений НТП является повышение  эффективности функционирования народного хозяйства.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП[8].

Эффект может быть:

экономический (снижение себестоимости  продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);

политический (обеспечение  экономической независимости, укрепление обороноспособности);

социальный (улучшение условий  труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);

экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической  эффективности при внедрении  достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую  эффективность. Абсолютная экономическая  эффективность определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. По народному хозяйству в целом абсолютная экономическая эффективность (Ээ. эф. н/х) определяется так:

Ээ. эф. н/х = DД/К,

где DД - годовой  прирост национального дохода, руб.; К - капитальные вложения, вызвавшие этот прирост, руб.

Сравнительная экономическая эффективность

Расчеты сравнительной  экономической эффективности используются при выборе вариантов капитального строительства, реконструкции и  технического перевооружения предприятий, технологических процессов, конструкции и так далее. Сравнение различных вариантов решений хозяйственных и технических задач осуществляется с помощью системы основных и дополнительных показателей.

Основные показатели:

Производительность труда.

Капитальные вложения.

Себестоимость продукции.

Условно-годовая  экономия.

Прибыль.

Приведенные затраты.

Годовой экономический  эффект.

Срок окупаемости  капитальных вложений.

Дополнительные  показатели:

1. Улучшение  условий труда.

2. Уменьшение загрязнения окружающей среды и так далее.

Производительность  труда - определятся количеством  продукции произведенной работником в единицу времени или количеством  рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.

Следует заметить, что очевидность преимуществ того или иного варианта по сравнению с другими не всегда может быть явной, поэтому наиболее экономичный вариант выбирают по приведенным затратам. На показатели экономической эффективности оказывает влияние инфляция, поэтому необходимо ее учитывать при расчете показателей. Точность расчетов экономической эффективности повышается с увеличением количества ресурсов, по которым учитывается темп инфляции цен на них. Прогнозная цена продукции или ресурса определяется по формуле:

Ц (t) = Ц (б) • I (t),

где Ц (t) - прогнозная цена продукции или ресурса, руб; Ц (б) - базовая цена продукции или  ресурса, руб; I (t) - индекс изменения  цен продукции или ресурса  на t-ом шаге по отношению к начальному моменту расчета.

Подведу итог вышесказанного: экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды. Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту

 

 

 

 

 

 

2. Государственная инновационная политика: цели и направления

 

Инновационная политика государства разрабатывается  в виде концепции Правительством и является важной частью государственной  социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. [14]

Отсюда и  появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой  заключается в создании такой  системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа, которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций на мировых рынках высоких технологий. [15]

Цели и направления  инновационной политики государства  определяются, прежде всего, характерной  особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим  потенциалом и уровнем конкурентоспособности  основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным  потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли  топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую  к конкурентоспособной на мировом  рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей  группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др.

Инновационная политика в отношении этих групп  отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи  к основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести:

разработку  и совершенствование нормативно-правового  обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

создание системы  поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему  информационного обеспечения, систему  экспертизы, финансово-экономическую  систему, систему сертификации и  продвижения разработок и т.д.;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

реализацию  приоритетных направлений, способных  преобразовывать соответствующие  отрасли экономики страны и ее регионов;

использование технологий двойного назначения, которые  применяются как для производства военной техники, так и для  продукции гражданского назначения.

Подведу итог вышесказанного: цели и направления инновационной  политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим  потенциалом и уровнем конкурентоспособности  основной продукции. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы реализации инновационной политики государства

 

Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

формирование  законодательных условий для  позитивных изменений в инновационной  сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы с целью  создания выгодных условий для ведения  инновационной деятельности;

создание условий  для формирования совместных предприятий  по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

обеспечение в  зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

консолидация  усилий органов государственной  власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

развитие лизинга  наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно-активных организаций в международных  конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Наиболее действенным  методом прямого регулирования  НТП является финансирование. Мировая  практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства ВУЗов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В развитых странах  правительства в основном инвестируют  развитие образования и фундаментальные  исследования, а до 70% затрат на НТП  осуществляется частным сектором.

Можно сделать  вывод из вышесказанного, что финансирование - это самый действенный метод  инновационной политики государства. Но также планирование и прогнозирование - очень важнейшие методы.

 
Заключение

Перед современным  высокоиндустриальным обществом встал ряд новых, зачастую не имеющих прецедента в истории цивилизации научно-технических и социально-экономических задач, которые требуют качественно отличных от распространенных подходов к их решению. В центре всех дискуссий о путях развития общества постоянно находится одна проблема, а именно научно-технический прогресс, являющийся одновременно первопричиной и следствием быстрого изменения нашего мира, окружающей среды, структуры общества, экономики, занятости населения. Технический прогресс приобретает все большее значение как фактор экономического роста прежде всего в высокоразвитых странах.

Информация о работе Планирование НТП и осуществление инновационной политики государства